Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:37, отчет по практике
Предпринимательская деятельность требует современного подхода к формированию результативных показателей путем внедрения нормативного регулирования денежного оборота финансовых ресурсов. Основные направления осуществления расчетов в Российской Федерации регулируются нормами действующего законодательства, в которых определяются принципы, порядок производства расчетов, права и обязанности субъектов расчетных правоотношений, а также содержание и формы расчетов, характер взаимоотношений коммерческого банка с конкретными предприятиями в процессе осуществления расчетов.
1. Теоретические основы анализа движения денежных средств
Предпринимательская деятельность
требует современного подхода к
формированию результативных показателей
путем внедрения нормативного регулирования
денежного оборота финансовых ресурсов.
Основные направления осуществления
расчетов в Российской Федерации
регулируются нормами действующего
законодательства, в которых определяются
принципы, порядок производства расчетов,
права и обязанности субъектов
расчетных правоотношений, а также
содержание и формы расчетов, характер
взаимоотношений коммерческого
банка с конкретными
Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии). В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:
1 уровень системы – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета
2 уровень системы –
Положения по бухгалтерскому
учету (далее – ПБУ), устанавливающие
основные нормы и принципы
бухгалтерского учета, методы
оценки активов, обязательств, требования
к составу и содержанию
3 уровень системы –
методические указания (типовые
указания и рекомендации) по ведению
учета, подробно раскрывающие
конкретные способы и правила
ведения бухгалтерского учета
применительно к
4 уровень системы –
рабочие документы конкретной
организации (учетная политика
организации, рабочий план
1-й уровень: законодательные
акты, указы Президента
РФ и
постановления Правительства,
Гражданский кодекс РФ[2], являющийся основополагающим документом в системе нормативно-правового регулирования денежных расчетов в РФ. Данным законодательным актом определяются содержание, порядок заключения, расторжения договора банковского счета и осуществления основных действий сторонами договора, устанавливаются порядок и очередность списания денежных средств с расчетного счета, формы и виды расчетов, а также порядок заключения договора банковского вклада. Основные положения ГК РФ конкретизированы в федеральных законах – «О Центральном банке РФ», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», а также в Положении о безналичных расчетах в РФ.
Общим положениям о расчетах ГК РФ посвящает две статьи: ст.861 определяет возможность осуществления расчетов наличными деньгами и в безналичном порядке. Из смысла п.2 ст.861 ГК РФ следует, что при расчетах между юридическими лицами и с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, наличие права должника произвести расчеты в безналичной форме предполагается, если иное не установлено законом. Кодекс не запрещает расчеты наличными деньгами даже при осуществлении расчетов в предпринимательской деятельности свыше установленной законом суммы. Ст.862 указывает в качестве основных следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивами, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. П.2 ст.862 ГК РФ указывает, что стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчета. Ст.140 ГК РФ определяет, что платежи на территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, тем самым признавая безналичные деньги денежным платежом, а не заменой исполнения;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 26.11.2008, с изм. от 17.03.2009)[3];
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.06.2009, с изм. от 22.06.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2009)[3];
Постановление Правительства РФ от 30.07.1993 № 745(ред. от 08.08.2003) «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин»;
2-й уровень: стандарты
(положения) по бухгалтерскому
учету и отчетности. Учетный
стандарт можно определить как
свод основных правил, устанавливающий
порядок учета и оценки
- Положение по ведению
бухгалтерского учета и
отчетности в РФ, утвержденное
приказом Минфина РФ от
29 июля 1998 года № 34н (ред.
от 26.03.2007). Регулирует общие вопросы
организации и ведения
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 №106н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 года №116н (ред. от 23.04.2009)[13];
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/06. Утверждено приказом Минфина РФ от 27 ноября 2006 года №154н (ред. от 25.12.2007 № 147н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н ( ред. от 18.09.2006 № 115н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №32н (ред. от 27.11.2006 № 156н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 . Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 №33н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/08 (утв. приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008 № 107н);
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 19.11.2002 №114н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 10.12.2002 № 126н.
Данные положения определяют порядок бухгалтерского учета операций по счетам в банках и с наличными денежными средствами, признания доходов и расходов предприятия, выручки и финансового результата хозяйственной деятельности, то есть от них напрямую зависят величина и направление денежных потоков.
3-й уровень: методические
рекомендации (указания),
инструкции, комментарии, письма
Минфина РФ и других
ведомств. Методические рекомендации
и инструкции призваны конкретизировать
учетные стандарты в
- организации, независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках;
- предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ;
- для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ);
- наличные деньги, полученные предприятиями в банках, должны расходоваться строго на цели, указанные в чеке;
- предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками. И обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх лимитов остатка наличных денег в кассе;
- выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия;
- предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке;
- выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели;
- лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается;
- кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с Центральным банком и Министерством финансов РФ.