Особые экономические зоны РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 07:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время необходимо уделять особой внимание развитию отдельных территорий России, что требует глубоких теоретических разработок и выработки перспективных моделей изменения развития ряда регионов России, которые обладают предпосылками для образования центров роста.Одной из самых заметных институциональных инноваций, отмеченных в экономике второй половины двадцатого века, служат особые экономические зоны (ОЭЗ).

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность особых экономических зон, причины их создания и место в мировой экономике
1.1 Сущность особых экономических зон: понятие, классификация и организационно-функциональное назначение . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Цели и задачи создания особых экономических зон . . . . . . . . 9
Глава 2. Особые экономические зоны в России
2.1 История организации ОЭЗ в России . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 ОСОБЕННОСТИ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РОССИИ . . . . . . . 12
2.3 Классификация ОЭЗ в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Глава 3.ОЭЗ В КИТАЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава 4.Туристско-рекреационный зоны как вид особых экономических зон
4.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны . . . . . 17
4.2Общая информация об особой экономической зоне "Байкал" . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . 22

Файлы: 1 файл

передел.курс.docx

— 70.76 Кб (Скачать файл)

Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных  граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

3.ОЭЗ в Китае

В настоящее время в  КНР действуют 4 специальные экономические  зоны (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь), 14 открытых приморских городов, находящихся в приморской провинции Хэбэй, Гуанси-Чжуанском автономном районе, экономическом треугольнике на юге приморской провинции Фуцзянь, а также в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян и на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, как-то: беспошлинная зона порта Тяньцзинь, Вайгаоцяоская, Даляньская, Шатоуцзяоская, Футяньская, Гуанчжоуская, Чжанцзянганская, Хайкоуская, Циндаоская, Нинбоская, Фучжоуская, Сянъюйская, Шаньтоуская и Чжухайская беспошлинные зоны - 13 открытых приграничных городов, а именно: Хуньчунь (провинция Цзилинь), Суйфэнькэ и Хэйхэ (провинция Хэйлунцзян), Маньчжурия и Эрлянь-Хото (автономный район Внутренняя Монголия), Тачэн, Болэ и Инин (Синьцзян-Уйгурский автономный округ), Хэкоу, Ваньдин и Жуйли (провинция Юаньнань), Пинсян и Дунсин (Гуанси-Чжуанский автономный район) - 53 зоны высоких и новых технологий, 70 с лишним научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (ОЭЗ) Хайнань и новый район Пудун, расположенный на восточном берегу реки Хуанпу напротив старой части Шанхая.

Начало экономических  реформ и переход к "политике открытых дверей" позволили южным провинциям Гуандун и Фуцзянь проводить самостоятельную экономическую политику путем создания в 1980 году на своей территории специальных экономических зон, которые впоследствии стали неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Создание особых экономических  районов (ОЭР) является важным шагом  китайского правительства. На территории общей площадью более 30 кв.км проводится специфическая экономическая политика и осуществляется особая система экономического управления, напоминающие практику "портов свободной торговли" западноевропейских государств: будучи ориентированными на внешний рынок и предусматривая налоговые и таможенные льготы, упрощенные регистрационные и прочие процедуры и смягченный режим регламентации предпринимательской деятельности, ОЭР полагаются в основном на экспортоориентированную обрабатывающую промышленность и объединяют в единый комплекс научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, производство и торговлю. Статус китайских ОЭР отличается как от статуса существующих в некоторых странах зон переработки продукции, ориентированной на экспорт, так и от статуса особого административного района Сянгана, законодательно оформленного после его присоединения к Китаю. Цель создания ОЭР состоит в привлечении иностранных инвестиций, ввозе передовых высоких и новых технологий, заимствовании управленческого опыта зарубежных партнеров, создании дополнительных рабочих мест для граждан КНР и повышении качества кадрового состава и, в целом, общего уровня хозяйствования.

