Отношения Великобритании и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить роль Великобритании в Европейском союзе.
Объектом исследования данной работы является экономика Великобритании.
Предметом исследования является роль Великобритании в Европейском союзе и их взаимодействие.
При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения и прогнозирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1.Великобритания на современном этапе……………………...………………..5
1.1Экономика Великобритании…………………………………………...5
1.2 Инновационная политика Великобритании………………………...13
1.3 Влияние социальной политики ЕС на Великобританию…………..15
2.Европейский союз и Великобритания………………………………………..21
2.1 История вступления Британии в ЕС…………………………………21
2.2 Британия и Европейский Союз на современном этапе ……………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Шевченко Н.Д. Роль Великобритании в ЕС.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

 

По интенсивности НИОКР  Британия уступает  многим ведущим  развитым странам, она также уступает среднему показателю стран ОЭСР – 2,6% ВВП. Лейбористское правительство поставило цель – к 2014 году довести расходы на НИОКР ДО 2,5% ВВП.

Кризис 2008-2010 гг. показал, что одним из наиболее перспективных  методов не только выхода из кризиса, но и прорыва на международной  арене является инновационная политика страны и прогрессивные механизмы  ее внедрения. Использование знаний, передовых технологий и высокой  квалификации кадров позволяет, как показывает опыт Великобритании, обеспечить стабильность развития национальной науки  и экономики, в том числе и за счет развития средних и малых предприятий, что положительно влияет на имидж страны, ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность. [1; стр.70]

Таблица 1.4 - Высокотехнологичный экспорт в млрд. долл США [4]

Страна

2007

2008

2009

 

2010

Великобритания

61,1

59,4

55,1

 

59,4

США 

218,1

220,9

132,4

 

145,5

Япония

117,9

119,9

95,2

 

122

Китай

302,7

340,4

309,6

 

401,6

Южная Корея

101

100,9

92,8

 

-

Россия

4,1

5,1

4,5

5,2

мир

1766,8

1840,8

1572,1

-


 

Высокотехнологичный экспорт  в млрд. долл США показывает благосостояние страны, чем выше уровень высоких технологий  (в данном случае затраты на развитие аэрокосмической сферы, фармацевтики, научных приборов и электрических машин), тем более перспективной и развитой считается страна. Таким образом высокотехнологичный экспорт в Великобритании составляет 3,4% от общемирового, когда в США этот показатель составляет 12,3%, в Японии 6,7%, в Южной Корее 5,7%, а в России всего 0,23%.

В условиях усиливающейся  международной конкуренции и  быстрых технологических  изменений выгоду, экономический рост и хорошие результаты получают те страны, в которой компании развивают и внедряют научно-исследовательские разработки, используя нововведения, а правительство создает благоприятные условия для этого. Великобритания, как раз, одна из таких стран. Несмотря на невысокий показатель экспорта высокотехнологичной продукции, Великобритания имеет достаточно хороший показатель интенсивности НИОКР, который превышает показатели многих развитых стран мира. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Великобритания является быстроразвивающейся, перспективной страной для науки в целом, как и многие страны в Европейском Союзе, что ещё раз наглядно доказывает, что Великобритания очень удачная находка для Евросоюза.

 1.3 Влияние социальной политики ЕС на Великобританию

На протяжении почти  всего периода своего членства Великобритания занимала особую позицию в отношении  социальной политики ЕС. Среди главных  причин, оказывающих влияние на формирование отношения страны к развитию интеграции в социальной сфере, можно выделить следующие.

Во-первых, позиция Великобритании в данной области в целом отражала довольно сдержанное отношение этой страны к процессу углубления европейской интеграции.

Во-вторых, согласно официальной  точке зрения, активное вовлечение страны в процесс построения европейского социального пространства (основная цель социальной политики ЕС) может нанести ущерб ее национальным интересам. Британская модель системы социального обеспечения значительно отличалась от аналогичных моделей других государств — членов ЕС. Долгое время присоединение к социальной политике ЕС рассматривалось внутри страны как реальная угроза национальной системе социальной защиты и, как следствие, социальной и экономической стабильности государства.

В-третьих, позиция Великобритании в отношении социальной политики ЕС на разных этапах ее развития менялась в зависимости от того, кто находился у власти: консерваторы, оценивающие ее влияние как негативное, или лейбористы, сторонники более активного участия в социальной сфере интеграции. [9; стр.59-60 ]

На момент вступления Великобритании в ЕС страна испытывала серьезные региональные и социальные трудности (особенно острой была проблема безработицы в отдельных регионах). Поэтому с помощью членства в ЕС Великобритания стремилась их разрешить. Уровень занятости в Великобритании и ЕС за 2002-2011 г. представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Уровень Занятости в Великобритании и ЕС за 2002-2011

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Британия

74,5

74,7

75,0

75,2

75,2

75,2

75,2

73,9

73,6

73,6

ЕС

66,7

67,0

67,4

68,0

69,0

69,9

70,3

69,0

68,6

68,6


 

Уровень занятости рассчитываются путем деления числа лиц в  возрасте от 20 до 64 лет в сфере  занятости на общую численность  населения той же возрастной группы. 

