Пенсионный фонд и средства его образующие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом – механизм его формирования и использования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1. История пенсионного обеспечения в России 6
1.2. Необходимость создания и экономическая сущность ПФР 8

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПФР 14
2.1.Источники средств формирующие ПФР 14
2.2.Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР 18
2.3.Направления использования средств ПФР 22

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ 29
3.1. Анализ формирования доходной части бюджета ПФР 29
3.2. Анализ расходования средств ПФР 30
3.3.Будущее пенсионной системы Российской Федерации 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Файлы: 1 файл

фед.налоги курсовая - копия.docx

— 64.62 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 стр.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                           3

                                                                                                        

ГЛАВА I. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ                                                      6  

1.1. История пенсионного обеспечения в России                                   6

1.2. Необходимость создания и экономическая сущность  ПФР          8

 

ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПФР                                                                                                     14

2.1.Источники  средств формирующие ПФР                                         14

2.2.Порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР             18

2.3.Направления использования средств ПФР                                      22

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ                                                              29

3.1. Анализ формирования доходной части бюджета ПФР                 29

3.2. Анализ расходования средств ПФР                                                30

3.3.Будущее пенсионной системы Российской Федерации                 31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    35

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  36

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация  как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира  социальное государство, стремясь максимально, исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных  пособий, пенсий людям которые в  силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом определяется его важное социальное значение.

Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ и важность их выполнения обуславливает актуальность данной темы исследования.

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
  • изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

Объектом исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом –  механизм его формирования и использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ ЕГО РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1. История пенсионного обеспечения в России

Первые упоминания о государственном  пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к  древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы  славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих  подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и в старости.

Постепенно забота о раненых  и престарелых ставится на все  более регулярную основу. Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче  раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел  от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлись предоставление поместья или прибавка земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым  воинам усилилось.

Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали  в себе обязательство государства  оказывать помощь раненым и инвалидам  за счет государственного бюджета. В  дальнейшем такие традиции продолжали развиваться. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны  отставникам военной службы. Размеры  пенсий также были увеличены. Но в  основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное  пенсионное обеспечение было подхвачено частным предпринимательством.

Вступил в силу закон, обязывающий  владельцев частных железных дорог  создавать кассы для выдачи пособий  по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах

средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником или его работодателем, были его  страховкой на случай нетрудоспособности.

Преобразования в пенсионном обеспечении продолжились после  социалистической революции. В 1917 г. вышло  постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г. – постановление

«Об утверждении Положения  о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение  за выслугу лет для научных  работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу  лет для учителей городских и  сельских школ.

Размеры пенсий зависели от размера заработка, условий труда, состава семьи. Тогда же, в 1920-х  гг., система пенсионного обеспечения  была заменена на систему социального  страхования, которая работала по следующему принципу: все организации отчисляли  государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета  производились расходы на все  государственные нужды: строительство  дорог, заводов и

выплату пенсий гражданам.

Эта система сохранялась  вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного  планового руководства народным хозяйством к рыночным методам управления экономикой она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла  превышать трех установленных законом  минимальных размеров пенсии. К тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения  пенсионеров. Расчеты показывали, что  в 2010–2020 гг. могла возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, если число людей, выходящих на пенсию, заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно  было только путем увеличения доходов  пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой  был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской

Федерации (ПФР). Стимулом в  таком случае служит уверенность  работающих граждан, что взносы, которые  платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним в будущем в  виде пенсии. И чем больше будет  таких пенсионных отчислений, тем  выше будет размер пенсии. Правительство  Российской Федерации приняло решение  о проведении в стране пенсионной реформы. Цель ее – повышение пенсионного  обеспечения, в т.ч. за счет создания многоуровневой пенсионной системы.

С 2002 года в стране реализуется  новая модель пенсионной системы, которая  включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное  пенсионное обеспечение. Эта модель пенсионной системы и сегодня действует в России.

 

1.2.Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало  вехой в решении одной из важнейших  задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному  пенсионному страхованию.

На сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда уникальна  и не имеет прецедентов в истории  России.

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд выполняет  отдельные банковские операции в  порядке, установленном действующим  на территории Российской Федерации  законодательством о банках и  банковской деятельности.

Пенсионный фонд и его  денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда  не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Российской Федерации и своим  наименованием.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, таких как:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий (трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих);
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы,
  •      Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • взаимодействие с работодателями – плательщиками страховых пенсионных взносов, взыскание недоимки;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Пенсионный фонд обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов;
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда;
  • участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд обладает рядом особенностей: 

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Информация о работе Пенсионный фонд и средства его образующие