Особенности валютно-финансовой среды ВЭД в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – показать сущность валютно-финансовой среды, как необходимого условия ВЭД, рассмотреть мировую теорию и практику валютно-финансовых отношений и выявить перспективы развития ВЭД в России. С учетом специфики данной темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования валютно-финансовой среды, во второй – регулирование ее деятельности и практический аспект осуществления ВЭД в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 283.97 Кб (Скачать файл)

Предмет финансового законодательства объединяет:

– непосредственных финансово-правовых подотраслей и институтов;

– финансово-обеспечительные  правовые институты.

К первой группе следует  отнести налоговое законодательство, законодательные акты о порядке  формирования внебюджетных фондов, бюджетное  законодательство.

Вторую группу составляет законодательство о кредите, расчетах, выпуске и обращении ценных бумаг, бухгалтерском учете, регулировании  денежного обращения, валютном регулировании [12].

Если анализировать финансовое законодательство под углом зрения его внутренней системы, то оно может  быть представлено как совокупность следующих подотраслей и институтов:

– бюджетное законодательство, охватывающее бюджетное устройство, бюджетный процесс, порядок осуществления  бюджетных расходов, правила исполнения бюджета;

– налоговое законодательство, состоящее из нормативных предписаний, регулирующих взаимоотношения взыскателя и налогоплательщика, а также  порядок начисления и взимания различных  видов налогов; в эту же подотрасль входят и акты, регламентирующие неналоговые  платежи, являющиеся государственными доходами;

– законодательство о государственном (внешнем и внутреннем) долге и  обязательном страховании, объединяющее акты, определяющие порядок вступления государства, действующего через свои органы, в гражданско-правовые отношения в качестве заемщика (должника);

– законодательство о кредитовании и расчетах – акты, регламентирующие организационную деятельность государства  в сфере осуществления преимущественно  эквивалентно-возмездных экономических  отношений, складывающихся в ходе денежного  оборота, регулируемых преимущественно  гражданским законодательством;

– законодательство по вопросам валютного регулирования, валютного  контроля и налично-денежного обращения, отражающее специфическую государственную  монополию, обеспечивающую единство денежной системы;

– законодательство об организации  и управлении рынком ценных бумаг, сочетающее в себе финансово-правовые и гражданско-правовые начала, характерные для обращения  такого специфического объекта имущественных  прав, каким являются ценные бумаги [12].

Развитие финансово-контрольного законодательства в последние годы характеризуется преимущественной направленностью на ликвидацию пробелов в правовом регулировании этой сферы  экономики. Приняты Бюджетный, Налоговый  и Таможенный кодексы, проводится кодификация  банковского и валютного законодательства, других интегрированных массивов нормативных  предписаний.  Развивается федеративное финансово-контрольное законодательство, которое складывается из федерального законодательства, законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления.

 

1.2 Механизм обеспечения ВЭД

 

Регулирование ВЭД органами государственной власти и управления осуществляют с помощью правовых, экономических и административных методов.

Правовые методы призваны обеспечить прочную правовую основу ВЭД. С этой целью государство  разрабатывает и применяет нормативные  акты устанавливающие: - структуру органов  государственного регулирования и  функции этих органов;

- правовое положение субъектов,  уполномоченных к выходу на  внешний рынок;

- правовой статус иностранных  физических и юридических лиц  на территории нашего государства

- правовой режим свободных  экономических зон

- правовое регулирование  отношений между  российскими  органами в связи с экспортом  и импортом товаров

- порядок заключения и  исполнения внешнеэкономических  сделок и договоров

- порядок разрешения споров  с участием российских внешнеэкономических  предприятий и организаций

Регулирующие:

- режимы валютных операций

- правила конкуренции

- защиты интересов потребителей  и иные вопросы связанные с  ВЭД

Экономические методы призваны путем стимулирования российских участников внешнеэкономических операций обеспечивать реализацию внешнеэкономической стратегии  государства[9].

