Отношения Великобритании и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить роль Великобритании в Европейском союзе.
Объектом исследования данной работы является экономика Великобритании.
Предметом исследования является роль Великобритании в Европейском союзе и их взаимодействие.
При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения и прогнозирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1.Великобритания на современном этапе……………………...………………..5
1.1Экономика Великобритании…………………………………………...5
1.2 Инновационная политика Великобритании………………………...13
1.3 Влияние социальной политики ЕС на Великобританию…………..15
2.Европейский союз и Великобритания………………………………………..21
2.1 История вступления Британии в ЕС…………………………………21
2.2 Британия и Европейский Союз на современном этапе ……………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Шевченко Н.Д. Роль Великобритании в ЕС.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

 

2. Европейский Союз  и Великобритания

2. 1. История вступления  Британии в ЕС

Начиная с середины 1950-х  годов одной из важнейших проблем  внешнеэкономических связей Британии было ее отношение к интеграционным процессам в Западной Европе. Отношение к ЕС стало центральным вопросом при определении будущего страны, что было обусловлено её своеобразным положением в мире. Она обладала более обширными хозяйственными связями за пределами  Европы, чем любая другая европейская страна. В противовес Общему рынку шести стран Британия инициировала создание ассоциации свободной торговли. Не добившись сохранения и укрепления своих позиций в мире, она сменила направление политики, надеясь получить экономические и политические выгоды от вступления в ЕС,  достичь относительной самостоятельности внутри объединения, так как вступление в таможенный союз отодвигало ее отношение с бывшими колониальными странами и доминионами на второстепенные позиции. Во время членства в ЕС Британия скорее выступала ведомой, а не лидером развития Евросоюза в разнообразных сферах его функционирования. В вопросах развития наднациональных институтов, строительства «Европы Федерации» она была тормозом этого процесса, хотя на практике не могла предотвратить многие направления интеграции, чтобы не оказаться изолированной от ведущих западноевропейских стран.

Британия стала членом ЕС в 1973 г., спустя 16 лет после подписания в Риме шестью западноевропейскими  странами договора о создании Общего рынка. Вступление в ЕС, тогда быстро развивающееся экономическое объединение, облегчило торговые отношения со странами континентальной Европы, сократило транспортные расходы. Доставка контейнера в Западную Европу обходится в три раза дешевле, чем, например, в США. Однако первое десятилетие пребывания в ЕС оказалось периодом довольно болезненного приспособления страны к новым условиям конкурентной борьбы на Общем рынке. Вступление в Общий рынок еще больше подорвало ее традиционные связи со странами Содружества. Особенно существенно оно сказалось на торговле с Австралией, Новой Зеландией, которая беспошлинно экспортировала в Британию свыше 80% баранины и масла, около 80% сыра.

В тот период британским компаниям не удалось решить важную задачу – усилить свои позиции  в Западной Европе. Несмотря на сравнительно быстрый рост экспорта в ЕС, импорт развивался опережающими темпами. дефицит в торговле Британии со странами ЕС быстро возрастал, особенно за счет продукции обрабатывающей промышленности, на долю которой приходилось примерно 2/3 всей торговли в ЕС. Только в торговле топливом страна имела превышение экспорта над импортом. Фактически на начальном уровне пребывание Британии в ЕС создало лучшие условия для её конкурентов, для замещения британских товаров западноевропейскими. Усиление конкуренции со стороны стран Сообщества привело, по оценке «Британской компании против Общего рынка», к потере примерно 1,25 млн рабочих мест в стране  в 1970-е  - первой половине 1980-х годов. [1; стр. 237-238]

Вступление Британии в  ЕС усилило нагрузку на платежный  баланс страны. Давление на платежный  баланс осуществлялось не только через  сферу внешней торговли: страна больше вносила средств в различные фонды Сообщества, чем получала оттуда. Платежный баланс страны представлен на рисунке  2.1.

 

Рисунок 2.1 - Платежный баланс Великобритании (с проектом на 2020 год) [11]

Из рисунка мы видим, что  действительно, значение платежного баланса ухудшается из года в год и в 1971 году показатель был самым высоким. В дальнейшем по проекту, баланс будет только падать, и непонятно достигнет ли он когда-нибудь значения 1971 года.

Огромное давление на платежный  баланс стран оказало несомненное  влияние на положение самых широких  слоев населения. Прежде всего это  проявлялось в росте цен но продовольственные товары. Поэтому  на интеграционную политику правительства значительное влияние оказывало отрицательное отношение большинства избирателей к членству в ЕС.

