Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2013 в 17:19, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы понять в каких формах осуществляется иностранное предпринимательство, какова их роль в экономике России и в каких отраслях промышленности они создаются.
Степень исследования проблемы: данная проблема исследуется в трудах авторов: Алексеев, В. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Васюков А.И., Горшков В.В., Колесников В.И., Чистяков М.М. Вишнякова, О. Головачев.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы движения капиталов………………………...5
1.1 Движение капитала. Формы международного движения капитала ……..5
1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России….16
1.3 Сущность процесса глобализации мировой экономики…………………19
Глава 2. Особенности зарубежного инвестирования в России. Тенденции движения капитала………………………………………………………………27
2.1 Причины и тенденции в вывозе капитала на мировом рынке…………...27
2.2 Вывоз капитала из России………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………………………..
При этом краткосрочные потребности в финансовых средствах покрывались за счет кредитов, которые вполне отвечают характеру соответствующих операций. Долгосрочное финансирование осуществлялось позднее, через рынок кредитов или капиталов, в зависимости от состояния рынка.
В-третьих, решающее значение
для рынка имело также финансир
Для многонациональных концернов главную роль играло состояние их ликвидности. Этой цели, например, послужил и кредит в размере свыше 5 млрд. немецких марок, полученный концерном Срок погашения этого кредита - семь лет, ставка - плюс 7,5 базисных пункта, обслуживание кредита 7,5 базисных пункта[20, С.101]
Государственные заемщики воспользовались этими тенденциями. Сегодня, в отличие от прошлых лет, они явно отдают предпочтение европейскому кредитному рынку. Преимущество такого подхода состоит в том, что неиспользованные кредитные линии в отличие, например, от выпущенных облигаций, не учитываются при определении размера задолженности в соответствии с критериями конвергенции, предусмотренными Маастрихтским соглашением для стран, желающих вступить в Европейский валютный союз.
Правда, сами по себе эти условия не могут покрыть издержки банков. Поэтому банки стремятся заполучить ведущие позиции в том или ином консорциуме. Дополнительные комиссионные повышают их общую прибыль от кредитных операций. Но еще важнее для них возможность интенсифицировать деловое сотрудничество с заемщиками по другим направлениям.
В результате снижения маржи, заметно удлинились сроки погашения кредитов, так как многие заемщики попытались обеспечить себе более благоприятные условия с соответствующими сроками погашения задолженности. Надежным заемщикам легко получить кредит и на семь лет.
Латиноамериканские заемщики пострадали в результате кризиса доверия, вызванного падением мексиканского песо. Кредиты США, на общую сумму 50 млрд. долларов предотвратили дальнейшее распространение кризиса.
Это беспокойство на какое-то время перекинулось и на финансовые рынки Юго-Восточной Азии. Но, в конце концов, возобладали убедительные народнохозяйственные показатели этих стран. Затраты на обслуживание долгов, то есть соотношение процентных и текущих платежей по иностранным долгам и поступлений от экспорта, только в двух странах (Индонезия и Филиппины) составляют свыше 20 процентов, а у остальных стран этого региона - ниже 10 процентов.
По отношению к государствам Восточной Европы западные кредиторы сохранили избирательный подход при предоставлении кредитов. Наряду с заемщиками из Чехии и Венгрии ограниченный доступ к этому рынку получили Польша, Словакия и Словения. Среди этих заемщиков преобладают банки, которые могут финансироваться на все более благоприятных условиях.
Основной причиной и
предпосылкой вывоза капитала является
относительный избыток капитала
в данной стране, его перенакопление.
В целях получения
К 90-м годам в мире
образовались огромные массы резервного
капитала, ищущего прибыльного
Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста, как товарный экспорт, так и валовой внутренний продукт промышленно развитых стран. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция.
Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России» в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако подавляющее число - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.
Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.
Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом». В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.).
В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:
1. Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1992 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат экспортной выручки составил 2 млрд. долл. Наибольшие недопоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы[10, С.87]
2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;
3. Осуществление авансовых
платежей под импортные
В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно «утекает» около 1 млрд. долл. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.
В понятие «утечка капиталов» некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики. «Бегство капиталов» учитывается в платежном балансе по статье «Пропуски и ошибки».
Бегство капитала характерно для стран с галлопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.
«Убегая» из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильной экономике, без опасности быть экспроприированным. Одновременно, памятуя о значительной степени криминализации нашего общества в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть «бегства капитала» составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их «отмывания». Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры.
Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в анализируемый, контролируемый вывоз капитала.
Контроль за движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.
Следует иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех и дыр для утечки капитала.
В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению «бегства капитала» предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.
Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.
Заключение
Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и в частной форме, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику как прямые и портфельные инвестиции. Одна из популярных форм привлечения иностранных инвестиции – создание предприятия с иностранными инвестициями.
Иностранные предприятия создаются, в основном, в сфере торговли и общественного питания. Затем идет промышленность, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное обслуживание, транспорт и связь. Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. Прямые иностранные инвестиции содействуют преодолению структурного застоя и стимулируют развитие национальной экономики. Национальный сектор обеспечивает доступ к широкому кругу технологических и организационных инноваций, выступает в качестве эффективного механизма интеграции в мировую экономику.
Характеризуя общую ситуацию с привлечением иностранных инвестиций, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата. Поэтому требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
Информация о работе Особенности зарубежного инвестирования в России. Тенденции движения капитала