Отечественный и зарубежный опыт демографического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции и выработки рекомендаций для России.
Поставленная цель предполагает решение таких задач, как:
изучение подходов различных экономических школ к природе инфляции и ее регулирования;
рассмотрение методов регулирования инфляции в мировой практике;
проведение исследования и анализа инфляции и ее регулирования в России;
выявление проблем, связанных с регулированием инфляции в России;
разработка рекомендации по совершенствованию методов регулирования инфляции в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты термина инфляция 4
1.1 Подходы к изучению природы инфляции в различных экономических школах 4
1.2.Подходы к регулированию инфляции в различных экономических школах 6
1.3.Основные методы и тенденции регулирования инфляции в мировой практике 9
Глава II. Особенности инфляции и ее регулирования в российской экономике
2.1.Особенности инфляции и ее регулирования в России 12
2.2.Проблемы регулирования инфляционного процесса в России 17
Глава III. Рекомендации по совершенствованию антиинфляционного процесса в России 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Файлы: 1 файл

националка.docx

— 190.60 Кб (Скачать файл)

Однако тенденциозны рекомендации кейнсианцев ограничить и даже заморозить повышение заработной платы, которое  трактуется ими как фактор избыточного  спроса. В целом кейнсианская теория используется для государственного регулирования  совокупного спроса в целях стимулирования инвестиций, экономического роста и сдерживания инфляции, вызванного чрезмерным спросом.

Направление реформ по стабилизации денег М. Фридмен видел в «денационализации  денег», ослаблении государственного регулирования и усилении рыночной конкуренции в денежной и банковских сферах.

Важную роль в сдерживании  инфляции М. Фридмен придавал реализации разработанного им «денежного правила». «Правило Фридмена» основано на двух предпосылках: 1) необходимости выпуска  денег в одинаковом темпе в  целях снижения масштабов колебаний  денежной массы; 2) возможность ее государственного регулирования путем ограниченой  денежной политики. Сущность «денежного правила» состоит в том, чтобы центральный банк постоянно увеличивал денежную массу, независимо от состояния экономики, что должно обеспечить стабильность цен.

Таким образом, суть монетаристской политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Еще одним положением монетаристской концепции является утверждение о том, что эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики зависит от действующего режима валютного курса. Валютный курс играет определяющую роль в денежно-кредитной политике. Валютная политика проводится с целью регулирования внешних факторов инфляции. Валютная политика включает в себя несколько режимов:

  • режим фиксированного обменного курса (уменьшает степень гибкости денежно-кредитной политики, но вызывает больше доверия к стабильности обменного курса).
  • режим плавающего валютного курса (позволяет проводить независимую политику, приспосабливаясь к внешним и внутренним воздействиям);
  • промежуточные и гибридные виды валютного курса (ЦБ пытается одновременно контролировать и валютный курс и денежные агрегаты).

Также к валютной политике относятся такие методы как девальвации и ревальвации.

Что же касается марксисткой  экономической школы, то они считали, что регулирование денежной массы  возможно только с государственной  стороны, опираясь на невозможность контроля над денежной массой в условиях системы частных банков. Наиболее важным моментом марксистской концепции инфляции являлось то, что основная ответственность за рост цен возлагалась на частные монополии. Если в период классического капитализма рост цен сдерживается конкурентной борьбой, то в период монополистического капитала эта преграда росту инфляции исчезала. На этом основании марксисты считали естественным и исторически неизбежным переход от частного монополистического капитала к государственному.

Рассмотрев подходы  к теории инфляции и ее регулирования  в различных экономических школах, целесообразным будет сравнить основные положения рассмотренных концепций.

Таблица 2

Основные положения марксисткой, кейнсианской и монетраской теории инфляции и ее регулирования

 

 

Кейнсианская  теория

Монетариская  теория

Марксистская теория

1. Приоритетный фактор инфляции

Избыточный спрос 

Денежная масса

Издержки производства

2. Оценка  взаимосвязи экономического роста  и инфляции

Инфляция либо замедляет, либо ускоряет развитие экономики (двоякое  влияние)

Экономический рост возможен без инфляции

Экономический рост может  сопровождаться умеренной инфляцией

3. Рекомендации  по сдерживанию инфляции

  • стимулирование частных и государственных инвестиций;
  • регулирование денежной массы;
  • политика изменения процентных ставок;
  • постоянное увеличение денежной массы и ее государственное регулирование;
  • выбор режима валютного курса;
  • сдерживание роста цен конкурентной борьбой;
  • переход от частного капитала к государственному;

 

Основываясь на основных положениях рассмотренных концепций  инфляции и ее регулирования, следует  отметить, что сочетание данных концепций  позволит разработать эффективную  антиинфляционную политику, учитывая специфику экономики рассматриваемой  страны, а также опыт развитых стран.

