Особые экономические зоны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время необходимо уделять особой внимание развитию отдельных территорий России, что требует глубоких теоретических разработок и выработки перспективных моделей изменения развития ряда регионов России, которые обладают предпосылками для образования центров роста.Одной из самых заметных институциональных инноваций, отмеченных в экономике второй половины двадцатого века, служат особые экономические зоны (ОЭЗ).

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон . . . . . . . . 9
Глава 2. Особые экономические зоны в России
2.1 История организации ОЭЗ в России . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ . . . . . . . 12
2.3 Классификация ОЭЗ в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Глава 3.ОЭЗ В КИТАЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 4.Туристско-рекреационный зоны как вид особых экономических зон
4.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны . . . . . 17
4.2Общая информация об особой экономической зоне "Байкал" . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

передел.курс.docx

— 70.76 Кб (Скачать файл)

Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.

По степени интегрированности  в мировую и национальную экономику  можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный - имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок, и интровертивный - интегрированный в национальную экономику. Анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Интровертивный - наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны (свободная зона Манаус в Бразилии).

 

Комплексные СЭЗ

Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного (по сравнению с общим) режима хозяйственной  деятельности на территории отдельных  административных образований.

Комплексные СЭЗ появились  сравнительно недавно, в начале1980-х  годов. Некоторые из них были созданы  с нуля, а большинство сформировалось на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью, и представляют собой новую, более высокую ступень организации. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, в более высокой концентрации производства и в более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно  отнести 5 специальных экономических  зон, а также «открытые районы»  КНР, бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах .

При организации ОЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается  как обособленная территория, где  все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной  деятельности. Согласно второму подходу  зона – это льготный режим, применяемый  к определенному виду предпринимательской  деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон

Система оффшоров является одной из наиболее эффективных и  перспективных форм сотрудничества на мировой арене, привлечения инвестиций, дальнейшего развития экономического и научного потенциала любого государства.

Кроме того, снижение налогового бремени посредством льготных налоговых  юрисдикций - фактор, позволяющий наиболее эффективно осуществлять национальную экономическую деятельность. Использование  подобного правового средства позволяет  государству привлекать инвестиции и поощрять международное сотрудничество, отвлекая минимум ресурсов на регулирование  и вмешательство в экономику.

Особые экономические  зоны (ОЭЗ) создаются государством с  учетом его экономических задач  в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования  центров роста 

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для  бизнеса направлениям: налоговые  и таможенные льготы, государственное  финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание  этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным  для инвесторов, хотя каждый из них  в отдельности не так и велик.

Цели создания ОЭЗ зависят  от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания особых экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно  развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные  экономические зоны часто создавались  для активизации внешнеэкономических  связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого  и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных  различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы.              Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались  свободные экономические зоны и  в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно  развитых стран в этих государствах упор при создании ОЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей  силы .

Плюсы в создании большего количества Особых Экономических зон  видят как инвесторы, так и  государство.

Цели и задачи создания ОЭЗ  с точки зрения государства

Цели создания особых экономических  зон:

  • диверсификация экономики;
  • развитие высокотехнологичных отраслей и производство новых видов конкурентной продукции;
  • развитие обрабатывающих отраслей;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
  • развитие транспортной, энергетической, инновационной и социальной инфраструктуры.

Задачи создания особых экономических  зон:

  • переход от экспортно-сырьевой экономики к высокотехнологичному производству, присущему инновационной экономики;
  • развитие отраслей с высокой степенью переработки и создание максимально благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в сфере разработки и производства конкурентноспособной наукоемкой продукции и услуг;
  • развитие портового хозяйства и оказание портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными аналогами;
  • развитие туристической и санитарно-курортной деятельности;
  • упрощение административного режима ведения хозяйственной деятельности и улучшение инвестиционного климата;
  • обеспечение конкурентоспособности России в мировом сообществе и ее равноправной интеграции в мировое экономическое пространство.

Цели создания с точки  зрения инвесторов

1. Освоение новых рынков  сбыта.

2. Приближение производства  к потребителю.

3.Минимизация затрат, связанная  с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)

4. Доступ к инфраструктуре.

5. Использование более  дешёвой рабочей силы.

6. Попытка снижения влияния бюрократии.

7. Развитие территории.

