Переходная экономика и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Что такое переходная экономика? Сложность, многогранность переходного состояния в современном мире обусловливает и неоднозначность термина «переходная экономика». Все страны мирового сообщества находятся в известном переходном состоянии и в подобном широком смысле вся мировая экономика сегодня — это «переходная экономика». Однако внутри нее есть несколько разновидностей переходных экономик.

Содержание работы

Введение 3
Переходная экономика 3
Необходимость и сущность переходного периода 4
Варианты перехода к рыночной экономике 6
Закономерности переходного периода 8
Процесс перехода к рыночному хозяйству в странах СНГ и Восточной Европе. 10
Особенности переходной экономики России 12
Заключение 14
Библиографический список 16

Файлы: 1 файл

Переходная экономика.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

4) селективная структурная политика: государственная поддержка потенциально конкурентоспособных предприятий.

В конечном итоге это позволило  в значительной степени решить задачи финансовой стабилизации, либерализации  и институциональных преобразований:

В целом, подводя итог, подчеркнем, что в России использовать зарубежный опыт нужно, но развивать и реформировать  экономику следует, опираясь на отечественную  специфику, на исторические традиции и  социально-политический менталитет, проявляющиеся  в стремлении с социальной справедливости, взаимопомощи, соборности российского  народа.

Особенности переходной экономики России

Экономика переходного периода  представляет собой экономическую  политику государства в момент перехода от одной ступени развития к другой. В России это был переход от плановой экономики социалистического  строя к той экономике, которую  мы имеем сейчас.

Россия относится к  числу стран с переходной экономикой, специфика ее переходного процесса в значительной мере характеризует  черты переходного состояния  во всех бывших социалистических странах. Во-первых, это особенное исходное со стояние, предшествующее переходному  процессу — плановая экономика. Характер связей здесь был совершенно иной, чем в «обычной» индустриально-рыночной системе. Поэтому развитие рыночных отношений начинается здесь в  известном смысле с нулевой отметки. Во-вторых, переходные процессы проявляются  здесь не путем простого нарастания прогрессивных тенденций, а неизбежно  связаны с глубокими качественными  преобразованиями экономики, сломом прежних  отношений. В этом смысле это не эволюционный, а революционный процесс. В-третьих, необходимость ломки существовавшей структуры производства, экономической  структуры (отношений собственности) общества, форм хозяйствования («от  плана к рынку») означает неизбежность значительных социально-экономических  издержек в процессе этих преобразований (трансформационный спад производства, ухудшение жизни населения, изменение менталитета и т.п.). В-четвертых, особенности переходной экономики в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных межреспубликанских связей, распадом Советского Союза, а также Совета Экономической Взаимопомощи. В-пятых, уникальность России проявляется в том, что в ней по сравнению с другими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы особенно долго существовала социалистическая (плановая) экономика. Это породило дополнительные трудности в переходном процессе.

В результате в России в 90-х  гг. реализовался «компромиссный» вариант  преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением  некоторых русских и советских  хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом  отношении неэффективным, он сопровождался  глубоким и долгим спадом производства, примитивизацией его структуры, снижением жизненного уровня, разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями. Но одновременно этот «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

1) союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов — группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть этих элит;

2) номенклатурное предпринимательство — участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

3) нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

4) неравные условия конкуренции — как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства — подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

5) сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По этой причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

6) высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

7) слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, которая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «своих» нормами;

8) значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности. В сложившейся в России системе теневая экономика представляет собой реакцию субъектов рынка на чрезмерную бюрократизацию хозяйственной жизни, высокое налогообложение и т.д. Неэффективность государственных структур обусловливает поиск экономическими агентами субститутов (заменителей) правового государства. Теневая деятельность присутствует в работе практически всех организаций, включая государственные учреждения.

Таким образом, сложившаяся  в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них является стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво  переходного периода, отсутствие у  них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма  преимущественно «для своих», т.е. тех, кто включен в экономические  институты рыночной экономики и  может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку  государства. Это модель, при которой  многие слои активного населения  вытеснены на обочину экономической  жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете — на экономический  застой.

