Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 05:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – выяснить роль Великобритании в Европейском союзе.
Объектом исследования данной работы является экономика Великобритании.
Предметом исследования является роль Великобритании в Европейском союзе и их взаимодействие.
При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, аналогии, обобщения и прогнозирования.
Введение…………………………………………………………………….4
1.Великобритания на современном этапе……………………...………………..5
1.1Экономика Великобритании…………………………………………...5
1.2 Инновационная политика Великобритании………………………...13
1.3 Влияние социальной политики ЕС на Великобританию…………..15
2.Европейский союз и Великобритания………………………………………..21
2.1 История вступления Британии в ЕС…………………………………21
2.2 Британия и Европейский Союз на современном этапе ……………25
Заключение……………………………………………………………………….31
Библиографический список……………………………………
Из таблицы видно, что за последние 9 лет динамика ВВП Великобритании была выше среднего по Европейскому союзу и выше, чем в Еврозоне. В кризисный период в Великобритании наблюдался спал -4,4%, но в Великобритании он составлял -4,0%. Но в Великобритании отрицательная динамика наблюдается ещё и в 2008 году, когда в ЕС этот показатель был 0,3%, в Великобритании он составил -1,0%.
Рисунок 2.2 - Динамика ВВП Великобритании и Европейского союза
В целом динамика ВВП Великобритании находится на одном уровне со средним показателем динамики ВВП в ЕС и Еврозоне.
Что касается Британии и региональной политики Европейского союза, проводимой в середине 70-х годов, то Британия с самого начала выражала свою заинтересованность в развитии региональной политики ЕС. Британское правительство с настороженность относилось к принципу субсидиарности, направленному на перераспределение силы между наднациональными органами ЕС. В 1988 . была проведена реформа региональной политики и направлений действий структурных фондов, основными принципами которых стали ориентация на программный подход, партнерство властей на всех уровнях; средства фонда должны дополнять местные расходы, а не заменять их.
По итогам данной реформы в поступлениях ЕС произошли изменения. Большую часть обеспечивает Фонд гарантирования сельского хозяйства – 67,5% в 2008 году. Повысилась доля поступлений из социального фонда - 8,2% в 2003 году и 11,4% в 2008 году; снизились поступления из Фонда регионального развития – с 24 до 14,5%, что было вызвано включением в ЕС стран с более низким уровнем регионального развития. (19 в Ломакине)
Также очень важное значение имеет валютное сотрудничество. Необходимость валютного сотрудничества стала ясной ещё в конце 1960-х годов, когда послевоенная система фиксированных к доллару паритетов развалилась и была заменена на систему колеблющихся под влиянием спроса и предложения валютных курсов. Новая система привела к серьезной валютной нестабильности и разрывам в общей аграрной политике и внутренней торговле. Развернувшееся валютное соперничество явилось важным узлом противоречий. При вступлении в Общий рынок Британия дала обязательство принять меры по стабилизации, а затем сокращению стерлинговой задолженности. Роль фунтов стерлингов в качестве мировой резервной валюты должна была постепенной уменьшиться в интересах реализации планов создания экономического и валютного союза. Эта проблема дала особую остроту отношениям Британии с другими членами Сообщества в 1970-х годов.
Было ясно, что валютный союз не будет федеральной фискальной структурой (как в США) в ближайшем будущем и что мобильность рабочее силы в ЕЭС довольно низкая. Кроме того, ряд исследований показывал, что в финансовой зоне риск распространения шоков через рынки капитала и кредиты значительно выше, чем в отдельной стране. Выгоды валютного союза предварительно отождествлялись с устранением транзакционных издержек при валютных обменах, уменьшением монопольных ситуаций и усилением эффективной конкуренции. [15]
Министерство финансов Великобритании пришло к выводу, что предпочтительнее не связывать себя жесткими обязательствами внутри ЕВС, а сохранить независимость в валютной и денежно кредитной политике. консервативное правительство не хотело ограничивать свободу лондонского Сити, понизить конкурентоспособность британских товаров. К этому времени фунт стерлингов стал нефтяной валютой, и его курс имел тенденцию к повышению. Использовался целый ряд аргументов для обоснования своей позиции, включая особое положение фунта стерлингов в мировой валютной системе, положение местных рынков рабочей силы, несоответствие процессов инфляции в стране и ЕС и т.д.
До последнего времени общественное мнение в Великобритании не на стороне введения евро. Осенью 2008 года только 28% британцев высказалось в поддержку евро (36% весной 2004 года).
Энергетическая политика Британии в рамках ЕС также является важным направлением в деятельности Великобритании и ЕС. В начале 1970-х годов в число приоритетных направлений совместной деятельности ЕС вышла энергетическая политика. В условиях энергетического кризиса её главной целью было уменьшение зависимости от поставок арабской нефти. возможности выработки единой энергетической политики не улучшились со временем совещания в верхах в октябре 1972 года, которое призвало сформулировать ее с целью «гарантирования надежных и постоянных поставок при удовлетворительных экономических условиях». [16] Подобное положение, приемлимое для совместного заявления, было трудно воплотить в программу совместных действий. Национальные цели оказались несовместимыми в силу разного уровня обеспеченности местными источниками энергии. Страны, импортирующие энергоресурсы, проявляли большую готовность к совместному использованию ресурсов, чем обеспеченные ими.