Они включают в себя:

- порядок установление  внутренних цен на продукцию  поставляемой на экспорт и  получаемой по импорту;

- налоговую политику

- порядок образования,  хранения и использования фондов  предприятия

- систему государственного  кредитования в иностранной валюте

- систему государственного  страхования экспортно-импортных  операций

- таможенно-тарифную систему

 Административное регулирование  включает в себя;

- задание министерств  и ведомств под ведомственным  организациям по экспорту или  импорту товаров и услуг

- изменению структуры  и географической направленности  внешне экономических связей

- государственные заказы  предприятиям на производство  товаров с целью последующего  экспорта

- контрольные цифры по  развитию внешне экономических  связей

- лицензирование и запрет  экспорта, импорта, определённых  видов товаров и услуг

- регистрацию участников  ВЭС

-декларирование товаров  и иного имущества, перемещаемое  через государственную границу  и т.д.

Под регулированием ВЭД следует  понимать совокупность функций органов  государственной власти и управления в области развития и упрочнения ВЭС (Приложение 3)

Механизм регулирования  и осуществления ВЭД представляет собой круг органов и иных организаций, среди которых выделяются следующие  три основных группы;

1. органы государственной  власти и управления, выполняющие  функции регулирования ВЭД

2. организации и предприятия,  непосредственно осуществляющие  внешнеэкономические операции

3. организации, содействующие  реализации ВЭСвязей

1 группа. Органы государственной  власти и управления осуществляют  руководство всеми видами ВЭД.  Это и внешняя торговля, и стратегия  экономического развития страны, и ведение переговоров, участие  в подписании международных и  торгово-экономических договоров  и соглашений.

Право ведения переговоров  и подписание их предоставлено Президенту РФ, либо лицам, которых Президент  наделяет соответствующими полномочиями для их подписание.

Общие мероприятия ВЭ отношений  с иностранными государствами осуществляется правительством РФ, которое принимает  меры по обеспечению выполнения международных  договоров, утверждает и динансирует  международные соглашения [11].

В целях обеспечения реализации внешне экономической стратегии  страны высшими органами государственной  власти и управления решаются такие  вопросы как: - принятие законодательных  актов, подготовка административных актов, регулируемых ВЭД и внешнеэкономические  связи;

- разрабатывают государственные  планы ВЭС и осуществляют контроль  за их исполнением, координируют  деятельность министерств, ведомств, различных организаций на внешних  рынках, оказывают помощь предприятиям  и организациям в налаживании  ВЭД и прежде всего в развитии  экспортной базы

- приостанавливают осуществление  экспортно-импортных операций предприятий  и учреждений в том случае, если имеет место недобросовестной  конкуренции или деятельность  участников наносит ущерб государству

- вводят определенные  ограничения экспорта и импорта  для всех участников ВЭС в  тех случаях, когда этого требует  состояние платежных отношений,  либо иные экономические и  политические условия.

Данные органы регулируют вопросы соблюдения на внешнем рынке  государственных интересов РФ. Осуществляют проведение единой торгово-экономической  валютной и ценовой политики на внешнем  рынке.

2 группа. Широкий круг  вопросов по организации ВЭС  предприятия и иные субъекты, непосредственно осуществляющие  экспортно-импортную деятельность.

В настоящее время круг данных субъектов практически не ограничен и поэтому непосредственные вопросы по заключению контрактов на основе международных договоров и соглашений предоставлено широкому кругу как физических, так и юридических лиц.

3 группа. Значительную роль  в механизме ВЭД играют общественные  организации, содействующие развитию  ВЭС. Ведущее место здесь занимают  торгово-промышленные палаты и  их региональные отделения, созданные  российскими предприятиями и  организациями для представления  их интересов, как в нашей  стране, так и за рубежом.

При торгово-промышленной палате действуют ряд объединений, такие  как по патентованию, оказывающие  содействие предприятиям для патентования своих изобретений за рубежом;

- по проведению экспертиз  по организации внешнеторговой  рекламе

- сервисные центры по  оказанию услуг иностранным предпринимателям  установления деловых контактов  в нашей стране, проведение международных  выставок и т.д.

Торгово-прмышленная палата обобщает и распространяет справочные и информационные материалы об экономике  и внешней торговли, уделяет внимание охране промышленной собственности, вопросам маркетинга, права, торговому мореплаванию, качеству экспортной продукции.

При торгово-промышленной палате функционирует арбитражный суд  и морская арбитражная комиссия [10].