Преодоление этих недостатков  достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил  игры».

Заключение

Непоследовательность проведения экономических реформ в России, пожалуй, ярче всего проявляется на фоне достижений ее прежних соседей по социалистическому  лагерю. Начав первой из бывших советских  республик радикальные экономические  преобразования в январе 1992 года, Россия через пять лет еще не может  похвастаться серьезными положительными изменениями своих основных экономических  показателей: инфляция хотя существенно  и снижена, но сохраняется на уровне 65% в год; производство не вступило в  фазу роста ; дефицит бюджета сокращен исключительно ценой уменьшения его расходов; уровень жизни населения  существенно не поднялся; рост сбережений в экономике сопровождается ростом инвестиций. В результате государство продолжает проедать накопленный производственный потенциал, не воспроизводя его. Более того, из всех социалистических стран, вступивших на путь реформ (а их около 30) , только единицам не удалось снизить инфляцию до критического (40% годовых или 2,8% в месяц и менее) и добиться устойчивого роста экономики. Позитивным показателем с точки зрения структурных перемен в России считается устойчивое повышение доли услуг в ВВП с 33% в 1992 г. до 53% в 1995 г. В стране возникли целые сектора экономики, существование которых 5 лет назад казалось немыслимым: банки, страховые, консультативные, аудиторские и инвестиционные компании, появились частные предприниматели и малый бизнес.

Можно с уверенностью сказать, что малый бизнес в России прочно встал на ноги. Люди занятые в  сферах малого бизнеса имеют неплохой доход зависящий прежде всего  от них самих. Такие люди заинтересованы в постоянном повышении качества производимых товаров и услуг. Можно  заметить характерное изменение  отношений производитель - потребитель. Наиболее яркий и примитивный  пример этого: на место неразговорчивых, равнодушных к покупателю “продавщиц” , пришли улыбчивые, симпатичные девушки, внимание которых порой бывает даже навязчивым. Во многом именно малому бизнесу  в России стало возможным приобретать  недорогие отечественные, а самое  главное качественные товары.

Малый бизнес в России прошел путь от “черного рынка” ,” спекулянтов” , “теневой” экономики, до относительно независимого малого предпринимательства, защищенного нормативно-правовыми  актами. В настоящее время малое  предпринимательство в России становится все более похожим на европейский  малый бизнес, как эталон “нормального” , цивилизованного предпринимательства. Но российский бизнес имеет еще множество  проблем: криминализация, взяточничество, невыполнение деловых обязательств, бюрократизм, проблема финансирования, тяжелое бремя налогов и т.д. Какие же существуют пути выхода из сложившегося положения? Мне кажется, что малому предпринимательству  в России требуется более серьезная  государственная поддержка, чем  существующая на данный момент, а также  требуется пересмотр системы  налогообложения, льготное кредитование. От криминализации малого бизнеса, как  и бизнеса вообще, в России, на мой взгляд, избавиться не удастся, это как бы неизбежное зло, еще  один государственный налог. Да и  вообще в Европе и где бы то ни было бизнес всегда сопровождали криминальные структуры, осуществляя “протекцию”  со свой стороны, за определенную плату. В российском бизнесе наблюдается  тенденция повышения образовательного уровня и самосознания частных предпринимателей, а это позволяет надеяться  на скорое исчезновение такого явления  как невыполнение деловых обязательств.

Сегодня российское малое  предпринимательство вступает в  четвертый этап своего развития, и  будем надеяться, что в скором времени оно будет соответствовать  самым высоким стандартам рыночного  предпринимательства.

 

 

Библиографический список

1. Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.

2. Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

3. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

4. Экономика переходного периода. / Под ред. В.В. Радаева, А.В Бузгалина. – М.: Изд. МГУ, 1995.

5. Экономика. Учебник. / Под ред. д-ра. эконом. наук, проф. А.С. Булатова. – М.: Экономисъ, 2005.

 


Информация о работе Переходная экономика и ее особенности