Переходная экономика как теоритеческое обоснование новой экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую
структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно
возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы
существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться
теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть
скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и структура экономической системы общества.
1.1 Понятие и структура.
1.2 Роль собственности в экономической системе.
1.3 Особенности рыночной системы.
2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической системе.
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика.
3.1 Теории индустриального общества.
3.2 Характеристика постиндустриального общества.
4. Особенности экономических систем.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 52.07 Кб (Скачать файл)

оценивать их в совокупности, говорить о становлении качественно  иного

социума.

Анализируя происходящие  в  современном  мире социальные  перемены,  мы

полагаем  возможным оценивать  их как  формы становления  качественно  нового

типа  общества, которое  мы называем постэкономическим.[12.c.21]

Выдающийся вклад в  определение важнейших характеристик  западного общества

последней четверти XX века принадлежит  Д. Беллу. Он, в частности, всесторонне

обосновал обусловленность  этих черт новой ролью теоретического знания,

превратившегося в главный  источник технологических нововведений, переходом от

производства преимущественно  товаров к производству преимущественно  услуг,

доминированием профессионального  и технического класса над традиционным

пролетариатом, а также  появлением интеллектуальных технологий, дающих ключ к

рациональному планированию технологического и социального  развития [1.с.18].

При этом Белл, по сей день остающийся, на мой взгляд, наиболее тонким и

методологически корректным исследователем проблем постиндустриализма,

отмечал, что "постиндустриальное общество... является "идеальным типом",

построением, составленным социальным аналитиком на основе различных изменений

в обществе, которые, сведенные  воедино, становятся более или менее  связанными

между собой и могут  быть противопоставлены другим "концепциям"". Он

подчеркивал, что "понятие  постиндустриального общества является аналитической

конструкцией, а не картиной специфического или конкретного  общества"

[1.с.655].

Становление постэкономического  общества представляет  собой  результат

медленной   общественной  эволюции,   в  ходе   которой   технологический  и

хозяйственный  прогресс   воплощается  не  столько  в   наращивании   объема

производимых материальных благ, сколько в изменяющемся отношении  человека  к

самому  себе  и своему  месту  в  окружающем  мире.  Материальный  прогресс,

безусловно, выступает  необходимым  условием  формирования постэкономического

порядка;   однако  достаточным   условием   является   изменение  ценностных

ориентиров человека, созревание ситуации, когда главным стремлением  личности

становится совершенствование  ее внутреннего потенциала. Более  чем  сто лет

назад А. Маршалл определил  труд как "любое умственное  или  физическое усилие,

целиком  или  частично направленное на  получение каких-то  иных благ, кроме

удовольствия  от самого процесса работы"[39.c65] соглашаясь с  этим

определением, можно утверждать, что постэкономическое общество возникает там

и  тогда,  где  и  когда  преодолевается  труд  как  деятельность,  диктуемая

исключительно внешней  материальной необходимостью,  а на смену ему  приходит

активность, побудительным  мотивом  которой  служит  желание  человека "стать

тем,  чем он может быть,  его  стремление соответствовать  своей  внутренней

природе"[40.c.46]

Постиндустриальному обществу присущи следующие признаки:

— человек выведен из непосредственного  производства (как и предвидел  это

Маркс), становится рядом  с производством, контролирует и  регулирует его,

используя то, что дано только человеку — разум;

— изменяется общественная организация производства в соответствии с его

научно-техническим характером: массовый интеллектуальный труд требует

приоритета личности работника, а это значит, что обезличенное экономическое

принуждение эпохи «классического»  капитализма вытесняется, поскольку

становится экономически невыгодным;

— интеллектуальный труд восстанавливает  доминирование работника над

средствами производства, а это влечет за собой и уменьшение в жизни общества

экономической значимости отношений  собственности на средства произ­водства;

— в результате возникает  новая экономически однородная структура  общества

(ведь теперь в сфере  непосредственного материального  производства занято

только 10—15% трудоспособного  населения, тогда как 80—85% — интеллектуальным

трудом и сервисным  обслуживанием), это формирует и  социальную однородность на

основе преобладания акционерных  форм производства;

— экономическая и социальная однородность порождает политическую стабильность

общественной жизни;