Имеются иные формы организации  ВЭС. Это различные межотраслевые  объединения, региональные ассоциации делового сотрудничества, АО, и торговые дома.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  валютно-финансовой среды ВЭД в  России

2.1 Валютное законодательство  и регулирование валютно-финансовой  среды в РФ

 

В России сложился правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, проведения валютной политики и валютного регулирования. Это регулирование осуществляется по трем главным направлениям.

Во-первых, формируется и  постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-кредитных и финансовых отношений. Руководство валютной политикой осуществляют Президент, Правительство, Государственная Дума и Совет Федерации. Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями Правительства, инструктивными документами Центрального банка РФ и других ведомств. Валютное законодательство России регулирует порядок проведения операций в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.), формирование валютных фондов, осуществление валютного контроля. Практически валютную политику проводят в жизнь Центральный банк РФ, Министерство финансов. Министерство экономики. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Государственный таможенный комитет. Главный исполнительный орган валютного регулирования — Банк России — осуществляет валютное регулирование с помощью различных нормативных документов (инструкции, циркулярные письма и т.д.), выдает лицензии коммерческим банкам на право проведения валютных операций, контролирует эти операции, вводит ограничения внешних заимствований [8].

Во-вторых, функционирует  механизм повседневного валютного  контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства, прежде всего установленных ограничений на переводы капиталов. Центральный банк РФ и Правительство РФ, являющиеся органами валютного контроля, а также выступающие в роли агентов валютного контроля Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет и другие ведомства добиваются, с одной стороны, полного и своевременного поступления экспортной выручки в Россию, а с другой — обеспечения обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Непосредственные исполнители валютного контроля — уполномоченные коммерческие банки, подотчетные Центральному банку РФ. Они имеют сеть обменных пунктов для осуществления операций с гражданами по купле-продаже наличной иностранной валюты на рубли.

В-третьих, Центральный банк РФ, а также Правительство РФ, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют, каждый в пределах своей компетенции, текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма: определяют режим валютного курса рубля; регулируют динамику рыночного валютного курса; предпринимают меры по обеспечению достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золото-валютных резервов; производят погашение государственного внешнего долга; оказывают влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, в первую очередь торговлю товарами, услугами и движение капиталов, на состояние платежного баланса [2].

