Переходная экономика: критерии, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Главными целями, которые стоят передо мною при написании курсовой работы, это раскрытие основных вопросов, а именно:
-изучение отличительных особенностей в структуре переходной экономики Республики Беларусь;
-анализ особенностей и специфики функционирования переходной экономики в Республике Беларусь;
-раскрытие актуальных задач развития экономики Республики Беларусь на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики ;
- определение проблем и путей решения переходной экономики в Республике Беларусь и другие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
1.Переходный период……………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность переходного периода
1.2 Необходимость и закономерности переходного периода в экономике....3
2.Переходная экономика………………………………………………………...4
2.1 Понятие переходной экономики, её сущность и типы…………….……..6
2.2 Основные черты и закономерности функционирования переходной экономики…………………………………………………………………………7
2. 3 Задачи и критерии переходной экономики…………………………..…9
3 Переходная экономика в Республике Беларусь………………………………9
3.1Становление переходной экономики в Республике Беларусь, её особенности………………………………………………………………..………9
3.2Специфика и развитие переходной экономики Республики Беларусь….10
3.3Роль государства в переходной экономике, необходимость государственного регулирования и его основные направлении.…………….11

Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Задачи и критерии переходной экономики.

 

Можно выделить следующие  главные задачи переходной экономики.

  1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.
  2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.
  3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.
  4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.
  5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, что  в каждой постсоциалистической ране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

-либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с пуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

-реформирование отношений собственности путей разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

-стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

-реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.[3,с.23].

Критерии эффективности, успешности трансформационных преобразований современного типа, видимо, те же, что  и в других случаях: это минимизация  экономических и социальных потерь или максимизация валового дохода, полученного конкретной страной  в результате трансформации общества за один и тот же период времени.

С этой точки зрения оценим картину в группе из двух с половиной  десятков стран, в которых происходит переход от социализма к капитализму. Выделим только передовые по отмеченному  критерию страны в этой группе. К ним относятся бывшая ГДР, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Словения, Хорватия. В этих странах продолжительность трансформационного экономического спада оказалась минимальной из всех стран с переходной экономикой - 2-4 года (см. табл1). Предкризисный уровень ВВП был восстановлен за такой же примерно срок. Глубина спада оказалась также минимальной - 10-15% ВВП. Потери населения в ходе трансформационного перехода, выразившиеся в снижении жизненного уровня, также оказались минимальными - не более 10-15%, а в бывшей ГДР даже такого снижения не произошло. Социально-экономическое расслоение населения заметно возросло по сравнению с социалистической эпохой, но не достигло драматического уровня. Общие потери (недопроизводство ВВП) за годы трансформационного спада, таким образом, не превышают годового ВВП этих стран.

Из всего, что мы узнали о переходной экономике, уже вполне понятны критерии завершенности  переходного периода. Определяя  их в самом общем виде, это - мера формирования новых капиталистически-рыночных отношений как системы, а не разрозненных анклавов, сгустков отношений в недрах старой социально-экономической системы  или на ее развалинах. Эти критерии противоречивы, разнородны, неравномерны по времени, степени зрелости, секторам и отраслям экономики, регионам страны. Поэтому формирование капиталистической рыночной экономики в переходных странах - неизбежно длительный, неравномерный и противоречивый процесс.

Можно попытаться дать систему  критериев, в соответствии с которой  измерять степень перехода к капитализму.

Первый критерий: достижение предкризисного максимума объема ВВП.

Второй критерий: обеспечение  преобладания (а затем и господства) частной собственности на средства производства - победа частнокапиталистического уклада и превращение его в  способ производства.

Третий критерий: воспроизводство  вещественной базы, материального носителя новой частной собственности  на его собственной основе, то есть окончательное и сугубо экономическое завершение первоначального накопления индивидуальных капиталов в большинстве отраслей.

Четвертый критерий: включение  рыночного механизма регулирования  национальной экономики, то есть создание реальных условий для сугубо рыночного  поведения хозяйствующих субъектов.

Пятый критерий: формирование национального рынка труда с  характерными для него мобильностью и мотивацией труда.

Шестой критерий: формирование рыночной инфраструктуры экономики  и адекватного механизма переливов  капитала.

Седьмой критерий: переход  к циклическому характеру национального  воспроизводства.

Восьмой критерий: формирование институциональной среды, в целом  соответствующей капиталистической  рыночной экономике.

