Отношения Великобритании и Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выяснить роль Великобритании в Европейском союзе.
Объектом исследования данной работы является экономика Великобритании.
Предметом исследования является роль Великобритании в Европейском союзе и их взаимодействие.
При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения и прогнозирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1.Великобритания на современном этапе……………………...………………..5
1.1Экономика Великобритании…………………………………………...5
1.2 Инновационная политика Великобритании………………………...13
1.3 Влияние социальной политики ЕС на Великобританию…………..15
2.Европейский союз и Великобритания………………………………………..21
2.1 История вступления Британии в ЕС…………………………………21
2.2 Британия и Европейский Союз на современном этапе ……………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………

Файлы: 1 файл

Шевченко Н.Д. Роль Великобритании в ЕС.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  за последние 9 лет динамика ВВП Великобритании  была выше среднего по Европейскому союзу и выше, чем в Еврозоне. В кризисный период в Великобритании наблюдался спал -4,4%, но в Великобритании он составлял -4,0%. Но в Великобритании отрицательная динамика наблюдается ещё и в 2008 году, когда в ЕС этот показатель был 0,3%, в Великобритании он составил -1,0%.

Рисунок 2.2 - Динамика ВВП  Великобритании и Европейского союза

 

В целом динамика ВВП Великобритании находится на одном уровне со средним  показателем динамики ВВП в ЕС и Еврозоне. 

Что касается Британии и  региональной политики Европейского союза, проводимой в середине 70-х годов, то Британия с самого начала выражала свою заинтересованность в развитии региональной политики ЕС. Британское правительство  с настороженность  относилось к принципу субсидиарности, направленному на перераспределение  силы между наднациональными органами ЕС. В 1988 . была проведена реформа региональной политики  и направлений действий структурных фондов, основными принципами которых стали ориентация на программный подход, партнерство властей  на всех уровнях; средства фонда должны дополнять местные расходы, а не заменять их.

По итогам данной реформы  в поступлениях ЕС произошли изменения. Большую часть обеспечивает Фонд гарантирования сельского хозяйства – 67,5% в 2008 году. Повысилась доля поступлений из социального фонда  - 8,2% в 2003 году и  11,4% в 2008 году; снизились поступления из Фонда регионального развития – с 24 до 14,5%, что было вызвано включением в ЕС стран с более низким уровнем регионального развития. (19 в Ломакине)

Также очень важное значение имеет валютное сотрудничество. Необходимость валютного сотрудничества стала ясной ещё в конце 1960-х годов, когда послевоенная система фиксированных к доллару паритетов развалилась и была заменена на систему колеблющихся под влиянием спроса и предложения валютных курсов. Новая система привела к серьезной валютной нестабильности и разрывам в общей аграрной политике и внутренней торговле. Развернувшееся валютное соперничество явилось важным узлом противоречий. При вступлении в Общий рынок Британия дала обязательство принять меры по стабилизации, а затем сокращению стерлинговой задолженности. Роль фунтов стерлингов в качестве мировой резервной валюты должна была постепенной уменьшиться в интересах реализации планов создания экономического и валютного союза. Эта проблема дала особую остроту отношениям Британии с другими членами Сообщества в 1970-х  годов.

Было ясно, что  валютный союз не будет федеральной фискальной структурой (как в США) в ближайшем  будущем и что мобильность  рабочее силы в ЕЭС довольно низкая. Кроме того, ряд исследований показывал, что в финансовой зоне риск распространения  шоков через рынки капитала и  кредиты значительно выше, чем в отдельной стране. Выгоды валютного союза предварительно отождествлялись с устранением транзакционных издержек при валютных обменах, уменьшением монопольных ситуаций и усилением эффективной конкуренции. [15]

Министерство финансов Великобритании пришло к выводу, что предпочтительнее не связывать себя жесткими обязательствами внутри ЕВС, а сохранить независимость в валютной и денежно кредитной политике. консервативное правительство не хотело ограничивать свободу лондонского Сити, понизить конкурентоспособность британских товаров. К этому времени  фунт стерлингов стал нефтяной валютой, и его курс имел тенденцию к повышению. Использовался целый ряд аргументов для обоснования своей позиции, включая особое положение фунта стерлингов в мировой валютной системе, положение местных рынков рабочей силы, несоответствие процессов инфляции в стране и ЕС и т.д.