В Китае принято выделять три этапа развития ОЭР. На первой стадии (5-7 лет) формируется производственная, инженерная, транспортная, социальная и иная инфраструктура, привлекаются иностранные капитал, техника и  технологии, приобретаются навыки управления и налаживаются внешнеэкономические  связи; вторая такой же продолжительностью связана с переходом к внешнеориентированной модели экономического развития от значительного удельного веса в экономической структуре торговли и сферы услуг к преобладанию промышленности и внешнеэкономической деятельности, в то время как наблюдаются рост применения передовой технологии в традиционных отраслях деятельности и их модернизация и ставится цель осуществлять 50-60% инвестиций за счет иностранного капитала, а долю экспорта довести до 70% общего производства; третий этап является зрелой фазой, характеризующейся реконструкцией традиционных производств и существенной долей наукоемких и высокотехнологичных отраслей. Таким образом, на протяжении 20 лет реформы экономической системы в Китае сформировался сравнительно совершенный режим ОЭР, благоприятствующий привлечению зарубежных инвестиций.

Примером особенностей развития ОЭР в Китае может послужить  специальная экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 года с принятием закона "Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун" и которую более 20 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. ОЭР Шэньчжэнь, занимающий 327,5 кв.км и огибающий район Гонконга, отделяя его от материкового Китая, - самая быстро развивающаяся зона: так, в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5%, объема промышленной продукции - 45% и внешней торговли - 39%, а ежегодный рост реальных иностранных инвестиций за этот период находился на уровне 28%, поэтому в течение последних 9-ти лет город является первым в стране по объемам внешней торговли, вторым - по выпуску промышленной продукции и третьим - по годовому доходу местного бюджета и привлечению реальных иностранных инвестиций. Здесь преобладают так называемые вторичные и третичные промышленные производства: в частности, в 2000 году соотношение первичного, вторичного и третичного секторов составило 0,9: 52,6: 46,5, а соотношение иностранных инвестиций в данные секторы - 0,2: 63,3: 36,5.5

Сегодня китайские ОЭЗ  характеризуются наличием следующей  отличительной черты, а именно: зоны высоких и новых технологий, или  аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального  ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономической  экономики. Свидетельством их превращения  в главную движущую силу развития отрасли высоких и новых технологий на фоне оптимизации экономической  структуры КНР служит тот факт, что, начиная с 1991 года, их основные экономические показатели ежегодно в среднем возрастают более чем  на 40% - в результате, в 2003 году они  продолжали стремительное развитие и впервые принесли стране доход, превышающий 2 трлн. юаней, что на 32% больше аналогичного показателя предыдущего  года, причем доходы от продажи продукции  высокотехнологичных предприятий, расположенных в Пекинской зоне научно-технического освоения "Чжунгуаньцунь" и Шанхайской зоне освоения новых и высоких технологий, превысили 150 млрд. юаней.

Таким образом, китайская  модель территориально-экономической  открытости на основе создания различных  типов ОЭЗ весьма реалистична  и позволяет обеспечить относительно безболезненный переход к рынку  и постепенное включение в  систему международного разделения труда и международных внешнеэкономических  связей стран и регионов.

 

4.Туристско-рекреационный  зоны как вид особых экономических зон

 

4.1Туристско-рекреационные особые экономические зоны

 

           Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.

         К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.

         Также туристско-рекреационные зоны призваны решить проблему туристической привлекательности Российской Федерации: последние несколько лет в сегменте въездного туризма отмечается постепенная деградация: в 2004 году Россию посетило 2.6 млн. иностранных туристов, в 2005, 2006 и 2007 – по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн., что даже меньше чем в 1997 году6 . Тогда как по оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видно, перспективы существенны, и создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа направлено именно на решение проблем, мешающих реализации этих возможностей. Концентрация ресурсов в туристской сфере, в конечном счете, позволит сохранить и эффективно использовать весь туристско-рекреационный потенциал России.

           Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития»

4.2Общая информация об особой экономической зоне "Байкал"

Туристско-рекреационная  особая экономическая зона «Байкальская Гавань» в Республике Бурятия  была создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 68.

   Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления определяются Соглашением о создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа от 2 марта 2007 г. № 2768-ГГ/Ф7.