 

    1. Основные методы и тенденции регулирования инфляции в мировой практике.

 

Мировой опыт свидетельствует, что взятая под контроль умеренная  инфляция (2-3% в год) может стимулировать  экономическое развитие при наличии  резервов в экономике, поддерживать пропорции воспроизводственного процесса, равновесие между товарной и денежной массой с помощью рыночного ценообразования. Однако по мере ускорения темпа инфляции вызывает отрицательные последствия  даже в развитых странах.

К настоящему времени накоплен разнообразный арсенал методов  регулирования инфляции. Так, для  снижения значительной роли денежных факторов инфляции ограничивается денежное предложение, формируемое путем  эмиссии денег. С этой целью в 1970 – 1980-х гг. В ряде стран практиковалось таргетирование денежного агрегата М2, но оно оказалось не эффективным в условиях неопределенной связи роста денежной массы и инфляции.

В целях сдерживания кредитной  экспансии как фактора инфляции в мировой практике используется таргетирование процентной ставки. Для  сдерживания роста инфляции эти  ставки повышаются, а при уменьшении ее темпа во избежание дефляции снижаются. Например, при угрозе дефляции в США ставки ФРС были снижены с 6,5% в 2001 г. до 1% в мае 2003 г., а в октябре 2007 г. снижены до 4,5%, в феврале 2008 г. – до 3% в целях выхода из ипотечного кризиса и экономического спада.

Одновременно с денежно-кредитными методами для сдерживания инфляции используются финансовые. Среди них  традиционным является ограничение  бюджетного дефицита вплоть до лимитирования. Например, в Евросоюзе установлен его лимит в пределах 3 % ВВП.

В целях пополнения бюджетных  доходов и изъятия избыточной денежной массы из обращения периодически повышают налоговые ставки. Например, во Франции создавались налоговые авуары, средства с этих сетов можно было использовать лишь для целевых инвестиций для стимулирования хозяйственной деятельности. Наряду с повышением налогов практикуется выпуск государственных займов.

В странах с развитой рыночной экономикой регулирование ценового фактора инфляции осуществляется методами совершенной конкуренции и государственного антимонопольного контроля. Иногда для  сдерживания инфляции применяется  регулирование цен (во Франции –  во второй половине 1950-х и 1960-х гг.; в Италии, Нидерландах, Испании, США  – 1970-х гг.).

С конца 1990-х гг. Новым  явлением в регулировании инфляции стало ее прямое таргетирование –  установление центральным банком целевого ориентира ежегодного роста. Впервые  о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г.. По состоянию на 2008 г. данный режим использовался 23 странами мира, такие как Великобритания, Швеция, Финляндия, Норвегия, Новая Зеландия, Канада и др.

Важным параметром таргетирования является наличие или отсутствие пределов колебания целевого ориентира инфляции. Например, в странах Евросоюза используется целевой ориентир роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары в 2% в год, в Новой Зеландии – 0-3%, в Канаде - 1-3%. Временные рамки таргетирования инфляции зависят от ее темпа. Изначально для достижения целевого ориентира был предусмотрен срок около 18 месяцев, на сегодняшний день данный срок сокращен до 5 лет, что соответствует среднесрочному таргетированию инфляции.

Особое место в регулировании  инфляции занимают денежные реформы. В  мировой практике различаются два  вида денежных реформ:

  • полная денежная реформа (проводится в целях образования новой денежной системы);
  • частичная денежная реформа (осуществляется в целях измения отдельных элементов денежной системы).

Методы проводившихся  в мировой практике денежных реформ разнообразны, при золотом стандарте  они совпадают с методами стабилизации валют.

