Отчет о практике в Сбербанке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:33, реферат

Описание работы

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также развитие и накопление навыков по анализу хозяйственной деятельности предприятия и определение путей его развития.
Задачами преддипломной практики являются:
закрепление знаний по ряду изученных дисциплин (общепрофессиональных, специальных и специализированных) в процессе практического использования этих знаний на предприятии;
овладение практическими навыками работы по специальности;
изучение используемых на предприятии документов, регламентирующих работу в области менеджмента и организации процессов обслуживания клиентов;
сбор материалов для выполнения дипломного проекта.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая часть 4
1.1 Краткая характеристика ОАО «Сбербанк» 4
1.2 Организационно-правовая форма ОАО «Сбербанк» 6
1.3 Профиль и масштабы деятельности ОАО «Сбербанк» 9
1.4 Анализ экономического состояния ОАО «Сбербанк» 13
1.5 Анализ развития филиальной сети и изменения структуры персонала ОАО «Сбербанк» 15
Заключение 23
Приложение 26
Дневник 28
Отзыв – характеристика 29

Файлы: 1 файл

26.doc

— 535.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1.2 видно, что наибольшую долю ОАО «Сбербанк» занимает на рынке вкладов физических лиц (50,3% в 2009г.), а наименьшую на рынке привлечения средств юридических лиц (19,8% в феврале 2009г.).

Покажем для лучшей наглядности приведенные в таблице 1.2 данные на рисунке (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Доля ОАО «Сбербанк» в активах и капитале банковской системы России

Из графика видно, что доля ОАО «Сбербанк» в активах банковской системы России имеет тенденцию к снижению, когда как в капитале – наоборот, к росту. При этом максимальное значение доли ОАО «Сбербанк» в активах банковской системы наблюдалось в 2006 г. (25,4%), а минимальное – в 2009 г. (24%). Общая разница составляет 1,4%.

Для подтверждения весомости  банка на рынке банковских услуг  страны представим рейтинг российских банков по итогам 2008 года (таблица 1.3)

Таблица 1.3 – Крупнейшие банки России по итогам 2008 г.

 

Из таблицы 1.3 видно, что ОАО «Сбербанк» занимает первое место в рейтинге банков по сумме чистых активов. В 2008г. по сравнению с 2007г. сумма активов выросла на 39,63%.

Таким образом, ОАО «Сбербанк» играет весомую роль в экономике  страны, обслуживая огромное количество клиентов, которыми являются как частные лица и корпоративные клиенты, так и малый бизнес, крупные финансовые организации.

 

 

 

 

1.4 Анализ экономического состояния ОАО «Сбербанк»

 

Для того чтобы оценить конкурентную позицию ОАО «Сбербанк» на Российском рынке банковских услуг, следует проанализировать экономические показатели его деятельности.

Основными показателями, характеризующими эффективность функционирования любого предприятия являются прибыль, чистая прибыль, затраты, а также  отношение затрат к доходам. Приведем данные финансовые показатели для ОАО «Сбербанк» за 2005-2008гг. в таблице 1.4.

Таблица 1.4 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Сбербанк» в 2005-2008 гг.

Показатель

2005г.

2006г.

Изм-ие

2007г.

Изм-ие

2008г.

Изм-ие

Прибыль, млрд. руб.

81,2

112,8

31,6

160,2

47,4

143,5

-16,7

Чистая прибыль, млрд. руб.

62,9

89,3

26,4

126,1

36,8

108,2

-17,9

Расходы, млрд. руб.

36,7

53,8

17,1

85,1

31,3

46,6

-38,5

Отношение затрат к доходам (Cost / Income),%

45,2

47,7

2,5

53,1

5,4

43,1

-10


 

Из вышеприведенной  таблицы видно, что с 2005 г. по 2007 г. прибыль ОАО «Сбербанк» выросла на 79 млрд. руб., в 2008г. она начала снижаться и достигла уровня 143, 5 млрд. руб.. Также в 2008 г. по сравнению с 2007 г. наблюдается уменьшение отношения затрат к доходам на 10 %, что говорит о повышении эффективности работы банка в целом. Кроме того, согласно планам банка, производительность труда сотрудников (количество операций на одного человека) должна увеличиться еще в 2 раза.