    ОЭЗ в Республике Бурятия будет размещаться на пяти участках – «Турка», «Пески», «гора Бычья вершина 1771», «бухта Безымянная», «Гремячинск», расположенных в непосредственной близости от озера Байкал. Приоритетными выбраны участки «Турка» и «Пески», затем планируется развитие оставшихся трех.

    Общая площадь, выделенная для создания ОЭЗ, составляет 3 283,65 га, в т. ч. площадь участков «Турка» и «Пески» составляет 434,04 га.

    Туристско-рекреационная зона создается с целью формирования центра международного туризма на востоке России, повышения конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта, а также использования уникального природного объекта – озера Байкал, что позволит «открыть» его для российских и иностранных туристов.

Туристско-рекреационного потенциал  ОЭЗ позволит развивать лечебно-оздоровительный, экологический, горнолыжный, экскурсионный, круизный, религиозный виды туризма.

   Объем бюджетных вложений до 2012 г. на строительство внутренней инфраструктуры ОЭЗ в Республике Бурятия составит около 4 млрд. рублей.7

    В соответствии с концепцией, разработанной австрийской компанией «Deloitte Corporate Finance», на территории туристско-рекреационной зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, рыбацкой деревни, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса и других объектов.

   Участок «Турка» представляет собой долину, расположенную на побережье озера Байкал в устье реки Турка с удобной для захода судов бухтой. Проведение дноуглубительных работ и реконструкция порта позволит превратить бухту в удобную гавань, способную в навигационный период единовременно принять до 200 прогулочных яхт.

В относительной близости от порта «Турка», на участке «Пески»  предполагается построить этнодеревню. Благоустроенные домики будут возведены в виде юрт в соответствии с культурными традициями местного населения. Гости смогут наблюдать жизнь коренных жителей, пробовать свои силы в освоении традиционных ремесел. Общую панораму участка гостям откроет смотровая площадка, на которую туристов поднимет фуникулер, связывающий побережье и вершину 693,9 м.

Этот и другие объекты  будут связаны с портом «Турка»  современной автотрассой и терренкурами – системой пешеходных троп.

    Оба участка будут выгодно отличаться высоким уровнем организации отдыха. Четырехзвездочная гостиница; центры восточной медицины; оздоровительный центр, предоставляющий весь комплекс услуг – массаж, бассейн, СПА, бани, где отдыхающие смогут уделить должное внимание своему здоровью; спортивные и культурно-развлекательные центры станут неотъемлемой частью создаваемой туристической зоны.

    В настоящее время ОАО «Бурятгражданпроект» разработан проект планировки территорий участков «Турка» и «Пески» особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия, начато проектирование объектов ОЭЗ.

Заключение

Особые (свободные) экономические  зоны появились на территории Российской Федерации давно. Процесс их создания и существования в полной мере отражал переходный период в становлении  рыночных отношений, формировании новой  законодательной базы. Нестабильность в первую очередь законодательства о налоговых льготах, несогласованность  действий федеральных и региональных властей приводили к значительным налоговым рискам. Легализация свободных  экономических зон, а затем лишение  субъектов РФ права предоставлять  налоговые льготы привели к оттоку капитала из России. Принятие Федерального закона «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» –  очередная попытка нормативного регулирования. Этот закон предусматривает  создание особых экономических зон  двух типов: промышленнопроизводственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ, которое содержит Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны.

Порядок включения организации  в реестр резидентов особых экономических  зон предполагает ее соответствие требованиям, которые предъявляет Закон № 116-ФЗ. Например, по соглашению о ведении  промышленнопроизводственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение такого соглашения. Законом № 116-ФЗ также предусмотрены ситуации, при которых резидент особой экономической зоны лишается своего статуса.

Нельзя не учитывать, что  Закон № 116-ФЗ принят в условиях относительной  экономической стабильности. Сформированы принципы налогообложения, к основным из которых относится предоставление налоговых льгот. Основные налоговые льготы предусмотрены на федеральном уровне. Полномочия субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот значительно ограничены, в первую очередь положениями Налогового кодекса РФ.

Информация о работе Особые экономические зоны РФ