П. Буагильбер и французская политическая экономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646-1714) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства.

Содержание работы

1. П. Буагильбер и французская политическая экономия……………………..2
2. Какие документы являются источниками сведений о нормах хозяйственной жизни Древней Руси?...............................................................................13
Список литературы……………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

история экономич учений.docx

— 35.55 Кб (Скачать файл)

    Правда, Буагильбер через свою концепцию  “пропорциональных цен” сводил “если не сознательно, то фактически меновую стоимость товара к рабочему времени...”. Но он был далек от понимания двойственной природы труда и потому вообще игнорировал стоимостную сторону богатства, в которой как раз и воплощается всеобщий абстрактный труд. В богатстве он видел только вещественную сторону, рассматривал его лишь как массу полезных благ, потребительных стоимостей.

    П. Буагильбер выступал против денег, которые, по его мнению, нарушали равновесие товарного обращения. Он признавал  только вещественное богатство, т.е. потребительские стоимости. В этом проявилась ограниченность его мышления.

      Особенно ярко эта ограниченность мышления Буагильбера сказалась в его взглядах на деньги. Он не понимает, что в обществе, где действует закон стоимости, товары и деньги представляют собой неразрывное единство. Именно в деньгах, этих абсолютных носителях меновой стоимости, находит свое самое завершенное выражение абстрактный труд. Буагильбер фанатически борется против денег, противопоставляя им товары,— в его понимании, просто полезные блага. Поскольку деньги сами по себе не являются предметом потребления, они кажутся ему чем-то внешним и искусственным. Деньги приобретают противоестественную тираническую власть, и это причина экономических бедствий. Свое “Рассуждение о природе богатств” он начинает яростными нападками на деньги: “Испорченность сердец превратила... золото и серебро... в идолов... Их превратили в божества, которым приносили и приносят в жертву больше благ, ценностей и даже людей, чем слепая древность когда-либо жертвовала этим божествам, с давних пор превратившимся в единственный культ и религию большей части народов”.

    Сопоставление взглядов  П. Буагильбера с меркантилистическими показывает существенные их различия. Если меркантилисты исследовали сферу обращения, то П. Буагильбер – экономические закономерности в сфере производства, отдавая приоритет сельскому хозяйству. Если для меркантилистов богатство – это деньги, то П. Буагильбер противопоставлял им реальное богатство, воплощенное в массе товаров. Отличие П. Буагильбера от меркантилистов и в провозглашении экономической свободы.

    Взгляды П. Буагильбера значительно отличаются и от позиций У. Петти. Если в Англии политическая экономия развивалась  как буржуазная система взглядов, поскольку капиталистические отношения  там уже охватили все сферы  экономики, наблюдалась мобильность  капитала и рабочей силы, то во Франции  промышленная и торговая буржуазия  были значительно слабее, поэтому  политэкономия отражала мелкобуржуазный характер экономики. Он недооценивал роль промышленности и торговли, идеализировал крестьянство.

    В центре анализа английской классической политэкономии находился закон стоимости. Поскольку во Франции еще не сложилось общество с крупным промышленным производством и свободной конкуренцией, то ее теоретики, в том числе П. Буагильбер, не имели возможности наблюдать и понять действие закона стоимости.

    П. Буагильбер не дошел до понимания  двойственной природы труда, поэтому он не признавал стоимостную (денежную) форму богатства, в которой воплощался абстрактный труд. Отсюда ограниченность в его взглядах на деньги. Фактически он выступает против них, тогда как товары и деньги представляют неразрывное единство. Кроме того, не изменив капиталистическое производство, нельзя освободиться от денег. Резко критикуя социальное неравенство, П. Буагильбер не мог вскрыть классовую природу буржуазного общества.

    Как и все ранние экономисты, Буагильбер подчинял свои теоретические построения практике, обоснованию предлагавшейся им политики. Его роль как одного из основателей экономической науки  определяется тем, что в основу своих  реформ он положил цельную и глубокую для того времени систему теоретических взглядов. Ход мыслей Буагильбера был, вероятно, схож с логикой У. Петти. Он задался вопросом о том, чем определяется экономический рост страны. Он писал, что важнейшим условием экономического равновесия и прогресса являются пропорциональные или нормальные цены. Это цены, обеспечивающие в среднем в каждой отрасли покрытие издержек производства и известную прибыль, чистый доход. При указанной трактовке цен, естественно, вставал вопрос: каким образом могут быть обеспечены 'оптимальные цены' в экономике? По мнению Буагильбера, такая структура цен будет складываться стихийно в условиях свободы конкуренции. Как в теории, так и в политике позиция Буагильбера отличается от взглядов меркантилистов и во многом направлена против них. Он пытался искать экономические закономерности не в сфере обращения, а в сфере производства, считая первоосновой экономики сельское хозяйство, во многом его идеализируя. Он отказывался видеть богатство страны в деньгах и стремился развенчать их, противопоставляя деньгам реальное богатство в виде массы товаров.

    Вклад П.Буагильбера в историю экономической  мысли и формирование рыночных отношений  во Франции трудно переоценить. Именно его произведения стали теоретико-методологической базой для окончательного развенчания меркантилистских идей и формирования специфических традиций «французской школы» классической политической экономии. Он, безотносительно от У.Петти, также пришел к концепции о том, что богатство страны заключается не в физической массе денег, а во всем многообразии полезных благ и вещей.

    Буагильбер  был одним из самых неистовых, честных и бескорыстных экономических прожектеров. Уже современники, давая характеристику смелому руанцу, обращались за примерами подобных гражданских добродетелей к классической древности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Какие документы являются источниками сведений о нормах хозяйственной жизни Древней Руси?

    Русская Правда – сборник установлений правды, закона. Своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

    Сохранилось несколько вариантов Русской  Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха – яркий литературный памятник, наставления и комментарий к Правде. Русская Правда не только памятник права, но и источник сведений о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем. 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Байдашева Е. Н. История экономических учений: Учебное пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения/ Е. Н. Байдашева, С. К. Демченко; КГТЭИ, Кафедра экономической теории и  права. – Красноярск: Печатные технологии, 2004.-98 с.
  2. История экономических учений / под ред. проф. В.С. Адвадзе, проф. А.С. Квасова/ : Юнити - Москва 2004
  3. История экономических учений /Я.С. Ядгаров / краткий курс 3-е издание учебник : Инфра-М -  Москва 2001
  4. История экономических учений / Я.С. Ядгаров/ Москва : Экономика 1996
  5. История русской экономической мысли / Под ред. А. И. Пашкова. – М.: Госполитиздат, 1955. – Т. 1, Гл. 1
  6. Святловский В. В. История экономических идей в России. – П.: 1923. – Т. 1.
  7. http://uchebnik-besplatno.com
  8. http://www.bookz.com.
  9. http://www.economicportal.ru/economist_scientist/boisguilbert.html

Информация о работе П. Буагильбер и французская политическая экономия