Принятый в 1985 г. Единый Европейский  Акт внес изменения в основополагающие договоры и соглашения. Он знаменовал завершение формирования единого внутреннего рынка ЕС. Одобренная программа предусматривала устранение всех физических,  технических и административных препятствий свободному движению товаров, капитала и рабочей силы. [1; стр.239]

Британии удалось добиться уступок в области унификации законодательства и административных норм. В частности, ей было разрешено сохранить некоторые положения национального контроля, позволяющие на практике ограничивать ввоз отдельных видов продовольственных товаров из стран-партнеров. Вместе с тем, правительство Маргарет Тэтчер пошло на уступки, согласившись зафиксировать в Акте положения о стремлении стран-членов ЕС создать Европейский Союз, расширить права Европарламента, Комиссии Европейского Союза и сотрудничество в валютной сфере, что означало ограничение национального суверенитета.

В 1989 г. в Совете ЕС было принято  решение о переходе от единого  внутреннего рынка к валютному, экономическому и политическому  союзу. И в апреле 1992 г. в Маастрихте был подписан договор о поэтапном  создании Европейского Союза к концу 1990-х годов. Основное место в договоре заняли меры по формированию единой валютной системы. При этом были оговорены обязательства стран, которые не присоединялись к европейской валютной системе: соблюдение критериев корвенгенции в отношении дифицита государственного бюджета и государственного долга (соответственно выше 3% и 20% ВВП) [10], принятие долгосрочных программ постепенного сближения параметров экономического развития, особенно соблюдения стабильности цен и здорового состояния финансов. Кроме того, там содержалось ещё два блока вопросов. Это механизм функционирования Союза, общая внешняя политика и политика безопасности, сотрудничество в отраслях права и внутренних дел.

В апреле 1992 года на заседании  Европейского совета в Маастрихте был  подписан договор о поэтапном  создании Европейского союза к концу 1990-х годов. Договор вступил в силу в конце 1993 года. Основное место в нем заняли меры по формированию единой валютной систем. При этом были оговорены обязательства стран, которые не присоединялись к европейской валютной системе: соблюдение критериев корвенгенции  в отношении дефицита государственного бюджета и государственного долга (соответственно не выше 3% и 20% ВВП), принятие долгосрочных программ постепенного сближения параметров экономического развития, особенно соблюдения стабильности цен и здорового состояния финансов.

Безопасность Союза включила положение о возможном формировании оборонной политики, которая может  вести к общей обороне. 

Немаловажную роль играет безопасность Европейского Союза, в  чем Великобритания активно участвует.

Что касается проведения миротворческих операций по линии ЕС, то Великобритания была одной из главных заинтересованных сторон в установлении мира на Балканах, а также в разработке и развитии Общей внешней политики в области безопасности (ОВПБ) и её составной части европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО), которая позволила бы Евросоюзу выполнять миротворческие операции с использованием полного спектра инструментов, включая военную силу. При этом ЕПБО представлялась Британии как скорее дополняющая и усиливающая действия НАТО, нежели дублирующая их или тем более бросающая НАТО вызов. Решения о начале операции должны приниматься всеми 27 странами – членами ЕС единогласно, что ограничивает возможности Великобритании в полной мере опираться здесь на свою миротворческую доктрину. Естественно также, что на проведение миротворческой операции Евросоюза была бы необходима санкция ООН.

Надо отметить, что миротворческие операции, которые осуществляются силами ЕС, стали включать в себя  не только простой мониторинг или ведение миротворческих сил, разделяющий противоборствующие силы конфликта (как это делали миротворческие силы ООН во времена холодной войны). Теперь миротворческие операции все более эволюционируют в сторону невоенных миссий, которые позволяли бы закончить конфликт и восстановить нормальное функционирование институтов страны – объекта миротворчества после завершения конфликта. Это подразумевает осуществление таких миссий, как реформа полиции и сектора безопасности пограничное урегулирование, мониторинг проведения выборов, обучение и подготовка кадров для судебно-правовой системы и государственной администрации и т.д.  При необходимости ЕС сочетает военные и гражданские компоненты операции для обеспечения мира, управления кризисами.

Что касается британской политики в отношении ЕС, то в Стратегическом обозрении за 2010 г [13] признается: британское участие в ЕС является средством продвижения безопасности и процветания в непосредственном европейском окружении (соседстве). Общие интересы стран-участников ЕС  в области безопасности служат основой для принятия коллективных действий в мире и продвижения общих европейских ценностей, говорится в документе. В этом плане способность Великобритании и ЕС согласованно интегрировать гражданские и военные ответы на задачи миротворчества получает растущее значение.

Документ также зафиксировал готовность Британии гарантировать  работу Службы внешних дел ЕС, делая акцент на предотвращении конфликтов и развивая партнерство с ООН и НАТО. Также Великобритания выразила готовность участвовать как в военных так и гражданских миссиях ЕС, которые представляют реальный интерес ля страны и имеют четкие цели.