Как мы видим, из таблицы, уровень занятости в Великобритании на данный момент не перестает расти. И его показатель выше среднего по Евросоюзу. Так как средний уровень занятости в Великобритании за 2002-2011 год составил 74,6% можно рассмотреть структуру занятости по полу за этот же период. Структура представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Уровень занятости  по полу в Великобритании за 2002-2011 гг.

Из структуры мы видим, что большая часть безработного населения в Великобритании женщины, их уровень занятости составляет 46%, что на 12% меньше, чем аналогичный  показатель у мужчин.

 Несмотря на то, что  вступление в Евросоюз – был  своего рода инструментом для Великобритании к снижению безработицы.  Поэтому можно сделать вывод, что вступление в Евросоюз не только не снизило безработицу, но и дало толчок для дальнейшего роста безработицы. В первую очередь безработица растет из-за социальной политики, проводимой Европейским союзом.  [10]

Во время состоявшегося  в октябре 1972 г. официального визита британского премьер-министра Э. Хита в Рим по вопросу предстоящей конференции в Париже была достигнута договоренность, что в рамках будущего экономического и валютного союза региональной и социальной политике будет уделяться большее внимание [1; 59-60]. На заседании Парижского саммита глав государств и правительств членов ЕС в октябре 1972 г. была поставлена цель углубления процесса европейской интеграции через развитие новых направлений деятельности, и Великобритания поддержала германскую инициативу об активизации социальной политики Европейских сообществ. Но уже на данном этапе был продемонстрирован специфический подход Великобритании к этому направлению деятельности ЕС. Так как Великобритания с момента вступления в ЕС становилась одним из основных получателей финансовой помощи на решение региональных и социальных проблем внутри страны, то наибольшую заинтересованность она проявила к увеличению бюджета Европейского социального фонда, созданного в 1960 г. в качестве основного инструмента социальной политики ЕС. Такой подход к социальной политике стал впоследствии характерным для Великобритании. Таким образом, до конца 1970-х гг., Великобритания занимала достаточно нейтральную позицию в отношении социальной политики Европейских сообществ, инициируя в основном только увеличение средств, выделяемых на это направление. С приходом к власти в 1979 г. консервативной партии во главе с М. Тэтчер, позиция Великобритании в отношении социальной политики стала более жесткой. М. Тэтчер неоднократно высказывалась против выдвигаемых Францией планов создания европейского социального пространства и гармонизации в социальной сфере [2; 454]. В этот период Великобритания последовательно применяла вето при принятии законодательных актов и решений по социальным вопросам. Фактически это полностью блокировало всю работу ЕС в указанном направлении, так как на тот момент в большинстве случаев при принятии решений по социальным вопросам применялся принцип единогласия. Справедливости ради, следует отметить, что некоторые государства-члены использовали такую позицию Великобритании в качестве своеобразного прикрытия собственного нежелания развивать это направление деятельности  Великобритания также выступила противником активизации инициированного в середине 1980-х гг. Ж. Делором социального диалога на европейском уровне. Основной причиной было нежелание М. Тэтчер привлекать профсоюзы к процессу принятия решений, что соответствовало в то время внутригосударственному курсу страны. В период правления М. Тэтчер были осуществлены мероприятия по урегулированию правового положения профсоюзов, что фактически привело к их ослаблению.На этом этапе Великобритания также категорически выступала против вынесения социальной сферы на наднациональный уровень. Попытка закрепить где-либо различные основные социальные нормы и стандарты рассматривалась как превышение полномочий ЕС и, по неоднократным заявлениям М. Тэтчер, «никогда не будет признана Великобританией». Единственным аспектом социальной политики ЕС, в развитии которого была заинтересована Великобритания, была борьба с безработицей, уровень которой внутри страны был достаточно высоким. Но и здесь эта заинтересованность скорее препятствовала, чем способствовала формированию политики занятости ЕC. Великобритания и Комиссия ЕС расходились в методах борьбы с безработицей: первая выступала за использование экономических рычагов (в первую очередь либерализацию рынка труда), в то время как вторая делала акцент на активизации социального диалога и совершенствовании системы профессионального обучения. Особенно ощутимо позиция Великобритании по отношению к социальной политике ЕС проявилась в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Это был период перехода на качественно новый уровень развития социальной политики ЕС, поэтому особенно очевидной стала сдерживающая роль Великобритании. Во-первых, в период подготовки Хартии основных социальных прав трудящихся (первого документа, закрепляющего основные социальные права) М. Тэтчер потребовала внесения большого количества поправок в ее первоначальный текст, что в итоге сильно уменьшило ее значимость. Кроме этого, несмотря на то, что текст Хартии был изменен, Великобритания в декабре 1989 г. в Страсбурге все равно отказалась подписывать и участвовать в Европейской социальной хартии. По мнению М. Тэтчер, стремление государств — членов ЕС распространить действие Хартии на Великобританию рассматривается как «попытки ввести социализм через черный ход». Неучастие Великобритании в Хартии привело к тому, что она не получила обязательного характера, что в очередной раз снизило ее значимость. Приход к власти в ноябре 1990 г. Дж. Мэйджора в ЕС многими был воспринят как возможность улучшения отношения Великобритании к углублению европейской интеграции, в том числе и в социальной сфере. Однако во время переговорного процесса в декабре 1991 г. в Маастрихте Дж. Мэйджору удалось в очередной раз, несмотря на давление со стороны других государств-членов, добиться для Великобритании особого статуса. Она не подписала Социальную главу, которая в результате этого не вошла в основной текст Маастрихтского договора. Во многом британскому премьер-министру удалось это сделать благодаря установившимся на тот период хорошим личным отношениям с германским канцлером Г. Колем, который в Маастрихте в ряде вопросов, в том числе и в отношении социальной политики, поддержал Великобританию. Внутри страны Маастрихтский договор был встречен неоднозначно, привел к расколу консервативной партии, а Социальная глава вскоре стала инструментом спекуляции в процессе ратификации Договора в парламенте. Выступая накануне подписания Маастрихтского договора в палате общин Дж. Мэйджор указал на «вредность для Великобритании присоединения к социальной Хартии ЕС» [11, с. 58]. Он объяснял это тем, что сложившаяся в Великобритании благоприятная ситуация в экономике может быть поставлена под угрозу в случае распространения положений социальной Хартии на Великобританию. Это повлечет закрытие ряда рабочих мест, которые не отвечают европейским стандартам, рост цен, уменьшение конкурентоспособности британских компаний на мировых рынках [11, c. 58—59]. Справедливости ради, следует заметить, что на практике неприсоединение к Социальной главе не стало препятствием для вмешательства Суда ЕС при вынесения решений о выполнении положений в сфере социальной политики для Великобритании (продолжительность рабочей недели, уравнивание положения мужчин и женщин и др.).В сентябре 1995 г. министр иностранных дел Великобритании М. Рифкинд во время выступления в Королевском институте международных отношений подтвердил намерение Великобритании и далее придерживаться особой позиции в отношении социальной политики ЕС, заявив, что некоторые сферы интеграции (в частности, социальная) вряд ли даже в далеком будущем станут привлекательными для Великобритании [11, c. 75]. В Белой книге (март 1996 г.), посвященной предстоящей межправительственной конференции в Турине, была сформулирована позиция Великобритании относительно расширения использования принципа квалифицированного большинства при голосовании по ряду социальных вопросов. При голосовании по вопросам занятости и другим вопросам социальной политики ЕС Великобритании (совместно с некоторыми другими государствами) удалось отстоять принцип единогласия.

