Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Для достижения данной цели я собираюсь сначала рассмотреть общие понятия инфляции, а затем проанализировать инфляционные процессы именно в России.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
- кредитная инфляция – вызывается чрезмерной кредитной экспансией;
- открытая инфляция – инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;
- подавленная (скрытая) инфляция – возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне;
- непредвиденная инфляция – уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период;
- ожидаемая инфляция – предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода.
Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как
населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это
определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Номинальный
(денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает
человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента. Реальный
доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на
сумму номинального дохода. Если номинальный доход остаётся стабильным или
растёт медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому
от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами.
Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние
(семьи, фирмы) улучшается.
Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники
богатеют за счет своих кредиторов. Причём выигрывают дебиторы на всех
уровнях, так как ссуда берётся при одной покупательной способности денег, а
возвращаются, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Так, от
инфляции выигрывают люди, которые получили кредит на освоение дачных
участков, и предприятия, у которых имеет место превышение дебиторской
задолженности над кредиторской. Выигрывает, и правительство, которое
накопило большой государственный долг, так как инфляция даёт ему
возможность оплатить долги рублями, имеющими меньшую покупательную
способность.
Итак, инфляция перераспределяет доход, и богатства за счет тех, кто
даёт деньги, исходя из нормальной и долгосрочной финансовой договорённости
(ставка процента за кредит), в пользу тех, кто откладывает платежи.
Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества. Поэтому семьи и
фирмы, имеющие значительную долю недвижимости в своей собственности
(здания, дом, землю, квартиру), становятся богаче.
В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности,
пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся
как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные
средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и
предприятий результатом ажиотажной закупки материалов является усиление
инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная
политика государства.
Инфляция приводит к тому, что никому не выгодно делать
долгосрочные инвестиции, так как вкладываются деньги одной покупательной
способности, а доходы от инвестиций получают уже деньгами другой
покупательной способности. Целесообразными оказываются только те
инвестиции, обеспечивающие рентабельность выше темпа роста инфляции.
Причём, чем длиннее срок инвестиций, тем больше обесценивание.
Инфляция приводит также к обесцениванию амортизационного фонда
фирмы, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция
уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь-то вклад в
банке, облигация, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать
сбережения. Фирмы также значительную часть прибыли направляют на текущее
потребление, что ведёт к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов
общества, сворачиванию производство.
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у
населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что
налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в
более высокую группу налогообложения. В результате, у населения и
предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой
прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты. Для того чтобы
избежать этого, развитые страны Запада проводят индексацию налоговых ставок
с учётом темпа инфляции.
Нехватка средств федерального бюджета направляемых на
финансирование образования, здравоохранения и культуры, не может быть
преодолена путём передачи части учреждений федерального значения в ведение
региональных администраций. Субъекты Федерации не имеют свободных ресурсов
для обеспечения жизнедеятельности передаваемых им институтов, клиник и
библиотек в силу того, что их собственные статьи расходов по
соответствующим направлениям до предела перегружены обязательствами
регионального уровня. Несмотря на то, что в разных субъектах Федерации относительные показатели бюджетного финансирования могут быть выше, регионы (за исключением Москвы) не располагают дополнительными денежными средствами для содержания бывших федеральных объектов.
Из анализа видно, что инфляция при не высоких темпах может быть
стимулом развития производства, но она приводит к ещё большему нарушению
экономических процессов. В результате темпы инфляции возрастают и обществу
грозит гиперинфляция, которая несёт с собой разрушительные последствия,
вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции
является то, что производственная деятельность становится неэффективной,
идёт обвальное переключение на посредническую деятельность. Фирмам
становится всё более и более выгодным накапливать сырьё и готовую продукцию
в ожидании будущего повышения цен, что ведёт к усилению инфляционного
давления. Начинается массовое сворачивание производства.
В такой ситуации нормальные экономические отношения разрушаются.
