Особенности становления и развития банковской системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития банковской системы России.
Задачи:
- рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- основные функции банковской системы;
- исследовать особенности денежно-кредитной политики банков;
- определить роль банковской системы в рыночной экономике;

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 78.25 Кб (Скачать файл)

Один из уроков кризиса  состоит в том, что повышение  концентрации рисков является самостоятельным  фактором, существенно снижающим  устойчивость банков на индивидуальной и системной основе. В связи  с этим Банку России предстоит  реализовать меры по ограничению  концентрации финансовых рисков в деятельности кредитных организаций.

Важным уроком кризиса  явилось то, что повышенный уровень  рисков, принимаемых банками вследствие недостатков проводимой бизнес-политики, как правило, сопровождается преднамеренными действиями, направленными на сокрытие истинного положения дел, манипулированием данными учета и отчетности, а также некооперативным поведением руководства и владельцев банков во взаимоотношениях с органом надзора. В связи с этим нетранспарентность деятельности банков, включая непрозрачность (отсутствие очевидного экономического смысла) осуществляемых операций и сделок, непрозрачность контрагентов и источников происхождения доходов, является существенным признаком принятых банком повышенных рисков.[28]

Банк России примет меры, направленные на более консервативную оценку рисков при любых проявлениях  нетранспарентности в деятельности банков. Банк России также будет всемерно развивать содержательные подходы к оценке принимаемых банками рисков и качеству управления ими.

5) Реализация в Российской Федерации международных подходов к финансовому регулированию

Правительством Российской Федерации и Банком России будет  продолжена работа по реализации Основополагающих принципов эффективного банковского  надзора Базельского комитета по банковскому надзору и по внедрению в практику банковского регулирования и надзора положений документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы", принятого в 2004 году, а также направлений реформы финансового регулирования, одобренных "Группой двадцати", в том числе включенных в пакет документов Базельского комитета по банковскому надзору, принятых в 2010 году.

В рамках совершенствования  методики расчета достаточности  капитала будет продолжена работа по поэтапной реализации положений  документа Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы", которые являются международно признанным ориентиром в сфере оценки достаточности собственных средств (капитала) банков с учетом всех существенных рисков и соблюдения требований по рыночной дисциплине (раскрытию информации).

В рамках выполнения Российской Федерацией принятых на высшем уровне обязательств по реализации решений "Группы двадцати" будет обеспечена реализация одобренных международным сообществом  предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору. Работа будет проводиться в том числе по следующим направлениям:

- повышение требований к качеству и достаточности капитала;

- повышение требований к уровню ликвидности;

- развитие подходов по выявлению и оценке системных рисков, анализу системной устойчивости банковского сектора, использованию полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора и банковского регулирования, включая макропруденциальный и контрциклический аспекты;

- развитие стандартов отчетности;

- реформирование системы выплат и вознаграждений;

- трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций.

Реализация указанных  направлений будет осуществляться с учетом специфики российской экономики  и особенностей банковского сектора.

6) Лицензирование. Порядок инвестирования капитала

Правительство Российской Федерации  и Банк России рассмотрят вопросы  совершенствования системы допуска  капитала на рынок банковских услуг  и контроля Банка России за крупными приобретениями (более 10 процентов) акций (долей) кредитных организаций. Особое внимание будет уделяться соблюдению инвесторами требований законодательства Российской Федерации. Правительством Российской Федерации и Банком России предусматривается  формирование системы мер воздействия в отношении инвесторов, осуществивших приобретения с нарушением законодательства Российской Федерации.

Будет продолжена работа по закреплению в законодательстве Российской Федерации положений, направленных на повышение требований к руководителям  кредитных организаций и их филиалов, на усиление контроля со стороны Банка  России за соответствием руководителей  установленным требованиям, а также  работа по предотвращению допуска к  участию в капиталах банков лиц  с неудовлетворительным финансовым положением и деловой репутацией, включая полномочия по контролю за крупными приобретениями акций (долей) кредитных организаций. Требуется провести работу по законодательному закреплению за Банком России полномочий по обработке персональных данных и ведению баз данных.

Для упрощения процедур размещения акций кредитных организаций  среди широкого круга инвесторов будут реализованы меры, направленные на обеспечение благоприятных условий  публичного размещения акций, а также  на упрощение процедуры регистрации  эмиссии ценных бумаг.

Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию  законодательства Российской Федерации, регулирующего процедуры реорганизации  кредитных организаций, направленных на устранение препятствий в реализации возможности осуществления слияний  и присоединений кредитных организаций различных организационно-правовых форм.

На нынешнем этапе развития банковского сектора предполагается сохранить сложившиеся условия  инвестирования иностранного капитала, предполагающие равный с резидентами  порядок участия в уставных капиталах  кредитных организаций - резидентов без предоставления возможности  открывать филиалы иностранных  банков.

 

7) Транспарентность кредитных организаций

Важным инструментом достижения системной стабильности банковского  сектора является повышение прозрачности деятельности российских кредитных  организаций и укрепление рыночной дисциплины. Это является одним из существенных условий роста доверия  к банковскому сектору и повышения  его инвестиционной привлекательности.