Важную роль в мировой  практике регулирования инфляции относят  политике регулирования процентных ставок. Например, в США при возникновении инфляционного давления на рынок сложившаяся ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует ФРС изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Самая высокая ставка по федеральным фондам в США была зафиксирована в 1981г. на уровне 19%. В 2001г. в американской экономике началась стагнация. Для стимулирования роста экономики ФРС в период с 2001-2003гг. 13 раз снижала базовую процентную ставку, которая в итоге сократилась до 1,0%.

В Европейском союзе функции, аналогичные функциям ФРС, выполняет  Европейский центральный банк (ЕЦБ). ЕЦБ действует по принципу установления целевого уровня инфляции, основная его  функция – поддержание ценовой  стабильности евро. Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2% в год.

Впервые одновременное снижение процентной ставки в еврозоне наблюдалось  в 1998г., данный показатель был снижен с 3,3% до 3,0%, но уже в 1999г. в связи  с риском роста уровня инфляции, связанного с повышательной тенденцией мировых цен на нефть, слабостью  евро и возросшим спросом на кредиты, ЕЦБ осуществил повышение уровня кредитной ставки до 4,25%, до 2005 года ставка понижалась, но уже в декабре  этого же года началось ее плавное  повышение. В 2006 г. ставка была повышена до 2,75%, в начале 2007г. ставка превысила 3%.

По мнению большинства  аналитиков, с момента начала функционирования ЕЦБ опыт его антиинфляционной политики оказался успешным.

Таким образом, мировой  опыт проведения центральными банками  денежно-кредитной политики подтверждает объективно обоснованный приоритет ее направленности на ценовую стабильность в целях создания благоприятных условий для долгосрочного роста национальной экономики. Низкий темп инфляции и стабильность национальной валюты являются основными предпосылками, для принятия хозяйствующими субъектами и населением эффективных решений в области сбережений, инвестиций и потребительских расходов.

 

 

 

Глава II. Особенности инфляции и ее регулирования в российской экономике

2.1. Особенности  инфляции и ее регулирования  в России

 

Экономика современной России столкнулась с серьезными проблемами в начале 90-х годов в период экономической трансформации –  от централизованно планируемой  к рыночной экономике.

При переходе к рыночной экономике правительство использовало ортодоксальную монетаристскую программу финансовой стабилизации, предложенную МВФ. Ее основными элементами были:

  • либерализация цен на товары и услуги;
  • беспрецедентная по своим масштабам и скорости приватизация, охватившая примерно 80% государственной собственности;
  • либерализация внешнеэкономической деятельности, включая переход к плавающему курсу рубля;
  • борьба с растущей инфляцией путем ограничения роста денежной массы и ограничения предложения денег;

Эти меры представляют наиболее радикальный вариант перехода к рыночной экономике и потому называются «шоковой терапией». Социально-экономические  последствия такой политики для  российской  экономики были разрушительными.

Непродуманные экономические  реформы в форме «шоковой терапии» в России после развала Советского Союза в начале 90-х годов прошлого столетия, отсутствие реальной антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов привели к возникновению супергиперинфляции, пик которой в России пришелся на 1992 г., когда цены за год выросли в среднем на 2508%.

В 1993 г. цены на потребительские  товары увеличились в годовом  исчислении на 844%, и по этому показателю Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).

Супергиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  необходимой денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые банкноты достоинством 5 тыс.,10 тыс. и 50 тыс.руб. В 1994 г. и 1995 г. сохранялась гиперинфляция, продолжался стремительный рост потребительских цен, который в  годовом исчислении составил соответственно 215,0% и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляционный кризис – сочетание экономического спада с высоким уровнем инфляции.

Достаточно длительный период высокой инфляции в России был обусловлен тем, что борьба с ней велась преимущественно монетаристскими методами. Они оказались малоэффективными из-за господства инфляции издержек, которая была следствием быстрого роста цен на энергоносители и товары сырьевой группы, а так же повышения транспортных тарифов.

Сдерживание инфляции осуществлялось путем искусственного сокращения денежной массы ниже потребностей денежного  обращения. В результате коэффициент  монетизации сократился с 73% в 1990 г. до 15% в 1995 г. Своего максимального значения коэффициент монетизации в России достиг в 2007 г. и составлял 40,6%(табл.3).

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт демографического прогнозирования