Переходная экономика: критерии, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Главными целями, которые стоят передо мною при написании курсовой работы, это раскрытие основных вопросов, а именно:
-изучение отличительных особенностей в структуре переходной экономики Республики Беларусь;
-анализ особенностей и специфики функционирования переходной экономики в Республике Беларусь;
-раскрытие актуальных задач развития экономики Республики Беларусь на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики ;
- определение проблем и путей решения переходной экономики в Республике Беларусь и другие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
1.Переходный период……………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность переходного периода
1.2 Необходимость и закономерности переходного периода в экономике....3
2.Переходная экономика………………………………………………………...4
2.1 Понятие переходной экономики, её сущность и типы…………….……..6
2.2 Основные черты и закономерности функционирования переходной экономики…………………………………………………………………………7
2. 3 Задачи и критерии переходной экономики…………………………..…9
3 Переходная экономика в Республике Беларусь………………………………9
3.1Становление переходной экономики в Республике Беларусь, её особенности………………………………………………………………..………9
3.2Специфика и развитие переходной экономики Республики Беларусь….10
3.3Роль государства в переходной экономике, необходимость государственного регулирования и его основные направлении.…………….11

Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

 

По рассчитываемому ООН  индексу развития человеческого  потенциала в 2009 г. и 2010 г Беларусь занимала лучшие 68 и 61 места из 169 стран, в то время как Россия 71 и 65 места соответственно, Китай — 89.

По данным ЦРУ США Белоруссия занимает по ВВП на душу населения 88 место в мире ($12500 в 2009 г.). Россия — 72 место ($15100). Но это не значит, что  народ в России живёт лучше. В  действительности эта небольшая  разница не принадлежит российскому  обществу — это вклад в ВВП  доходов узкого круга российских олигархов. Децильный коэффициент в Белоруссии равен 6,9 против 16,7 (по данным РАН — 23, по результатам американских экспертов — 30) в России. Простой учёт «теневых» доходов увеличивает децильный коэффициент в России в 3 раза. Число живущих в Белоруссии ниже уровня бедности составляет 10%, безработных — 1%, против 15,8% и 8,4 % соответственно в России. Только юмористически можно воспринимать слова одного из российских журналистов «… Белоруссия достигла успехов в борьбе с бедностью, но ещё не приступила к росту благосостояния. В стране нет собственных олигархов».

Очень важно, что источники  близкого уровня доходов на душу населения  в России и Белоруссии принципиально  различны. Россия их достигла за счёт вывоза углеводородного сырья, Белоруссия — за счёт сохранения своего промышленного  и сельскохозяйственного потенциала. Практически не имея сырьевых ресурсов и источников энергии, Белоруссия способна экспортировать на Запад конкурентоспособные  телевизоры, тракторы, автомашины, велосипеды и т. д. Экспорт белорусских товаров  на Запад ($12 млрд) почти вдвое превышает экспорт в Россию ($6,7 млрд).

Вместе с тем рост экономических  показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного  периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые  подходы и принципы проведения экономических  реформ.

 

Основные социально-экономические  показатели Республики Беларусь за январь-сентябрь 2010г.

 

январь-сентябрь 2010г.

январь-сентябрь 2010г. к

январю-сентябрю 2009г.

Валовый внутренний продукт (оценка) млрд.руб

   

Продукция промышленности, млрд.руб

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

В 2000 году правительство  начало восстановление макроэкономического  порядка и взяло инфляцию под  контроль путем ужесточения денежно-кредитной  политики - повышение ссудных процентов  и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредитных средств. Оно начало также  отходить от бартерной системы, которая  сложилась с Россией, усовершенствовало  управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и  интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов  и заработной платы населения, повышение  уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 2.1)

 

Важнейшие показатели социально-экономического развития Беларуси в 2011-2015 годах в  сравнении с 2006-2010 годами, %

 

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Основные задачи реформирования отношений собственности: создание социально ориентированной многоукладной  экономики рыночного типа, совершенствование  управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих  предприятий, максимальное привлечение  отечественных и зарубежных инвестиций.

