Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:16, курсовая работа
Цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям «особая экономическая зона» и «туристско-рекреационная особая экономическая зона»;
- изучить законодательную базу и историю создания особых экономических зон в Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации
3.2 Перспективы развития туристско-рекреационных особых экономических зон Российской Федерации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ КАК ВИД ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
2.1 Туристско-рекреационные особые экономические зоны
2.2 Особенности правового регулирования деятельности ТР ОЭЗ
ГЛАВА 3. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
3.1 Характеристика ТР ОЭЗ Российской Федерации
3.2 Перспективы развития
туристско-рекреационных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Туристско-рекреационные
особые экономические зоны - не новое
явление в мировой
В связи с тем, что процесс создания туристско-рекреационных особых экономических зон в России начался сравнительно недавно и говорить о достигнутых результатах пока преждевременно, особый интерес представляет изучение начальных этапов их формирования в условиях современной экономики.
Таким образом, можно определить цель работы - выявление особенностей формирования и развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятиям
«особая экономическая зона»
и «туристско-рекреационная
- изучить законодательную
базу и историю создания
- провести сравнительную
характеристику российских
- оценить возможные перспективы развития.
Следует отметить, что на
сегодняшний день практически нет
специализированной научной литературы,
посвященной особым экономическим
зонам, в том числе туристско-
Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы и приложений. Структура
работы обусловлена логикой
ГЛАВА 1. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
1.1 Особые экономические зоны, их задачи и виды
Одним из инструментов привлечения
инвестиций и повышения эффективности
взаимодействия бизнеса и власти
в современной экономике
Логика создания ОЭ3 обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой или же необходимостью развития отдельных видов деятельности, имеющих большое значение для национального хозяйства.
Особая экономическая
зона - определяемая Правительством Российской
Федерации часть территории Российской
Федерации, на которой действует
особый режим осуществления
- развитие обрабатывающих
и высокотехнологичных
- производство новых видов
продукции, развитие
- развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
- привлечение прямых
- создание новых рабочих
мест для
- апробация новых методов
менеджмента и организации
- снижение уровня коррупции.
С точки зрения инвесторов,
создание ОЭЗ способствует достижению
таких целей, как освоение новых
рынков сбыта, приближение производства
к потребителю, минимизация затрат,
связанная с отсутствием
Особые экономические зоны принято классифицировать, прежде всего, по выполняемым функциям:
- Зона свободной торговли (ЗСТ) -- территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. В такой зоне проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.
- Промышленно-производственная зона (ППЗ) -- часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) -- территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примерами ТВЗ выступают технопарки и технополисы.
- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) -- территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность -- создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
- Портовая зона - создается
на территории морских портов,
открытых для международного
сообщения и захода
На сегодняшний день в России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.
Кроме того, на всей территории
Калининградской области
На конец 2009 года всего на территории российских ОЭЗ зарегистрировано 207 резидентов.
1.2 Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации
В развитии особых экономических
зон в Российской Федерации можно
выделить три этапа. Первый этап, с 1991
по 1995 г. пришелся на начало институциональных
преобразований в России и считается
периодом заложения основ
С точки зрения развития туристического комплекса наибольшее значение имела ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» (1994), созданная для реализации федеральной программы поддержки особо охраняемого эколого-курортного региона. Вместе со свободной экономической зоной «Алтай» (1991) эта особая зона вписывалась в модель устойчивого развития в рамках общегосударственной программы по охране окружающей среды. В особых зонах была введена система ограничения режимов природопользования, установлены экологические нормы и стандарты, отвечающие международным требованиям, действовала система налоговых льгот. В качестве цели деятельности ОЭ3 «Кавказские Минеральные Воды» декларировалось формирование экологически чистого хозяйственного комплекса курортно-туристской специализации. Однако практика данных эколого-рекреационных зон показала, что отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В результате непродолжительного функционирования они прекратили свое существование.
Период бурного развития ОЭ3 сменился курсом на ликвидацию крупных зон и формирование микрозон, представляющих собой разновидность особых таможенных зон и зон экспортного производства. В основу такой политики был положен принцип выгодного географического положения и минимизации затрат на инфраструктурное обустройство. В результате точечные зоны распространились по разным регионам: в одной только Москве к концу 1994 г. их насчитывалось около 150 Амирханов М.М., Барзыкин Ю.А., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006
Начало второго этапа (1996-2004 гг.) характеризовалось параллельным развитием крупных и точечных микрозон. С течением времени происходило вытеснение производственных зон российскими офшорами, которые часто использовались как инструмент ухода от налогов. Характерным примером в этом отношении является опыт работы офшорной зоны «Ингушетия». Тысячи российских предприятий получили статус резидента этой зоны, были освобождены от налогообложения, но фактически свою деятельность осуществляли на других территориях. Общие потери региональных бюджетов, по экспертным оценкам, только в 1995 г. составили около 2 трлн руб. Первая половина второго этапа протекала на фоне общей макроэкономической и политической нестабильности. Отсутствие последовательной государственной экономической политики сказывалось и на развитии ОЭ3. Не было четкой стратегии и тактики по созданию особых зон, по выработке целей и приоритетов в этой области. Несовершенство законодательства приводило к противоречиям между федеральными и региональными правовыми актами, к разному пониманию целей и задач функционирования ОЭ3. На практике они стали средством лоббирования региональных интересов, их создание определялось не экономической целесообразностью, а результатами борьбы субъектов Федерации за налоговые льготы.
В конце 90-х годов политика свертывания деятельности особых экономических зон привела к тому, что на территории РФ реально функционировали две особые зоны - в Калининградской и Магаданской областях, Экономическая стабилизация и начало инвестиционного роста, наблюдавшиеся в 2000-2004 гг., предопределили необходимость нового подхода к формированию ОЭ3. Однако некоторая инерционность экономического поведения и чрезмерная бюрократизация не позволяли в кратчайшие сроки создать унифицированную нормативно-правовую базу и внедрить в практику организационно-экономический механизм управления ОЭ3.
Точкой отсчета третьего
современного этапа стало принятие
в 2005 г. Федерального закона «Об особых
экономических зонах в