В течение ближайших пяти лет ОАО «Сбербанк» намерен увеличить прибыль в 2—3 раза, а также довести собственную долю в активах банковской системы России до 25—30%. При этом рентабельность капитала к 2014 году должна составлять не менее 20% годовых, а отношение затрат к расходам по РСБУ не более 40%.

Таким образом, за пять лет  ОАО «Сбербанк» предстоит увеличить  прибыль до 300 млрд. руб., что является весьма призрачным желанием руководства банка, особенно учитывая ухудшающееся состояние экономики страны и как следствие уменьшение обращения денежных средств.

Рассмотрим некоторые ключевые показатели, характеризующие деятельность ОАО «Сбербанк» (таблица 1.5).

Таблица 1.5 – Ключевые показатели деятельности ОАО «Сбербанк» в 2005-2008г.

Показатель

2005г.

2006г.

Изм-е

2007г.

Изм-ие

2008г.

Изм-ие

Кредитный портфель (с учетом кредитов банкам), млрд. руб.

1985,7

2 712,4

726,7

4 103,9

1391,5

5 561,2

1457,3

в том числе кредитование юридических лиц (без учета кредитов банкам)

1624,5

1 929,4

304,9

3 076,7

1147,3

3 972,9

896,2

Остаток средств на счетах физических лиц

1500,1

2 028,6

528,5

2 656,2

627,6

3 089,4

433,2

Остаток средств юридических  лиц

583,4

858,7

275,3

1 286,9

428,2

1 785,3

498,4


 

Из таблицы 1.5 видно, что такие показатели деятельности ОАО «Сбербанк» как общий кредитный портфель банка, кредитный портфель юридических лиц, остаток средств юридических лиц и остаток средств на счетах физических лиц с 2005 по 2008г. имеют тенденцию к росту.

Таким образом, в 2005-2007 гг. деятельность ОАО «Сбербанк» характеризуется с одной стороны ростом прибыли и затрат, а с другой - уменьшением отношения затрат к доходам. В 2008 г. ситуация кардинально меняется: прибыль, расходы, отношение затрат к доходам начинают постепенно снижаться. Такие ключевые показатели деятельности банка как кредитный портфель, остаток средств на счетах физических и юридических лиц имеют тенденцию к росту и в 2008 г.

Оставаясь лидером российской банковской системы в 2008г., ОАО «Сбербанк» не останавливается на достигнутом и продолжает целенаправленную работу по совершенствованию обслуживания клиентов, повышению эффективности своих операций.

1.5 Анализ развития филиальной сети и изменения структуры персонала ОАО «Сбербанк»

По состоянию на 1 марта 2009 года филиальная сеть Сбербанка России состояла из 20 372 подразделений, включая 17 территориальных банков, 722 отделение, 19 633 внутренних структурных подразделений. Последние, в свою очередь, включали 8 690 дополнительных офисов (в т.ч. 70,1% - специализированные по обслуживанию физических лиц, 28,5% - универсальные, 1,4% - специализированные по обслуживанию юридических лиц), 10 758 операционных касс вне кассового узла и 51 передвижной пункт кассовых операций. Кроме того, функционировало 38 отдельно стоящих обменных пунктов.

С целью совершенствования  системы управления филиальной сетью  в начале 2009 года проводилась работа по объединению на уровне субъектов Российской Федерации отделений банка и формированию на их базе крупных управленческих центров, обеспечивающих эффективное развитие бизнеса. В рамках этой работы было реорганизовано 54 отделений Банка.

Территориальное размещение подразделений банка показано на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 –Территориальное размещение подразделений ОАО «Сбербанк»

Таким образом, в основном услугами банка пользуются жители сельской местности, так как именно там размещено 52% отделений от общего количества филиалов ОАО «Сбербанк». На втором месте стоят города-центры субъектов РФ, которым принадлежит 18,8% филиалов. Города, с численностью жителей более 100 тыс. человек и поселки городского типа имеют примерно одинаковый процент структурных подразделений банка (6,6% и 6,7% соответственно).

