Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:03, курсовая работа
Главными целями, которые стоят передо мною при написании курсовой работы, это раскрытие основных вопросов, а именно:
-изучение отличительных особенностей в структуре переходной экономики Республики Беларусь;
-анализ особенностей и специфики функционирования переходной экономики в Республике Беларусь;
-раскрытие актуальных задач развития экономики Республики Беларусь на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики ;
- определение проблем и путей решения переходной экономики в Республике Беларусь и другие.
Введение………………………………………………………………………….1
1.Переходный период……………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность переходного периода
1.2 Необходимость и закономерности переходного периода в экономике....3
2.Переходная экономика………………………………………………………...4
2.1 Понятие переходной экономики, её сущность и типы…………….……..6
2.2 Основные черты и закономерности функционирования переходной экономики…………………………………………………………………………7
2. 3 Задачи и критерии переходной экономики…………………………..…9
3 Переходная экономика в Республике Беларусь………………………………9
3.1Становление переходной экономики в Республике Беларусь, её особенности………………………………………………………………..………9
3.2Специфика и развитие переходной экономики Республики Беларусь….10
3.3Роль государства в переходной экономике, необходимость государственного регулирования и его основные направлении.…………….11
Заключение…………………………………
2.3 Задачи и критерии переходной экономики.
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики.
Практика показывает, что в каждой постсоциалистической ране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
-либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с пуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
-реформирование отношений собственности путей разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
-стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
-реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.[3,с.23].
Критерии эффективности,
успешности трансформационных
С этой точки зрения оценим картину в группе из двух с половиной десятков стран, в которых происходит переход от социализма к капитализму. Выделим только передовые по отмеченному критерию страны в этой группе. К ним относятся бывшая ГДР, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения, Хорватия. В этих странах продолжительность трансформационного экономического спада оказалась минимальной из всех стран с переходной экономикой - 2-4 года (см. табл1). Предкризисный уровень ВВП был восстановлен за такой же примерно срок. Глубина спада оказалась также минимальной - 10-15% ВВП. Потери населения в ходе трансформационного перехода, выразившиеся в снижении жизненного уровня, также оказались минимальными - не более 10-15%, а в бывшей ГДР даже такого снижения не произошло. Социально-экономическое расслоение населения заметно возросло по сравнению с социалистической эпохой, но не достигло драматического уровня. Общие потери (недопроизводство ВВП) за годы трансформационного спада, таким образом, не превышают годового ВВП этих стран.
Из всего, что мы узнали
о переходной экономике, уже вполне
понятны критерии завершенности
переходного периода. Определяя
их в самом общем виде, это - мера
формирования новых капиталистически-
Можно попытаться дать систему критериев, в соответствии с которой измерять степень перехода к капитализму.
Первый критерий: достижение предкризисного максимума объема ВВП.
Второй критерий: обеспечение преобладания (а затем и господства) частной собственности на средства производства - победа частнокапиталистического уклада и превращение его в способ производства.
Третий критерий: воспроизводство вещественной базы, материального носителя новой частной собственности на его собственной основе, то есть окончательное и сугубо экономическое завершение первоначального накопления индивидуальных капиталов в большинстве отраслей.
Четвертый критерий: включение
рыночного механизма
Пятый критерий: формирование национального рынка труда с характерными для него мобильностью и мотивацией труда.
Шестой критерий: формирование
рыночной инфраструктуры экономики
и адекватного механизма
Седьмой критерий: переход к циклическому характеру национального воспроизводства.
Восьмой критерий: формирование
институциональной среды, в целом
соответствующей
Из всего этого следует, что по некоторым критериям Республика Беларусь уже в капиталистической рыночной экономике, по другим - степень становления таких отношений еще не высока, по третьим - впереди еще очень большой путь.
Понятно и то, что мера эта не может быть абсолютной хотя бы потому, что завершающий пункт траектории преобразований - смешанная экономика, а не классическая рыночная. Ее достижение к тому же невозможно одновременно по всем направлениям перехода.
А этих направлений много, даже если мы возьмем только важнейшие, сущностные, такие как:
1) формирование господствующей
формы собственности на
2) формирование определяющего
способа организации
3) изменение основ
4) создание его материально-
3.Переходная экономика в Республике Беларусь
3.1Становление переходной
экономики в Республике
Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным : после распада Советского Союза возникло 15 независимых государств, каждое из которых в силу исторических, географических, социально-экономических, общественно-политических, культурных традиций начало отстаивать свою версию государственности.
Какие же объективные факторы лежали в основе выбора белорусской модели государственного строительства?
Сразу необходимо подчеркнуть - несмотря на древнюю историю, белорусский народ связывал свое национальное возрождение и становление именно с советским периодом жизни. Об этом говорит творчество всех без исключения белорусских писателей первой половины XX века. Белорусский народ добивался не выхода из Советского Союза, как республики Прибалтики, а его сохранения. Этому способствовало множество социально-экономических причин и условий, которые сложились в Беларуси к концу 80-х годов.
Во-первых, на территории Беларуси наши отцы и деды создали мощный промышленный узел. Как принято было говорить, Беларусь стала "сборочным цехом" единого и могучего государства. Однако так говорить - значит очень серьезно упрощать реальную ситуацию, поскольку Беларусь была не только и не столько сборочным цехом, а прежде всего оригинальным конструкторским бюро, сильным образовательным и интеллектуальным центром.
Эти объективные факторы, а прежде всего то, что белорусский народ за 70 лет советской власти из народа, 80 % которого были безграмотными, стал одним из самых образованных народов в Европе, позволили нам войти в число стран, владеющих современными наукоемкими технологиями. Именно это дает нам и нашим детям уверенность в будущем.
Во-вторых, благодаря сосредоточению
в республике (на тот период времени)
высокотехнологичной
В-третьих, в Беларуси по инициативе А.Г. Лукашенко не допустили расцвета коррупции, которая разъедает системы управления многих других стран.
В-четвертых, белорусский
народ действительно
Все это, в-пятых, обеспечивало
высокую социальную защищенность жителей
и общественно-политическую стабильность
в Беларуси. Необходимо признать, что
практически все население
Как отмечалось выше - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.
Каждая страна имеет разные определенные стартовые условия переходного процесса, свою социально-экономическую ситуацию. Кроме того, историко-культурные аспекты, менталитет населения также предопределяют модель развития и особенности переходной экономики.
Республика Беларусь имеет свои отличительные особенности в структуре переходной экономики.
В отличие от большинства республик, выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.
Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:
1991-1995гг.-период глубокого затяжного экономического кризиса;
1996-2000гг. - этап выхода
экономики из кризисного
2001-2005-2010 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.
Экономический кризис проявился
в постоянном снижении объемов производства,
падении уровня жизни населения
и усилении дифференциации его доходов,
росте инфляции и безработицы. Однако
первые попытки осуществить
Информация о работе Переходная экономика: критерии, особенности функционирования