До последнего времени  общественное мнение в Великобритании не на стороне введения евро. Осенью 2008 года только 28% британцев высказалось  в поддержку евро (36% весной 2004 года).

Энергетическая политика Британии в рамках ЕС также является важным направлением в деятельности Великобритании и ЕС. В начале 1970-х годов в число приоритетных направлений совместной деятельности ЕС вышла энергетическая политика. В условиях энергетического кризиса её главной целью было уменьшение зависимости от поставок арабской нефти. возможности выработки единой энергетической политики не улучшились со временем совещания в верхах в октябре 1972 года, которое призвало сформулировать  ее с целью «гарантирования надежных и постоянных поставок при удовлетворительных экономических условиях». [16] Подобное положение, приемлимое для совместного заявления, было трудно воплотить в программу совместных действий. Национальные цели оказались несовместимыми в силу разного уровня  обеспеченности местными источниками энергии. Страны, импортирующие энергоресурсы, проявляли большую готовность к совместному использованию ресурсов, чем обеспеченные ими.

Британское правительство  отрицательно отнеслось к предложениям о признании прав ее партнеров  по Сообществу влиять на использование  нефтяных ресурсов. В западноевропейских странах была велика заинтересованность в получении гарантированных поставок с североамериканских месторождений. Британия обеспечивала примерно 20% нефтяных поставок в страны ЕС. Британское правительство отказывалось содействовать увеличению экспорта нефти в страны Сообщества и не хотело принимать обязательства по гарантированию экспорта в случае возникновения кризисной ситуации. В ряде вопросов Британия действовала независимо в ряде вопросов, которые касались использования ее нефтяных и газовых ресурсов.

Импорт и экспорт товаров и услуг в % от ВВП за 2003-2011 гг. в Великобритании, ЕС и мире представлены на рисунках 2.3 и 2.4 соответственно.

Рисунок 2.3 – Импорт товаров  и услуг (% от ВВП)

Показатель импорта товаров  и услуг в среднем по миру имеет  показатель 27,2, причем самый высокий  показатель был в 2008 году  28,7, а  самый низкий в 2003 24,1;  в ЕС средний показатель за рассматриваемый период составляет 28,7, самый высокий показатель был в 2008 году 40,1%, а самый низкий в 2003 он составил 32,9%; в Великобритании средний показатель составил  30,7%, самый высокий показатель наблюдался в 2010 году 32,6%, самый низкий в 2003 году 27,8 %.

 

Рисунок 2.4 – Экспорт товаров  и услуг (% от ВВП)

Показатель экспорта товаров  и услуг в среднем по миру имеет  показатель 27,1, причем самый высокий показатель был в 2008 году  29,5, а самый низкий в 2009 25,4;  в ЕС средний показатель за рассматриваемый период составляет 38,2 самый высокий показатель был в 2008 году 40,7%, а самый низкий в 2009 он составил 36,2%; в Великобритании средний показатель составил  28,1%, самый высокий показатель наблюдался в 2008 году 29,5%, самый низкий в 2007 году 25,6 %.

На протяжении всего развития интеграционного процесса в ЕС Великобритания участвует только в том, что считает выгодным для себя. Общественное мнение в Великобритании достаточно глубоко разделено в отношении членства в ЕС. Есть устойчивое меньшинство граждан, считающее, что Великобритания должна оставаться в «блестящей изоляции» по отношению к Европе, как она делала это на протяжении столетий. Но значительное большинство граждан страны настроены по отношению к ЕС позитивно. Действительно, в Великобритании нет поддержки введения в оборот евро и распространения на остров норм социальной политики континентальной Европы. Именно поэтому позицию Лондона называют «интеграция а-ля-карт». То есть британские лидеры все четыре десятилетия членства в ЕС участвуют только в тех интеграционных начинаниях, которые они рассматривают как односторонне выгодные для себя. Так что Лондону будет крайне невыгодно лишиться своих уникальных уступок, полученных от Брюсселя, и начинать заново переговоры о выстраивании экономических отношений с соседними государствами в континентальной Европе.