В то же время образование  особой экономической зоны может  означать то, что страна, не желая  полностью открывать свою экономику  иностранному капиталу или повсеместно  использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

2. Особые экономические зоны в России

2.1 История организации ОЭЗ в России

       Процесс становления свободных экономических зон в России может быть разделен на несколько этапов. Во вторую половину 1980-х годов на местах активно началась кампания по организации СЭЗ (разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предложения). Именно в этот период правительство поддержало предложение руководителей Приморского края и Ленинградской области о разработке проектов по созданию СЭЗ «Находка» и «Выборг» 2

Созданные за рубежом свободные  экономические зоны показали высокую  эффективность функционирования, рост иностранных инвестиций, высокие  темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры. Поэтому из различных  регионов России выдвигались предложения  о создании там свободных экономических зон.

Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление  проектов создания зон не имелось  достаточно средств, отсутствовала  четкая правовая основа. Это привело  к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное  правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои силы, на привлечение  иностранных инвестиций. Причем зачастую речь шла не о начальном капитале, что вполне естественно, а о финансировании развития производственной инфраструктуры, социальной сферы, которые чаще всего были слабо развиты на тех территориях, которые предполагалось использовать под свободные экономические зоны. Таким образом, осуществление проектов создания на территории России свободных экономических зон, число которых превысило 100, должно было лечь тяжелым грузом на дефицитный в то время бюджет страны.

2.2 Особенности особых экономических зон России

      Особая экономическая зона - это определяемая правительством часть территории Российской Федерации со специальным режимом для предпринимательской деятельности. В свободной зоне действует особый налоговый, таможенный, лицензионный и визовый режимы. Управление президент своим указом возложил на новый орган государственной власти - Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, подведомственное Министерству экономического развития и торговли. В соответствии с указом новое агентство будет образовано в трехмесячный срок.

    ОЭЗ создаются на 20 лет, и срок их существования продлению не подлежит. Закон предполагает создание технико-внедренческих и промышленно-производственных зон - для реализации научных проектов и, соответственно, для развития промышленного производства. Промзонам будет отводиться площадь в пределах 20 кв.км, а "технопарки" будут располагаться на территории площадью не более 2 кв.км3.

Закон гарантирует участникам налоговые льготы. Во-первых, на первые пять лет резиденты обоих типов  зон освобождаются от налога на имущество  и земельного налога. В промышленно-производственных зонах помимо этого разрешается  применять повышающий (удвоенный) коэффициент  по амортизационным отчислениям  и без ограничений списывать  убытки на будущий период и затраты  на НИОКР. Для технико-внедренческих  зон предусмотрена максимальная ставка ЕСН на уровне 14 процентов. Наряду с этим регионы и муниципалитеты смогут предоставлять еще и свои льготы.

По закону резиденты ОЭЗ  не могут иметь обособленных подразделений  вне зоны, поэтому, скорее всего, в  ОЭЗ будут работать в основном вновь созданные организации. Однако главное условие для резидентов промышленно-производственных зон - это  инвестирование в производство не менее 10 миллионов евро, а в первый год - не менее 1 миллиона евро. Помимо этого, предполагаемый резидент должен представить  бизнес-план с заключением банковской или финансовой организации. Для участников технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена. Один из самых интересных вопросов - как будут отбираться площадки для ОЭЗ. Инициатива должна исходить от регионов и муниципалитетов. Критериями отбора площадок станут наличие сырьевой базы, необходимых трудовых ресурсов и пр. А главное, будет решаться вопрос - не нарушается ли при открытии зоны экономическая стабильность регионов-соседей - в смысле перетекания капитала и производства. Территориальный орган при Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ - это та структура, которая будет управлять территорией отдельно взятой ОЭЗ. В его функции входит регистрация юридических лиц в качестве резидентов, ведение реестра участников зоны, а также контроль за соблюдением резидентами условий работы в ОЭЗ. Специальный совет при территориальном органе будет рассматривать заявки от потенциальных инвесторов, оценивая, какую пользу их проекты могут принести экономике.

2.3 Классификация ОЭЗ в России

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени  интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям:

Зона свободной торговли

Промышленно-производственная зона

Технико-внедренческая зона

Сервисная зона

Комплексная зона

В России существуют зоны трёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные и туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы  национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т.п.).

Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

Туристско-рекреационная  зона - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.

По степени интеграции в экономику:

Зоны, интегрированные в  национальную экономику

Анклавные (изолированные) зоны

По системам льгот:

Налоговые: налоговые "каникулы" - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т.п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4% (до 20%) снижается налог на прибыль4. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26% до 14%) .

Таможенные (импорт) - частично или полное освобождение от импортных  пошлин на полуфабрикаты, сырье и  т.п., ввозимых для использования внутри зоны.

Таможенные (экспорт)- частично или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

Информация о работе Особые экономические зоны РФ