На протяжении 90-х годов  валютная система России постоянно  совершенствовалась, продвигаясь по пути к более глубокому интегрированию в мировую валютную систему. После глобального кризиса 1998 г. насущной задачей является восстановление нормального функционирования всех структур и механизмов управления международными валютно-кредитными и финансовыми отношениями страны. 
        Основные направления валютной политики регулируются рядом законодательных актов, инструктивных материалов, важнейшим из которых является закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" № 3615–1 от 9 января 1992 г. В этом акте определены основные принципы осуществления валютных операций, права и обязанности резидентов и нерезидентов. 
        Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов. 
        Резидентами являются: 
• физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей; 
• юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России; 
• дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и др. Нерезидентамисчитаются: 
• физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; 
• юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; 
• находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и др. 
        Расчеты между резидентами в рублях осуществляются без ограничений. На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и юридическими лицами-нерезидентами могут производиться как в свободно конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке, устанавливаемом Банком России. 
      Резиденты имеют право покупать (и продавать) иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России в порядке и на цели, определяемые Банком России. Покупка и продажа производится через уполномоченные банки, т. е. коммерческие банки, получившие лицензию от Банка России на совершение валютных операций. Указанные банки совершают валютные сделки между собой непосредственно или через валютные биржи. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя эти банки, не допускаются. 
        Вывоз и пересылка из России рублей и выраженных в них ценных бумаг, как и их ввоз и пересылка в страну, регулируются государством. 
        Резиденты (как юридические, так и физические лица) могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в уполномоченных банках России. Открывать счета в иностранных банках за пределами России резидентам разрешается лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых Банком России[12]. 
        В целях полного и своевременного поступления в Россию экспортной выручки от реализации товаров (работ, услуг) отечественными предприятиями и организациями, а также недопущения незаконного вывоза из страны материальных, финансовых и других ресурсов по указанию Правительства РФ разработаны и внедряются в жизнь новые формы и методы контроля внешнеэкономической деятельности отечественных предприятий и организаций. 
        В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 19, ГТК РФ № 01-20/10283 от 12 октября 1993 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров" контроль начинается с момента подписания экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС), в котором указываются основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и др.). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений (их число составляет сотни тысяч) на электронных машинах эти данные кодируются согласно выбранному классификатору. 
        Копия ПС возвращается коммерческим банком экспортеру и предъявляется последним на таможенном пункте при оформлении экспортного товара. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и других представленных документах. Вся информация по представленным на экспорт товарам направляется в вычислительный центр Государственного таможенного комитета РФ, где она обрабатывается, и на каждую экспортную сделку составляется учетная карточка. В этой карточке содержатся сведения о конкретной отгрузке экспортного товара, реквизиты соответствующего коммерческого банка, указываются сроки поступления экспортной выручки предприятию-экспортеру. Учетная карточка пересылается в соответствующий коммерческий банк, который устанавливает контроль за переводом валюты в Россию в адрес экспортера. После того как экспортеру поступила причитающаяся ему сумма платежа, коммерческий банк возвращает учетную карточку в вычислительный центр. 
        При осуществлении международных расчетов по импортным операциям российских предприятий требуется обязательное представление ими в уполномоченные коммерческие банки товарораспорядительной документации, подтверждающей отправку товаров в Россию, что является условием платежа по импорту. 
        В целях недопущения необоснованного перевода валютных средств отечественными предприятиями, а также для контроля за переводом валюты до поступления импортируемого товара (при осуществлении импорта на условиях предоплаты), требуется представление в соответствующий российский коммерческий банк контракта, подтверждающего это условие, и банк, сделав соответствующий перевод валюты, устанавливает контроль за поступлением в Россию импортного товара. 
        Физические лица-резиденты могут иметь счета и вклады в иностранной валюте в отечественных банках на территории России. 
        Физическим лицам (резидентам и нерезидентам) разрешается без ограничений снимать со своих валютных счетов наличную иностранную валюту или приобретать платежные документы в иностранной валюте. 
        Физическим лицам-резидентам разрешается переводить, вывозить и пересылать из России ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Россию валюту и валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или в другом документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. По небольшим суммам (эквивалентным 500 ам. долл. на одно лицо) при выезде из России не требуется документального подтверждения источника получения валюты. 
        Физические лица, как резиденты, так и нерезиденты, могут вывозить из РФ иностранную валюту без ограничения на суммы, имея разрешение на вывоз уполномоченного банка, в котором эти лица имели валютные счета и эту валюту они сняли со своего счета или приобрели в уполномоченном банке (его филиале) или в обменном пункте. Указанные разрешения выдаются банками (обменными пунктами). 
        Российские граждане, работая по контракту или на других условиях за границей, могут хранить получаемую ими валюту на счетах и во вкладах в иностранных банках или иных кредитных учреждениях, а по возвращению в Россию переводят эту валюту на валютные счета в отечественных банках на территории России. 
        Нерезиденты – физические и юридические лица – могут иметь счета в иностранной валюте и в рублях в уполномоченных банках России, а также в действующих в России иностранных и совместных банках с участием иностранного капитала, получивших соответствующую лицензию от ЦБ РФ. 
        В изданной Центральным Банком РФ инструкции № 16 от 16 июля 1993 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации" (с дополнением, содержащимся в его письмах от 16 июля 1993 г. №44 и от 5 сентября 1994 г. № 109) предусмотрено открытие нерезидентам на основании их договора с уполномоченными банками рублевых счетов типа "Т" (текущие) и рублевых счетов типа "И" (инвестиционные) с различным режимом их открытия и пользования. Первые используются для обслуживания экспортно-импортных операций, а также для целей содержания в России различных представительств и их филиалов (дипломатических, торговых, банков, предприятий и др.); вторые предназначены для осуществления инвестиционной деятельности в России как юридических, так и физических лиц-нерезидентов. Уполномоченные банки могут открывать физическим лицам-нерезидентам рублевые счета для зачисления личных доходов этих лиц и оплаты текущих расходов в рублях во время их проживания в России. 
        Без ограничений при соблюдении таможенных правил нерезиденты могут переводить, ввозить и пересылать валюту и валютные ценности в Россию, а также беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать их из России, если эта валюта и валютные ценности были ранее ввезены, переведены или пересланы в Россию, о чем есть документальное подтверждение российских таможенных органов [7].

Информация о работе Особенности валютно-финансовой среды ВЭД в России