 

 

 

 

 

Заключение

ЕС является крупнейшим интеграционным объединением в мире, а поскольку Великобритания является страной, которая входит в Евросоюз, но не подчиняется беспрекословно законам и реформам, действующим на его территории, то очень актуально выявить именно те факторы, по которым Великобритании выгодно оставаться в Европейском союзе.

Сейчас в интернете  очень много информации о том, что Великобритания думает о том, чтобы выйти из Европейского союза и развиваться дальше как самостоятельная состоятельная страна. Великобритания хочет разорвать существующие связи для того, чтобы укрепить свой внутренний рынок, не участвовать в различных миротворческих акциях и акциях безопасности, которые напрямую не касаются Великобритании.

Великобритания имеет  очень хорошие экономические  показатели в различных отраслях, высокий уровень жизни, эффективную  систему налогообложения, высокий показатель эффективности НИОКР и является перспективной быстроразвивающейся страной. В настоящий момент уровень развития Великобритании опережает уровень многих развитых стран, помимо всего прочего Великобритания активно участвует в миротворческих акциях ЕС и проводит реформы в сфере социальной политики. Британия не имеет права голоса в вопросах функционирования единой валюты и не имеет своего представителя в директорате Европейского Центрального Банка. Кроме всего прочего, Великобритания не участвует в вопросах миграции населении в рамках Шенгенской зоны. Но не смотря на это во многих вопросах, которые касаются лично интересов Британии она принимает активное участие.

В целом можно сделать  вывод о том, что нельзя сказать  о том, какую роль Великобритания играет в Европейской союзе. Существуют определенные плюсы и минусы. В любом случае, если Великобритания все еще остается в Евросоюзе, значит, область ее интересов лежит в Европе и Британии выгодно быть в составе Европейского союза, и, как только, изменится сфера интересов Великобритании, и она поймет, что ей не нужно больше оставаться в Евросоюзе, она спокойно оттуда выйдет, так как сейчас она развивается не в интеграционном объединении, а параллельно с ним. 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Ломакин, В. К. Британия в мировой экономике: учебное пособие для вузов / В. К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 406 с. – (Magister).
  2. The Economist. April 25th 2009.  P.30; Budget 2009: Building Britian Future. Economic and Fiscal Strategy Report. HM-Treasury 2009. http://www.hm-treasury.gov.uk
  3. Inflation report. August 2012. http://www.bankofengland.co.uk/publications/Documents/inflationreport/ir12aug5.pdf
  4. The World Bank: - . www.worldbank.org - Загл. с экрана
  5. Сайт правительства Великобритании:- https://www.gov. –Загл. с экрана
  6. Ежегодный отчет ООН об ИРЧП:- http://www.un.org/ru/. – Загл. с экрана
  7. Черноморова, Т. В. Региональная инновационная политика Великобритании / Т. В. Черноморова // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 4. - С. 93-104
  8. Economic Trends August 1997, August 2005; Innovation DIVS. 2008.P.11
  9. Гурина М. Участие Великобритании и Франции в реализации социальной политики ЕС в 1972-2007 гг. // Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2008. - № 4. - С. 59-63.
  10. European Central Bank. – www.ecb.eu. – Загл. с экрана
  11. Выборы 2010 года в Великобритании: слом двухпартийной системы или очередной сбой? / С. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения . – 2010 . – № 10 . – С. 12-21
  12. UK Balance of Payment:- www.statistics.gov.uk. – Загл.с экрана
  13. Securing Britain in an Age of Uncertainty: The Strategic Defence and Security Review. by Command of Her Majesty October 2010: - http://www.direct.gov.uk/prod_consum_dg/groups/dg_digitalassets/@dg/@en/documents/digitalasset/dg_191634.pdf. - Загл с экрана
  14. Андреева Т.Н. Миротворчество по-британски в 1990-2000-х годах / Т.Н.Андреева // Мировая экономика и международные отношения. – 2010, №10, с.12-21 
  15. Artis M. Should the UK  join EMU? // National Institute Economic Review. January 2000. №171. V.70. P.73
  16. Baily R. Op. cit. P.97

 

 

 


Информация о работе Отношения Великобритании и Европейского Союза