В целях повышения транспарентности банковской системы Правительство Российской Федерации и Банк России продолжат работу по совершенствованию требований к раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности. Реализация этой задачи предполагает приближение указанных требований к международно признанным подходам, в том числе рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору. В частности, предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации, устанавливающих требования по раскрытию кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о величине собственных средств (капитала), а также о принимаемых рисках, процедурах их оценки и управления ими.

В последние годы улучшилась ситуация с прозрачностью структуры  собственности кредитных организаций. Благодаря изменениям в регулировании отношений в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации информация о структуре собственности банков - участников системы страхования вкладов стала доступна не только Банку России как надзорному органу, но и гражданам - потребителям банковских услуг.

Дальнейшему повышению прозрачности структуры собственности кредитных  организаций будет способствовать также развитие законодательной  базы института аффилированных лиц  кредитных организаций. В частности, необходимо предусмотреть требование ко всем аффилированным лицам кредитных  организаций представлять сведения о себе и ответственность за неисполнение этого требования. Установление указанных требований необходимо также в целях предотвращения конфликта интересов при осуществлении кредитными организациями сделок с заинтересованностью.

Предстоит также определить механизмы обеспечения контроля за прозрачностью структуры собственности при осуществлении публичного размещения кредитными организациями акций за пределами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации и Банк России с участием экспертного сообщества намерены изучить международный опыт в указанной сфере и подготовить соответствующие предложения.

Необходимо законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьи лица) существенное влияние  на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая  третьи лица, предоставлять кредитной  организации сведения для раскрытия  структуры собственности, в том  числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.

Целям повышения рыночной дисциплины послужат меры по расширению обязанности кредитных организаций  раскрывать неограниченному кругу  лиц информацию, характеризующую  профессиональную квалификацию и деловой  опыт руководителей.

По мнению Правительства  Российской Федерации и Банка  России, разработка банковским сообществом  отраслевых критериев транспарентности, требований и отраслевых стандартов по раскрытию кредитными организациями информации должна стать одним из важных направлений деятельности российских банковских ассоциаций. Со своей стороны Банк России в пределах установленной компетенции предполагает участвовать в указанной работе.

Обеспечение транспарентности деятельности кредитных организаций и совершенствование системы финансовой отчетности публичными компаниями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности является одним из существенных условий повышения эффективности рынка банковских услуг и роста доверия к банковскому сектору. В связи с этим в рамках реализации положений Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности" начиная с 2012 года предусматривается составление и предоставление всеми кредитными, страховыми организациями, а также иными организациями, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности только в соответствии с указанными стандартами.

8) Дистанционный надзор

Банк России продолжит  внедрение в практику международно признанных подходов к организации дистанционного банковского надзора в Российской Федерации. Дальнейшее развитие получит применение в дистанционном надзоре за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов содержательных подходов к анализу ситуации в кредитных организациях, базирующихся на современных приемах анализа и оценки существенных для кредитных организаций рисков, уровня их концентрации и качества управления.

В процессе организации дистанционного надзора Банком России будет уделяться  особое внимание:

- наличию у кредитных организаций адекватных характеру и масштабу деятельности современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих своевременно идентифицировать, оценивать, отслеживать, контролировать и ограничивать все существенные риски и определять общую достаточность собственных средств (капитала) с учетом профиля рисков кредитной организации;

- наличию должного контроля со стороны совета директоров (наблюдательного совета) и топ-менеджеров за деятельностью кредитной организации, качеством принимаемых стратегических и операционных решений, сбалансированным ведением и устойчивостью бизнеса, достоверностью публикуемой и предоставляемой в органы контроля и надзора информации;

- оценке степени транспарентности деятельности кредитных организаций, включая оценку прозрачности структуры собственности.

Будет продолжена работа по развитию методологии и практики надзора, позволяющей определить возникновение  проблем у кредитных организаций  на ранних стадиях с целью принятия соответствующих профилактических и корректирующих мер и определения  режима дальнейшего надзора. В рамках надзорной работы будут в том числе совершенствоваться подходы к анализу надежности предприятий нефинансового сектора экономики в целях оценки кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями.

В рамках реализации риск-ориентированных подходов Банк России продолжит работу по использованию дифференцированного режима надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости обеспечить усиление надзора прежде всего за системно значимыми банками. С учетом этого Банк России намерен осуществить более эффективное распределение надзорных ресурсов.

Предусматривается формирование механизмов осуществления дополнительного  контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией в системно значимых кредитных организациях, а  также его непосредственного  участия в надзорной деятельности. Банк России также предпримет меры по развитию института кураторов  банков.

Перечисленные подходы к  организации банковского надзора  будут осуществляться в комплексе  с мерами, предпринимаемыми по всем направлениям надзорной деятельности (инспектирование, лицензирование, работа с проблемными банками).

Учитывая опыт работы уполномоченных представителей Банка России в кредитных  организациях, получивших в ходе кризиса  средства государственной поддержки, Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из целесообразности и в дальнейшем использовать указанный  институт при осуществлении надзора  в банках, имеющих системное значение.

В рамках развития дистанционного надзора будет продолжена работа:

- по организации надзорных коллегий за деятельностью банковских групп  и банковских холдингов, головными организациями которых являются российские банки, в том числе с привлечением зарубежных органов надзора, если в состав указанных групп входят нерезиденты;

Информация о работе Особенности становления и развития банковской системы России