Для улучшения месторасположения  действующих подразделений, их приближения  к объектам городской инфраструктуры и повышения удобств для клиентов в 2008 году территориально перемещена 262 точки банковского обслуживания (за 2007 год – 441 точка).

Приведем данные об изменении  количества структурных подразделений ОАО «Сбербанк» в 2008-2009 гг. (таблица 1.6).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.6 – Изменение количества структурных подразделений ОАО «Сбербанк» в 2008-2009гг. (ед.)

Показатель

Ноябрь

2008

Декабрь

2008

Изм-е

Январь

2009

Изм-е

Февраль

2009

Изм-е

Филиальная сеть, всего

20427

20426

-1

20413

-13

20372

-41

в том числе территориальные банки

17

17

-

17

-

17

-

отделения

758

734

-24

731

-3

722

-9

внутренние структурные подразделения

19 652

19 675

23

19 665

-10

19 633

-32


 

Из таблицы 1.6 видно, что филиальная сеть ОАО «Сбербанк» имеет тенденцию к сокращению. Только за январь-февраль 2009 г. руководство банка закрыло 54 филиала, при этом в основном сокращение происходило за счет закрытия внутренних структурных подразделений.

Для улучшения условий  обслуживания клиентов и увеличения объемов продаж банковских продуктов  и услуг в отчетном году в 1171 внутренних структурных подразделениях удлинен  режим работы в будние дни, в 518 подразделениях увеличен режим функционирования (либо организована работа) в субботние дни, в 105 подразделениях организовано обслуживание клиентов в воскресные дни. В рамках проводимой работы по переходу на обслуживание клиентов подразделениями банка без обеденного перерыва за анализируемый период в 500 подразделениях организована работа в таком режиме.

В 2009 году основные усилия в работе с персоналом будут направлены на формирование, сохранение и развитие высокопрофессионального кадрового состава, а также приоритетное комплектование подразделений, определяющих развитие бизнеса банка.

Повышение квалификации персонала ОАО «Сбербанк России» в 2008-начале 2009г. осуществлялось с учетом роста конкуренции на рынке банковских услуг. Всего в различных программах повышения квалификации в 2008 году приняли участие 167 тыс. работников или 63,6%.

В целях ускоренного  овладения операционным персоналом практическими навыками работы с  использованием современных технологий были разработаны 29 новых учебных программ, тестов для контроля профессиональных знаний, учебно-методических пособий и компьютерных обучающих программ.

В повышении квалификации специалистов основное внимание уделяется углублению их профессиональных знаний с учетом специфики выполняемых ими конкретных функций. Для решения этой задачи используются не только ресурсы внутрибанковской системы обучения, но и ведущих учебных центров, специализирующихся на различных сегментах финансового рынка и информационных технологиях.

Ключевое значение в  организации учебы руководителей придавалось развитию управленческой компетентности и специальной подготовке по профилю деятельности, проведению консультационных семинаров и изучению лучшего зарубежного и российского опыта. К концу 2008 года увеличилось общее число работников Банка – руководителей разного уровня, участвующих в программах МВА, а также количество самих программ. При этом строго учитывались уровень подготовленности и сфера деятельности руководителей. Работа по подготовке и становлению новых руководителей включала в себя обучение кадрового резерва по индивидуальным программам, а также их направление на долгосрочное повышение квалификации в лучшие учебные заведения по российским и зарубежным программам.

Использование новых  обучающих технологий позволило не только повысить эффективность обучения, но и значительно снизить удельные затраты на повышение квалификации персонала Банка.

С целью расширения возможностей клиентов в 2009 году продолжено проведение мероприятий по расширению перечня продуктов и услуг, предоставляемых подразделениями банка. В результате, изменилась доля численности персонала, обслуживающего различные подразделения банка.

Покажем доли количества работников в структурных подразделениях в общей фактической численности специалистов банка в конце 2008г-начале 2009г. на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Доли персонала, обслуживающего структурные подразделения  в общей численности специалистов банка

 

Из рисунка 1.4 видно, что  наибольший процент работников банка  обслуживает операционные структурные подразделения, включая дополнительные офисы. На втором месте по количеству персонала стоят подразделения кредитования, где занято 24,3 % всех специалистов.

Информация о работе Отчет о практике в Сбербанке