— важным признаком постиндустриального  общества выступает удовлетворение

материальных потребностей основной массы населения (в еде, жилье, одежде,

транспорте), а это, между  прочим, единственный вид человеческих

потребностей, имеющий предел насыщения (такой уровень насыщения

отечественная экономическая  теория связывала с приходом «ком­мунизма», а

оказалось, что справиться с этой задачей под силу уже  постиндустриальному

производству).[23.c.132-133]

Конечно, «постиндустриальное  общество» — это не социально-экономическая

характеристика: одни считают  его

по-прежнему капиталистическим, другие — подлинным социализмом, третьи —

«смешанным» обществом, в  котором имеются и капиталистические, и

социалистические признаки.

              4. Особенности экономической системы  Беларуси.             

В республике Беларусь до недавнишнего времени функционировала командная

экономика. ” Сейчас можно  говорить о том, что экономическая  система Беларуси

была подлинно социалистической. В стране работало плановое хозяйство,

распределялись ресурсы, существовала социалистическая система

производственных отношений, достаточно высокие эстетические нормы  труда”. [7.

c.27]

Советский Союз во второй половине 80-х гг. начала проводить политику

реформирования народного  хозяйства, получившую название “Перестройка”.[5.

c.16]В результате прежние  связи оказались нарушенными,  а новые рыночные на

данный момент ещё не созданы.

В настоящее время в  официальных кругах Беларуси преобладает  мнение о

необходимости создания в  республике “социально-ориентированной  рыночной

экономики”, причем переход  предполагается осуществляться с “минимальными

социальными издержками”. Предполагается также, что будущая экономическая

система станет очень похожей  на шведский или германский вариант, то есть

государство, в котором  не будет болезненно осуществляться неравенство в

доходах.[5. c.5]

В переходной экономике противоречиво  существуют элементы и экономические

связи как старой, так и  новой экономических систем. С  одной, стороны в

переходной экономике  присутствуют оставшиеся в наследство от прежней

экономической системы элементы, такие как государственные предприятия, колхоз

и, конечно, такие субъекты, как домашнее хозяйство и государство.

С другой стороны, в переходной экономике появляются новые, не свойственные

прошлой системе элементы, такие, как предпринимательские  структуры на базе

частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные

негосударственные фонды  и т. д.). С изменением состава элементом  изменяется

характер и содержание экономических связей. Произошел  развал старых связей, и

начался процесс формирования новых (рыночных).[36. c.204] Таким образом,

формирование частной  собственности – это процесс  формирования институтов

рыночной экономики и  освоение населением новых норм и  правил поведения.

Конец 1991 – начало 1992 г. в  Беларуси ознаменовались практически  полной

либерализацией цен, что  давало возможность пользоваться частной

собственностью, а точнее получать выгоду от владения средствами производства.

Как следствие, 1992-1994 гг. были периодом стремительного развертывания

приватизации республиканской, коммунальной собственности и жилого фонда.[5.

c.16]

На данном этапе Беларусь имеет самые низкие среди 25 стран  с переходной

экономикой оценки степени  завершённости малой приватизации, приватизации

крупных предприятий.[38. c.5]

За шесть лет разгосударствлено  и приватизировано всего 751 предприятий

республиканской собственности, из которых только 83 не имеют государственной

доли или она меньше 25%.[6. c. 9]

К настоящему времени в  экономике Беларуси сформировалась система господства

экономической власти неэффективных  собственников, использующих в основном

административные методы управления и, как следствие этого  господства –

неэффективный и неконкурентный рынок. Это проявляется в том, что рынок в

Беларуси монополизирован (так в стране имеется около 300 предприятий –

монополистов. Наибольшее количество таких предприятии в машиностроении, а

также в химической и нефтяной промышленности [18. c.41]), цены на все  виды

ресурсов заторможены  действие административных механизмов, контролируемых

государством. При этом прибыль, процент, оплата труда, рента, деньги, цены не

выполняют функцию эффективных  регуляторов. В следствии деформированности  прав

собственности существует большая  сложность вхождения субъектов  в

бюрократический рынок и  функционирования в рамках господствующих в

экономической системе мелких бюджетных ограничений. Эти сферы  отношений

задаются из вне и контролируются правительством.[8. c.16]

По оценкам ЕБРР доля частного сектора в ВВП в Беларуси на данный момент

составляет всего 20% (последнее  место среди стран с переходной экономикой).

