Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации
3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
Одним из видов особых экономических зон являются туристско-рекреационные особые экономические зоны (в дальнейшем ТР ОЭЗ), которые создаются для развития объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развития и оказания услуг в сфере туризма. Механизмов особого экономического регулирования в мировой практике достаточно много, и существуют они давно, но при этом такое явление, как туристско-рекреационные зоны, распространено незначительно, а для России и вовсе уникально. Поэтому оно носит инновационный характер.
К специфическим целям создания ТР ОЭЗ можно отнести: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и еа профилактике заболеваний, удовлетворение потребностей россиян и иностранных туристов в доступном и качественном отдыхе. Кроме того, они должны стимулировать развитие депрессивных регионов, а также регионов, не обладающих достаточным промышленным потенциалом, способствовать решению проблем выравнивания уровня их экономического развития и повышению качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование туристско-рекреационных особых экономических зон.
Также туристско-рекреационные зоны призваны
решить проблему туристической привлекательности
Российской Федерации: последние несколько
лет в сегменте въездного туризма отмечается
постепенная деградация: в 2004 году Россию
посетило 2.6 млн. иностранных туристов,
в 2005, 2006 и 2007 - по 2.3 млн., а в 2008 - 2,2 млн.,
что даже меньше чем в 1997 году По оценке
Российского Союза Туриндустрии, http://www.tourprom.ru/news/
Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристического комплекса в стимулировании экономического роста. ТР ОЭЗ можно рассматривать как важный элемент «институтов развития» Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту// Вопросы экономики. 2007.№2.
2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
В проекте Концепции
В рамках данной Концепции
говорится о том, что стимулирование
экономического роста может осуществляться
за счет появления новых центров
инновационного роста, опирающихся
на концентрацию человеческого и
технологического потенциала. Одним
из таких центров должна стать
туристская деятельность в виде создания
современных
В упомянутой Концепции выделяются
восемь макрорегионов, которые рассматриваются
с позиций долгосрочного
Внесенные законодательные изменения вписываются в общую логику создания и функционирования всех типов ОЭЗ (двадцатилетний срок существования всех зон Для особых портовых зон установлен сорокадевятилетний срок функционирования, обязательность конкурсного отбора претендентов, единый статус резидентов и т.д.). Вместе с тем ТР ОЭЗ характеризуются определенной спецификой, связанной с характером туристского производства и потребления. Эта специфика определяет порядок создания и функционирования особой туристской зоны, отличный от традиционной схемы.
Деятельность туристско-
Другим отличием является возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов) на территории ТР ОЭЗ, что не допускается в других особых зонах. Многие российские курорты в большей или меньшей степени эксплуатируют подобные месторождения и в силу высокого морального и физического износа инфраструктурных объектов добычи и потребления полезных ископаемых нуждаются в обновлении основных фондов. Определенную помощь в этом отношении может оказать режим особой экономической зоны.
Особенность туристско-рекреационной деятельности находит отражение в структуре и критериях оценки заявки на создание особой зоны. Содержание заявки охватывает общие и специфические параметры. Обязательные для всех типов ОЭ3: технико-экономическое обоснование создания особой зоны, дополненное анализом состояния и стратегии развития субъекта РФ, на территории которого предполагается образование особой экономической зоны, расчеты будущих расходов федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Специфические параметры предполагают расчеты существующих и прогнозных показателей международных и внутренних туристских потоков, а также представление сведений о фактическом состоянии объектов туристско-курортной инфраструктуры.
Группа специфических параметров является одним из критериев оценки целесообразности и эффективности создания ТР ОЭЗ. 3десь также проявляется особенность туристско-рекреационных зон, поскольку принцип инновационности (т.е. создание исключительно новых производств), характерный для промышленно-производственных и технико-внедренческих зон, для рекреационных территорий в чистом виде неприменим. Это связано с тем, что территории, имеющие благоприятный туристский потенциал и рассматривающиеся как фавориты при проведении конкурсного отбора, уже относительно успешно функционируют в качестве туристской дестинации. Создание особой туристской зоны «с нуля» ставит в неравные условия «старые» и «новые» территории и невыгодно для государства и частного бизнеса. Образование абсолютно новой рекреационной зоны потребует не только колоссальных инвестиций, но и формирования в сознании массового туриста благоприятного образа создаваемого инновационного продукта. Этот образ должен переориентировать потребителя с традиционного отдыха на новый его вид, что в силу неразвитости механизма продвижения регионального туристского продукта представляется весьма проблематичным.
Режим свободной таможенной
зоны, предполагающий отсутствие таможенных
пошлин и НДС на ввозимые товары,
распространяется только на резидентов
особых промышленно-производственных,
технико-внедренческих и
Вместе с тем смысл ТР ОЭЗ заключается не столько в освобождении от налогов, сколько в создании государством системы стимулов для инвесторов. Причем главный фактор - это наличие предсказуемости всех расходов, связанных с ведением бизнеса, внедрение конкретного механизма государственных гарантий, обеспечивающих как российским, так и иностранным инвесторам уверенность в защите их прав собственности.
Важной целью создания
туристско-рекреационных зон
Государственные расходы на инфраструктуру зон не единственный источник финансирования ОЭ3. Планируется привлечь порядка 200 млрд руб. за счет частных инвестиций резидентов. При этом вполне вероятно, что расходы на строительство ОЭ3 в России будут расти. По оценкам экспертов, во время реализации проекта его стоимость по сравнению с проектно-сметной документацией может увеличиться на 20-50% Шаповалов А. Особые экономические зоны растут в цене // КоммерсантЪ. № 71 (3647) от 26.04.2007. Не исключено, что дополнительные расходы будут приниматься поправками к трехлетнему бюджету.
Кроме того, отдельными экспертами отмечаются возможные проблемы, вытекающие из самой сути частно-государственного партнерства и распространяющиеся на любые инвестиционные проекты, не обязательно связанные с туризмом. Дело в том, что участие государства в бизнесе требует значительных временных и финансовых затрат, причем в больших объемах, чем изначально предполагалось на стадии разработки проекта. В результате частные компании последовательно выполняют свою часть проекта, а государство отстает от ранее согласованного графика. В условиях глобальной рецессии это будет значительно снижать эффективность таких проектов Мау В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту// Вопросы экономики. 2007.№2.
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации
Механизм создания туристско-рекреационных особых экономических зон был запущен в 2006 г.: из 28 заявок было утверждено семь проектов по созданию ТР ОЭЗ. Победителями конкурсов стали Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Республика Алтай и Бурятия, Иркутская и Калининградская области, а в 2010 году к ним присоединился и Приморский край. Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации создано восемь ТР ОЭЗ:
1. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
Располагается на территории Майминского района Республики Алтай на правом берегу реки Катунь и имеет площадь 855 га. На участке планируется создание курорта с широкими возможностями для развития водных видов спорта, поскольку Катунь известна как одно из удобнейших мест для сплавов, занятий экстремальными видами водного спорта. Курорт будет включать в себя гостиничный комплекс, лечебно-оздоровительные спортивные и развлекательные объекты.
2. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «
ОЭЗ в Республике Бурятия расположена в Прибайкальском муниципальном районе Республики Бурятия в непосредственной близости от озера Байкал. На территории зоны планируется создание современного гостиничного комплекса, порта, центра восточной медицины, спортивно-оздоровительного комплекса, обустройство маршрутов и экологических троп.
3. Туристско-рекреационная
особая экономическая зона «