Британское правительство отрицательно отнеслось к предложениям о признании прав ее партнеров по Сообществу влиять на использование нефтяных ресурсов. В западноевропейских странах была велика заинтересованность в получении гарантированных поставок с североамериканских месторождений. Британия обеспечивала примерно 20% нефтяных поставок в страны ЕС. Британское правительство отказывалось содействовать увеличению экспорта нефти в страны Сообщества и не хотело принимать обязательства по гарантированию экспорта в случае возникновения кризисной ситуации. В ряде вопросов Британия действовала независимо в ряде вопросов, которые касались использования ее нефтяных и газовых ресурсов.
Импорт и экспорт товаров и услуг в % от ВВП за 2003-2011 гг. в Великобритании, ЕС и мире представлены на рисунках 2.3 и 2.4 соответственно.
Рисунок 2.3 – Импорт товаров и услуг (% от ВВП)
Показатель импорта товаров и услуг в среднем по миру имеет показатель 27,2, причем самый высокий показатель был в 2008 году 28,7, а самый низкий в 2003 24,1; в ЕС средний показатель за рассматриваемый период составляет 28,7, самый высокий показатель был в 2008 году 40,1%, а самый низкий в 2003 он составил 32,9%; в Великобритании средний показатель составил 30,7%, самый высокий показатель наблюдался в 2010 году 32,6%, самый низкий в 2003 году 27,8 %.
Рисунок 2.4 – Экспорт товаров и услуг (% от ВВП)
Показатель экспорта товаров и услуг в среднем по миру имеет показатель 27,1, причем самый высокий показатель был в 2008 году 29,5, а самый низкий в 2009 25,4; в ЕС средний показатель за рассматриваемый период составляет 38,2 самый высокий показатель был в 2008 году 40,7%, а самый низкий в 2009 он составил 36,2%; в Великобритании средний показатель составил 28,1%, самый высокий показатель наблюдался в 2008 году 29,5%, самый низкий в 2007 году 25,6 %.
На протяжении всего развития интеграционного процесса в ЕС Великобритания участвует только в том, что считает выгодным для себя. Общественное мнение в Великобритании достаточно глубоко разделено в отношении членства в ЕС. Есть устойчивое меньшинство граждан, считающее, что Великобритания должна оставаться в «блестящей изоляции» по отношению к Европе, как она делала это на протяжении столетий. Но значительное большинство граждан страны настроены по отношению к ЕС позитивно. Действительно, в Великобритании нет поддержки введения в оборот евро и распространения на остров норм социальной политики континентальной Европы. Именно поэтому позицию Лондона называют «интеграция а-ля-карт». То есть британские лидеры все четыре десятилетия членства в ЕС участвуют только в тех интеграционных начинаниях, которые они рассматривают как односторонне выгодные для себя. Так что Лондону будет крайне невыгодно лишиться своих уникальных уступок, полученных от Брюсселя, и начинать заново переговоры о выстраивании экономических отношений с соседними государствами в континентальной Европе.
ЕС является крупнейшим интеграционным объединением в мире, а поскольку Великобритания является страной, которая входит в Евросоюз, но не подчиняется беспрекословно законам и реформам, действующим на его территории, то очень актуально выявить именно те факторы, по которым Великобритании выгодно оставаться в Европейском союзе.
Сейчас в интернете очень много информации о том, что Великобритания думает о том, чтобы выйти из Европейского союза и развиваться дальше как самостоятельная состоятельная страна. Великобритания хочет разорвать существующие связи для того, чтобы укрепить свой внутренний рынок, не участвовать в различных миротворческих акциях и акциях безопасности, которые напрямую не касаются Великобритании.
Великобритания имеет очень хорошие экономические показатели в различных отраслях, высокий уровень жизни, эффективную систему налогообложения, высокий показатель эффективности НИОКР и является перспективной быстроразвивающейся страной. В настоящий момент уровень развития Великобритании опережает уровень многих развитых стран, помимо всего прочего Великобритания активно участвует в миротворческих акциях ЕС и проводит реформы в сфере социальной политики. Британия не имеет права голоса в вопросах функционирования единой валюты и не имеет своего представителя в директорате Европейского Центрального Банка. Кроме всего прочего, Великобритания не участвует в вопросах миграции населении в рамках Шенгенской зоны. Но не смотря на это во многих вопросах, которые касаются лично интересов Британии она принимает активное участие.
В целом можно сделать вывод о том, что нельзя сказать о том, какую роль Великобритания играет в Европейской союзе. Существуют определенные плюсы и минусы. В любом случае, если Великобритания все еще остается в Евросоюзе, значит, область ее интересов лежит в Европе и Британии выгодно быть в составе Европейского союза, и, как только, изменится сфера интересов Великобритании, и она поймет, что ей не нужно больше оставаться в Евросоюзе, она спокойно оттуда выйдет, так как сейчас она развивается не в интеграционном объединении, а параллельно с ним.
Информация о работе Отношения Великобритании и Европейского Союза