[38.c.5]

Средняя оценка Беларуси по показателям развития частного сектора  и создания

рыночной инфраструктуры (оценки ЕБРР) равны «1.6» или «2-»; в Польше

,например, она составляет  «3.5», то есть находится между  «3+» и «4-». Разница

в 2.2 раза ясно говорит об уровне развития рыночных институтов и

инфраструктуры в Беларуси.[38. c.5]

В 1994 г. Беларусь перешла на собственную денежную единицу, что  позволило в

1995 г. проводить политику  стабилизации в денежно-кредитной  и валютной

сферах, в результате которой, во-первых, заметно сократились темпы  инфляции:

с 1959,9% прирост ИПЦ в 1994г. до 244 в 1995 г. и до 39,3% в 1996 г., во-

вторых, реальные процентные ставки стали положительными уже  во втором

квартале 1995 г., в-третьих, заметно  укрепился белорусский рубль  по отношению

к иностранным валютам.[5. c.18]

Тем не менее следует отметить и негативные моменты в функционировании

экономической системы  республики в период 1992-1994гг. В первую очередь  это

касается снижением объёмов  производства в жизненно важных отраслях. Так,

сокращение ВВП в промышленности за период 1991-1994 гг. составило 30,6%; в

строительстве- 43,8%; на транспорте- 41,7%; менее всего в сельском хозяйстве-

28,9%. Несмотря на это,  такие отрасли, как кредитование  и коммерческая

деятельность, стремительно развивались- 58,2% и 32,4%. Снижался и уровень

жизни населения. Например, только за период с 1 квартала по 1 квартал 1995 г.

реальная средняя заработная плата упала на 3,9%, а реальная средняя пенсия -

на 12,5%. Доля населения с  доходами ниже минимального потребительского

бюджета в 1994 г. составила 53% по сравнению с 25% в 1993 г. и 17,2% в  1992

г. [37]

Здесь следует особо отметить, что сокращение объемов производства и снижение

уровня жизни населения, а также высокий уровень инфляции являются

закономерными явлениями  первого этапа трансформации  плановой экономической

системы в рыночную. Беларусь соответственно не стала исключением.[5. c.20]

С цель вывода страны из кризисного состояния была разработана Программа

неотложных мер, реализация которых позволило в 1991-1995 гг. приостановить

обвальный спад производства, заметно снизить уровень инфляции и дефицит

государственного бюджета, затормозить падения уровня жизни  населения, создать

предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и

некоторому росту.

Реализация принятых мер  позволила уже к концу 1996 г. не только преодолеть

спад производства, но и  достигнуть положительной динамики основных

макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства

промышленной продукции  и потребительских товаров. Оживилась  инвестиционная

деятельность. В определённой мере удалось стабилизировать положение  на

внутреннем потребительском  рынке и финансовое состояние  предприятий.[20. c.4]

Осенью 1996 - зимой 1997 г. было завершено  реформирование органов

государственного управления, приведшее к жесткой централизации

исполнительной власти. В  экономической политике начали преобладать

административные меры. [5. c.21]

В 1996-1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры  годовых

прогнозов социально-экономического прогноза страны, что позволило уже  в 1998

г. по отношению к 1990 г. выйти  по таким важнейшим параметрам развития, как

ВВП на уровень- 80,2%, продукция  сельского хозяйства- 71,2%, продукция

промышленности- 81,7%, инвестиции в основной капитал- 55,6%, розничный

товарооборот- 83,6%, платные  услуги населению- 46%, реальные денежные доходы

населения- 92%.[20. c.5]

Однако в этот период (с 1996-1998 гг.) существенно усилилась  инфляция - с

2,8% среднемесячного прирост  ИПЦ и 2,2% среднемесячного прироста  ИПЦ в 1996

г. до 4,2 и 5,5% в 1997г, 9,0 и 9,6% в 1998 г. и до 11,0 и 10,8% в 1999 г.

Реальные процентные ставки рухнули и надежно закрепились  на отрицательном

Информация о работе Переходная экономика как теоритеческое обоснование новой экономической системы