Предприниматели не знают, какую цену назначить на товар, а потребители не
знают, сколько следует заплатить. Поставщики хотят как можно быстрее
получить деньги, так как последние мгновенно обесцениваются. Нарушаются
кредитные отношения. Растёт дефицит бюджета и государственный долг. Деньги
фактически перестают выполнять свои функции. В результате имеет место
кризис в финансово-денежной сфере. Производство и обмен двигаются к
остановке, и в итоге может наступить экономический, социальный и даже
политический хаос.
Одной из задач правительственной программы 1991года являлась реформа цен, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл.1).
Страна, год | Рост цен, % |
Россия (1992) | 2501 |
Болгария (1991) | 457 |
Чехословакия (1991) | 54 |
Венгрия (1991) | 33 |
Польша (1990) | 249 |
Румыния (1991) | 252 |
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал о роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.
Незадолго до начала экономических реформ началось снижение объемов добычи в нефтегазовом секторе, который в значительной степени компенсировал неэффективность других секторов. Если в 1985 году добыча нефти составляла 542 миллиона тонн, то в 1991 году она упала на 15 процентов (до 462 миллионов тонн). В конце 1991 года произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. В течение нескольких последующих лет заключались межправительственные соглашения о взаимных поставках важнейших видов продукции, однако они охватывали лишь небольшую часть кооперации, развивавшейся в Советском Союзе безотносительно к республиканскому делению. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет экономической взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.
В административной системе колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон 50-230%. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры направлялись в военно-промышленный комплекс и тяжелую промышленность в ущерб легкой, пищевой, сельскому хозяйству. В плановом хозяйстве сосуществование предприятий и секторов с резко различающейся эффективностью обеспечивалось широкой системой «нерыночных» механизмов, включавшей цены, не учитывающие спрос и предложение, различные виды дотаций, поддержку «планово-убыточных» предприятий и т.д. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).
Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими. В первую очередь это было обусловлено низкой общей эффективностью нашей обрабатывающей промышленности при измерении затрат и выпуска в мировых ценах. К этому добавлялась описанная выше целенаправленная политика «дискриминации» неприоритетных отраслей, усугублявшая отставание потребительского сектора.
"Открытие" экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля неизбежно должны были привести (и привели) к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 года и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Так, средняя цена нефти на российском рынке составила в 1992 году лишь 11 долларов за тонну, газа - 3 доллара за тысячу кубометров. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.
Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. В первом квартале 1996 года объем промышленного производства составил 49 процентов по сравнению с аналогичным периодом 1991 года. Часть этого спада объясняется такими упоминавшимися "внешними" причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, на наш взгляд, обусловлена быстрым "открытием" экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем. Во-первых, в процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют "фиксированные затраты". В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены. Во-вторых, в рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего (в частности, из-за высокой инфляции), неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Двустороннюю связь между темпами инфляции и объемом производства иллюстрирует динамика этих показателей в 1995 и начале 1996 годов. Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 году привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду.
Инфляция в России за 2005 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2005 года, причём в январе она достигала 2,6%. С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2005 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2004 году. Продовольственные товары в России в 2005 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2005 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2005 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2005 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%).
За первые полтора месяца 2006 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Годовой прогноз инфляции был спешно увеличен до 9%, но если учесть, что рост цен достигал темпов 2005 г., то и эта цифра окажется под вопросом. В министерстве говорили, что главная мера - не допустить растрату Стабфонда, которой добивается правительство.
Цены с начала года стремительно росли. Правительство, планируя инфляцию на 2006 год, называло оптимистичные цифры - от 7 до 8,5%. Примерно столько чиновники обещали и в 2005 году, но в итоге ценой неимоверных усилий Центробанка и Минфина рост цен удалось сдержать в пределах 11%. Только за полтора месяца 2006 года рост цен практически достиг 2005 - 3,2%. Некоторые продукты подорожали более чем на 10%. Расходы государства продолжали быстро расти, а производство не успевало - вот и появлялись "лишние" деньги, которые стимулировали рост цен. Таким образом, цены продолжали расти. Однако, несмотря на это, в целом большинство экспертов считают, что 2006 год прошел относительно стабильным, и в последующие годы экономика России будет продолжать демонстрировать динамичный и стабильный уровень развития.