Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:02, курсовая работа
Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую
структуру общества.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно
возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы
существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться
теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть
скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение.
1. Понятие и структура экономической системы общества.
1.1 Понятие и структура.
1.2 Роль собственности в экономической системе.
1.3 Особенности рыночной системы.
2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической системе.
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика.
3.1 Теории индустриального общества.
3.2 Характеристика постиндустриального общества.
4. Особенности экономических систем.
уровне. Уже в 1997 г. появилось множество валютных курсов, разница между
которыми со второго квартала 1998 г. начала исчисляться разами. Самый
стойкий из них - официальный курс Нацбанка РБ -составил в июне 1999 г. по
отношению уровню декабря 1996 г. к доллару США - 48,9%, к немецкой марке -
63,7%, к российскому рублю - 87,4%.[5. c.22]
В первом полугодии 1999 г. наблюдалось существенное снижение темпов роста в
промышленности и
строительства жилья. В 1 кв. 1999 г. зарегистрирован очень слабый прирост
ВВП - 1,1% по сравнению с 8,3% в 1998г. (к соответствующему периоду
предыдущего года), 11,4% в 1997 г. и 2,8% в 1996 г.; впервые за последние
четыре года отмечен значительный
отрицательный прирост потре
расходов населения и валового накопления - -10,0% и -8,1 % соответственно, в
то же время прирост государственных расходов на конечное потребление в I кв.
1999 г. составил 2,9%.[37]
В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения с доходами ниже
Минимального потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения с доходами
ниже прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а во II кв. 1999 г.-
53,9%.[5. c.22]
Неустойчивое финансово-
уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают
доходами на одного человека семьи ниже Минимального потребительского
бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]
Поворотной точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло
довольно резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после чего в 1999
г. резко выросла бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство снова снизилось (до
26,9%). В 2001 г. наметился
рост реальных доходов
осталась практически на прежнем уровне.[38. c.6]
Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства в
экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав
собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в
основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной
социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла
кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей
частной собственности, даже
по сравнению с бывшими
средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП,
слабой ориентацией
Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание
населения в последние годы, кризисное состояние бюджетной, денежно-кредитной
и валютной сфер экономики свидетельствует о вступлении республики в
очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая
тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешательства государства в
экономику на микроуровне, также очень возможны некоторое усиление
государственного
средств на социальные нужды.[5.c.25]
Группой ученых государственных деятелей и практиков, разработана Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет
стратегию и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в
ближайшей перспективе.
Осуществление мероприятий Программы позволит:
• приступить к активной фазе структурной перестройки экономики
—реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической
и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов
экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и
более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и
культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП:
доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг
увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства
уменьшится с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.
В воспроизводственной структуре ВВП существенно увеличится доля валового
накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необходимостью ускорения
технического перевооружения и модернизации экономики, реструктуризации
прежде всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения
современных технологий, машин и оборудования.
• обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста.
Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в
основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний
продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского
хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных
услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний
продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г.
(по паритету покупательной способности 1999 г.);
• повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:
- улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и
лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить среднюю
продолжительность жизни населения);
- в области политики доходов населения и условий их обеспечения —
увеличить реальные денежные доходы населения на 58—63%, реальную зарплату — на
80—85%, поднять удельный вес оплаты труда в ВВП с 34,2 до 45%. Производство
потребительских товаров возрастет на 42—47%, розничный товарооборот — на
50—55%;
- увеличить конечное
населения на 41—43%, что позволит приблизиться к уровню потребления благ и
услуг по рациональным нормам;
- значительно повысить
уровень социальной защиты
групп населения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту к концу
прогнозируемого периода составит 48% средней заработной платы против 42,2% в
2000 г., минимальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный размер пенсии
по возрасту и другие социальные выплаты) будут приближены к уровню бюджета
прожиточного минимума, а тарифная ставка первого разряда составит 120% этого
бюджета;
- создать необходимые
условия для оздоровления
уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития
здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их
финансового обеспечения в структуре ВВП и расходной части бюджета. В
результате повысится индекс человеческого развития.
Наряду с этими важнейшими социально-экономическими результатами
положительные сдвиги произойдут в сферах производства и экологии.
Предусматривается повысить уровень развития производственного и научно-
технического потенциала, направить его на решение первоочередных проблем
развития страны, что повысит
конкурентоспособность
сможет гарантировать участие республики в разработках и использовании
научно-технических
Опережающие темпы роста экспорта по сравнению с ростом производства ВВП,
продукции промышленности и сельского хозяйства должны обеспечить потребности
страны в валюте для увеличения закупок инвестиционных ресурсов.
Улучшится состояние окружающей
среды. При росте объемов про
продукции промышленности на 28—32% и сельского хозяйства на 22—28% прирост
выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных
транспортных средств составит 6—9%, использование свежей воды увеличится на
7—8%, сброс сточных вод
в поверхностные водоемы
связано с внедрением прогрессивных технологий, увеличением доли природного
газа в топливном балансе страны, реализацией атмосфере- и водоохранных
мероприятий.
Осуществление намеченных мероприятий региональной политики будет
способствовать выравниванию
уровней и повышению
экономического развития
областей, районов и городов.[21c.159-
1. Под экономической системой
понимают сложную,
всех экономических отношений
и видов хозяйственной
осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных
отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение
потребностей общества в материальных благах и услугах.
В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы,
можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистические
рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.
“Идеальной”
экономической системой
чистом виде никогда не существовала. Тем не менее можно говорить о том, что в
течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была
приближена такой системы.
2. На основе рассмотренных подходов можно сделать вывод, что формационный
подход основное внимание
в экономической системе
на средства производства и присвоению результатов производства.
Формационный подход позволил выявить закономерные ступени в историческом
развитии общества и выделить пять способов материального производства
(первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и
коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в
общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства
или способу производства.
Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям:
свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.
Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции
капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и
недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции
капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той,
что до недавнего времени господствовала в нашей политической экономии.
3. Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее
родоначальником считают американского экономиста П. Дракера.
В 50-х гг. она находит широкое распространение, однако наиболее законченное и
развернутое выражение эта теория получила в трудах У. Ростоу, Белла, Р. Арона
и Дж. Гэлбрейта.
Наряду с теориями "индустриального общества" широкое распространение получила
концепция "постиндустриального общества", основу которой заложили З.
Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как
"смену стадий", сторонники
этой теории связывают
преобладанием "четвертого",
информационного сектора
сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. Капитал и труд как
основа индустриального общества уступают место информации знанию в
постиндустриальном обществе. Революционизирующее действие информационной
технологии приводит к тому, что в данном обществе классы заменяются социально
недифференцированными "информационными" сообществами.
4. Можно сделать следующие выводы: усиление проникновения правительства
в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав
собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в
основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной
социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла
кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.
Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей
частной собственности, даже
по сравнению с бывшими
средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП,
слабой ориентацией
Информация о работе Переходная экономика как теоритеческое обоснование новой экономической системы