На межправительственной конференции в Турине, посвященной  подготовке Амстердамского договора, Дж. Мэйджор продемонстрировал намерение твердо следовать своим национальным интересам, а потому не выражал желания присоединиться к Социальной главе Маастрихтского договора. Однако в мае 1997 г., накануне подписания Амстердамского договора на партийных выборах в победу одержала лейбористская партия во главе с Тони Блэром, что, в свою очередь, внесло коррективы в позицию страны в отношении социальной политики ЕС. Новое правительство заявило о готовности присоединиться к Социальной главе Маастрихтского договора, что и позволило включить ее в основной текст Амстердамского договора. На национальном уровне это повлекло за собой проведение ряда мероприятий в социальной сфере.

Ожидаемая продолжительность  жизни среди мужчин и женщин в мире, Европейском Союзе, Британии и России за 2003-2010 гг. представлены на рисунках 1.4 и 1.5 соответственно

 

Рисунок 1.4 – Ожидаемая  продолжительность жизни среди  мужчин 2003-2010 гг. (лет)

Средний показатель по миру составляет 66,7 лет, в ЕС 75,8, в Англии 77,3 года, в России 60,7 лет. Таким образом  видно, что продолжительность жизни  среди мужчин в Великобритании выше, чем в среднем по Евросоюзу.

Рисунок 1.5 – Ожидаемая  продолжительность среди женщин за 2003-2010 гг. (лет)

Средний показатель по миру составляет 70,85 лет, в ЕС 81,8, в Британии 81,6, в России 73,4.

Присоединение Великобритании к Социальному протоколу Договора о ЕС привело к тому, что страна стала занимать более активную позицию  при проведении социальных мероприятий  и влиять на выработку стратегических документов по социальной политике ЕС (так, например, Люксембургская 1998 г. и  Лиссабонская 2000 г. европейские стратегии  занятости во многом вследствие этого  принимают несколько обобщенный характер, так как представляют собой результат компромисса между британским пониманием социальной политики ЕС и позициями других государств, в первую очередь Франции и Германии).Несмотря на некоторые коррективы позиции Великобритании в отношении социальной политики Европейского союза после прихода к власти лейбористской партии во второй половине 1990-х гг., в целом она остается прежней. Подтверждением этого в 2000-х гг. стал отказ Великобритании участвовать в Хартии основных прав, которой на заседании Европейского совета в июне 2007 г. был придан обязательный характер. Дело в том, что в Хартию в значительном объеме вошли социальные права (это было сделано для того, чтобы придать обязательный характер правам, перечисленным в Европейской социальной хартии 1989 г.).

Информация о работе Отношения Великобритании и Европейского Союза