Британия, участвуя в миротворческих миссиях ЕС, отдает предпочтение гражданским миссиям, на практике, с отправкой большого количества гражданского персонала, гражданской полиции и советников.[14]

Участие Великобритании в  ЕС показывает, что ее стратегические интересы лежат в Западной Европе, но Великобритания, хоть и состоит в Евросоюзе, все же продолжает сохранять свою независимость и развиваться не внутри Европейского Союза, а параллельно с ним. Как сказал бывший лидер консерваторов на ежегодном съезде парии  в октябре 1998 года: «Британский путь – это быть в Европе, но не быть управляемой  Европой». Этим лозунгом объясняется, действительно многое. Британия занимает особое положение в ЕС – она член ЕС с «изъятием» некоторых обязанностей и прав. В частности, Британия не имеет право голоса  в вопросах функционирования единой валюты, не имеет своего представителя  в директорате Европейского Центрального Банка, не участвует в решении вопросов миграции населения в рамках Шенгенской зоны. В то же время Великобритания играет очень большую роль в вопросах безопасности ЕС активно участвуя в различных мероприятиях.

В марте 1991г. на встрече с германским канцлером премьер Дж.Мейджор заявил о намерении Британии  Британии «быть в самом центре Европы». Ещё раньше, в октябре 1990г, Британия присоединилась к европейскому механизму валютных курсов, но под влиянием кризиса  в сентябре 1992 г. вышла из него.

Находящаяся в оппозиции  Лейбористская партия не поддерживала курс на создание Европейского Союза, но требовала, чтобы Британия не отходила от социальной хартии, но консерваторы же наоборот выступали против дальнейшей интеграции. С этих пор развернулась борьба между противниками и сторонниками интеграции и участия в ней Великобритании.

В результате маневрирования британских правящих кругов по поводу вопросов участия в интеграционном процессе, развития европейской интеграции в дальнейшем, сохранения и укрепления позиций в мире Британия заняла особо место в ЕС. Великобритания стала участником Европейского Союза с «изъятием»определенных обязанностей и прав. В частности, Британия не имеет права голоса в вопросах функционирования единой валюты и не имеет своего представителя в директорате Европейского Центрального Банка. Кроме всего прочего, Великобритания не участвует в вопросах миграции населении в рамках Шенгенской зоны. Противоречивость, существующая между Великобританией и странами ЕС определяет её необычное и нестабильное положение в ЕС. Это отражает своеобразие мирового порядка, характерной чертой которого является длительное лидирование одной страны в мировом хозяйстве в течение длительного времени.

 

2.2 Британия и Европейский  союз на современном этапе

Целесообразно начать с бюджета  ЕС, 66% которого формируют страны-участники отчислениями от ВВП. В бюджете ЕС существует несбалансированность выплат и поступлений, что создает значительные проблемы для хозяйства каждой отдельной страны. Только лишь Британия и ФРГ были чистыми вкладчиками в бюджет ЕЭС.  В 1970-е годы Великобритания теряла до 0,5% ВВП в результате чистых выплат в бюджет ЕС. Компромисс этой проблеме был найден в декабре 2005 года во время председательства Британии в ЕС. Согласно достигнутым договоренностям отчисления в бюджет ЕС были определены в 1,045% ВНД союза, компенсация Британии со стороны ЕС сохранилась, но сократилась на 1,5 млрд евро в 2007-2013 гг.

Британия выступала за гармонизацию фискальной политики, подчеркивая её огромную роль для всего Европейского союза. Кроме того, Британия добивалась необходимости пересмотра структуры бюджета ЕС за счет сельскохозяйственной политики.

ОАП – Общая Сельскохозяйственная Политика, на проведение которой в 1970-е  годы выделялось 70-75% всего бюджета  Сообщества. Британия в соответствии с соглашением о вступлении в общий рынок перестроила сельскохозяйственную структуру, заменив традиционную систему субсидирования фермеров на свободу импорта сельскохозяйственных продуктов. В связи с чем в Британии повысилась цена на сельскохозяйственную продукцию, что вызвало рост инфляции, и, как следствие, снижение роста ВВП.

Таблица 2.1 - Динамика ВВП в Великобритании и в ЕС, % к предыдущему году [10]

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (прогноз)

Великобритания

3,8

2,9

2,8

2,6

3,6

-1,0

-4,0

1,8

0,9

-0,3

Европейский союз

1,5

2,5

2,1

3,3

3,2

0,3

-4,3

2,1

1,5

-0,3

Зона евро (17 стран)

0,7

2,2

1,7

3,2

3,0

0,4

-4,4

2,0

1,4

-0,4

Информация о работе Отношения Великобритании и Европейского Союза