Из всего этого следует, что по некоторым критериям Республика Беларусь уже в капиталистической рыночной экономике, по другим - степень становления таких отношений еще не высока, по третьим - впереди еще очень большой путь.

Понятно и то, что мера эта не может быть абсолютной хотя бы потому, что завершающий пункт  траектории преобразований - смешанная  экономика, а не классическая рыночная. Ее достижение к тому же невозможно одновременно по всем направлениям перехода.

А этих направлений много, даже если мы возьмем только важнейшие, сущностные, такие как:

1) формирование господствующей  формы собственности на основную  массу ресурсов нации, 

2) формирование определяющего  способа организации общественного  производства и механизма аллокации основных его ресурсов,

3) изменение основ воспроизводства  рабочей силы, адекватных новому  способу производства,

4) создание его материально-технической  базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Переходная экономика в Республике Беларусь

 

3.1Становление переходной  экономики в Республике Беларусь, её особенности.

 

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным : после распада Советского Союза возникло 15 независимых государств, каждое из которых в силу исторических, географических, социально-экономических, общественно-политических, культурных традиций начало отстаивать свою версию государственности.

Какие же объективные факторы  лежали в основе выбора белорусской  модели государственного строительства?

Сразу необходимо подчеркнуть - несмотря на древнюю историю, белорусский  народ связывал свое национальное возрождение  и становление именно с советским  периодом жизни. Об этом говорит творчество всех без исключения белорусских  писателей первой половины XX века. Белорусский народ добивался не выхода из Советского Союза, как республики Прибалтики, а его сохранения. Этому способствовало множество социально-экономических причин и условий, которые сложились в Беларуси к концу 80-х годов.

Во-первых, на территории Беларуси наши отцы и деды создали мощный промышленный узел. Как принято было говорить, Беларусь стала "сборочным цехом" единого и могучего государства. Однако так говорить - значит очень серьезно упрощать реальную ситуацию, поскольку Беларусь была не только и не столько сборочным цехом, а прежде всего оригинальным конструкторским бюро, сильным образовательным и интеллектуальным центром.

Эти объективные факторы, а прежде всего то, что белорусский  народ за 70 лет советской власти из народа, 80 % которого были безграмотными, стал одним из самых образованных народов в Европе, позволили нам войти в число стран, владеющих современными наукоемкими технологиями. Именно это дает нам и нашим детям уверенность в будущем.

Во-вторых, благодаря сосредоточению в республике (на тот период времени) высокотехнологичной промышленности в области нефтехимии и машиностроения, высокой производительности труда  в сельском хозяйстве в Беларуси был высоких среди других республик  доход на душу населения.

В-третьих, в Беларуси по инициативе А.Г. Лукашенко не допустили расцвета коррупции, которая разъедает системы управления многих других стран.

В-четвертых, белорусский  народ действительно идентифицировал  себя с советским народом, считал себя его неотъемлемой частью. Во многом это связано с таким элементом  коллективного бессознательного, как Победа в Великой Отечественной войне.

Все это, в-пятых, обеспечивало высокую социальную защищенность жителей  и общественно-политическую стабильность в Беларуси. Необходимо признать, что  практически все население республики было уверено в завтрашнем дне. В  том, что они будут работать, родители будут получать пенсию и бесплатное лечение, дети - бесплатное образование.

Как отмечалось выше - распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту, сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

Каждая страна имеет разные определенные стартовые условия  переходного процесса, свою социально-экономическую  ситуацию. Кроме того, историко-культурные аспекты, менталитет населения также  предопределяют модель развития и особенности  переходной экономики.

Республика Беларусь имеет  свои отличительные особенности  в структуре переходной экономики.

В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных  предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного  периода» Европейского банка реконструкции  и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе.

Весь период трансформации  экономики Беларуси можно разделить  на следующие этапы:

1991-1995гг.-период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996-2000гг. - этап выхода  экономики из кризисного состояния  и углубления рыночных отношений;

2001-2005-2010 гг. и следующие пятилетия - переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился  в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения  и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов - либерализации хозяйственной  жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной  политики - не привели к ожидаемому результату. Структурная природа  экономического кризиса требовала  и соответствующих методов выхода из него. Это смена приоритетов экономической политики в направлении достижения самодостаточности хозяйственной системы, при которой обеспечиваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расширение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной перестройки - перелива капиталов, материальных и трудовых ресурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные.

Информация о работе Переходная экономика: критерии, особенности функционирования