В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые  преобразования замедлились в связи:

• с недостаточно благоприятной  правовой и экономической средой для развития бизнеса;

• слабой государственной  поддержкой предпринимательской деятельности;

• низким уровнем инвестиционной привлекательности для зарубежных инвестиций;

• отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных  на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих  мест;

• низким уровнем эффективности  управления и экономической ответственности  собственников приватизированных  предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Медленно формируется  рыночная инфраструктура, особенно рынки  капитала, ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается  нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов  разработки и внедрения современных  наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

 

Заключение

 

Таким образом, мы изучили отличительные особенности в структуре переходной экономики Республики Беларусь;

-проанализировали особенности и специфики функционирования переходной экономики в Республике Беларусь;

-раскрыли актуальные задачи развития экономики Республики Беларусь на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики ;

- определили проблемы и пути решения переходной экономики в Республике Беларусь .

Из изученного материала  можно сделать следующие выводы: современное состояние экономики Республики Беларусь свидетельствует о незавершенности трансформационных процессов (сложился рынок с серьезными деформациями, утвердилась квазирыночная система хозяйствования). Сегодняшнюю экономику Беларуси еще пока нельзя назвать «рыночной». Для решения проблем переходной экономики необходимо в первую очередь точно определить состав и очередность действий. Их последовательное выполнение позволит продвигаться по пути реформ более уверенно и с меньшим количеством остановок на исправление допущенных ошибок. Если бы реформы последнего десятилетия в налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной сферах изначально опирались на набравшую достаточный ход реформу на уровне предприятий, включая формирование необходимой правовой среды, подготовку эффективных собственников и много другого, то и результаты могли бы быть лучше.

Таким образом, процесс становления  современной рыночной экономики  требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система  или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений  и элементов административно-командной  и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как  бы "промежуточное" состояние  общества, когда прежняя система  социально-экономических отношений  и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями  развития, а не функционирования, как  это характерно для сложившейся  системы.

Хочется отметить, что государство  играет очень важную роль в становлении  переходной экономики в Республике Беларусь. И это четко видно  из реализации комплексных мер по реформированию экономики.

Республика Беларусь не только значительно превзошла показатели других государств СНГ, но и вплотную приблизилась к уровню экономически развитых стран.

По темпам роста ВВП  в 2010 году Беларусь близка к динамично  развивающимся новым индустриальным странам Азии.

За первое десятилетие XXI века (2001-2010 годы) в Беларуси достигнут двукратный рост реального ВВП, а ВВП на душу населения по паритету покупательной способности увеличился в 2,6 раза. Уровень малообеспеченности населения снизился более чем в 10 раз.

создается 27,5 % национального  ВВП и около 90 % экспортируемых из республики товаров.

За пять лет индекс роста  промышленного производства составил около 145 %, производительность труда (по валовому выпуску) выросла на 51,3 %, валовая  добавленная стоимость, создаваемая  комплексом, увеличилась

более чем на 40 %.Вместе с тем материалоемкость промышленной продукции в сопоставимых ценах возросла на 0,4%, а рентабельность реализованной промышленной продукции сократилась с 15,4 % до 9 %.( см. приложение №3).

Наибольшее негативное влияние  на эффективность работы промышленности оказали в 2007 и 2010 годах условий  хозяйствования нефтеперерабатывающих заводов, ограничительные действия в отношении белорусской продукции на российском рынке, ежегодное повышение цен (тарифов) на энергоносители, а также последствия мирового финансово-экономического кризиса и связанное с ними падение спроса на важнейшие виды отечественной промышленной продукции

Хочется верить в светлое  будущее нашей процветающей Республики!!!!!

«Несмотря ни на какие трудности, мы выполнили то, что обещали народу на предыдущем собрании. Подтверждением этому является постоянный экономический рост, обновление основных производственных фондов, повышение благосостояния нашего народа. Достигнутое стало возможно благодаря, без преувеличения, героическому труду нашего народа. Наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что предстоит сделать. Следующая пятилетка станет периодом обновления, нацеленным на качественно новое развитие Беларуси. Последовательное изменение облика белорусской экономики будет обеспечено посредством модернизации действующих производств и создания ее новых наукоемких секторов и предприятий. Путь определен: от сохранения того, что создано, сделано, добыто совместным трудом, к многократному приумножению благосостояния белорусского народа и страны. У нас для этого есть все!»

(Александр ЛУКАШЕНКО, Президент Республики Беларусь(из выступления на IV Всебелорусском народном собрании, 6 декабря 2010 года). 

 Список используемой литературы


Информация о работе Переходная экономика: критерии, особенности функционирования