Переходная экономика: критерии, особенности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Главными целями, которые стоят передо мною при написании курсовой работы, это раскрытие основных вопросов, а именно:
-изучение отличительных особенностей в структуре переходной экономики Республики Беларусь;
-анализ особенностей и специфики функционирования переходной экономики в Республике Беларусь;
-раскрытие актуальных задач развития экономики Республики Беларусь на пути перехода к социально-ориентированной модели рыночной экономики ;
- определение проблем и путей решения переходной экономики в Республике Беларусь и другие.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….1
1.Переходный период……………………………………………………………5
1.1 Понятие и сущность переходного периода
1.2 Необходимость и закономерности переходного периода в экономике....3
2.Переходная экономика………………………………………………………...4
2.1 Понятие переходной экономики, её сущность и типы…………….……..6
2.2 Основные черты и закономерности функционирования переходной экономики…………………………………………………………………………7
2. 3 Задачи и критерии переходной экономики…………………………..…9
3 Переходная экономика в Республике Беларусь………………………………9
3.1Становление переходной экономики в Республике Беларусь, её особенности………………………………………………………………..………9
3.2Специфика и развитие переходной экономики Республики Беларусь….10
3.3Роль государства в переходной экономике, необходимость государственного регулирования и его основные направлении.…………….11

Заключение…………………………………

Файлы: 1 файл

готовый вариант.docx

— 91.40 Кб (Скачать файл)

Ведущая роль в осуществлении  этих направлений принадлежит государству; инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике,( см. прилож. №1) Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. В конце 90-х гг. были разработаны и одобрены Всебелорусским народным собранием Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг.( см. прил. № 2). Их осуществление, наряду с другими мерами, позволило, начиная с конца 90-хгг., преодолеть спад производства, достичь положительной динамики макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции, потребительских товаров.

Также огромную роль в переходе к рыночным отношениям в нашей  республике сыграли следующие факторы:

    1. наличие доиндустриальных, индустриальных, постиндустриальных подсистем производительных сил;
    2. система производственных отношений, которая находилась в своеобразном «переходном» состоянии;
    3. процессы свертывания общественного разделения труда и перехода к натурализации производства.

Таким образом, второй период трансформации экономики, за исключением  сельского хозяйства, характеризуется  положительной динамикой основных макроэкономических показателей, что  свидетельствует о выходе из экономического кризиса, но еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий  уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий  уровень использования современных  технологий и недостаточный уровень  конкурентоспособности отечественной  продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Специфика и развитие переходной экономики Республики Беларусь

 

Cпецифика переходного периода в Республике Беларусь может быть выражена категорией системно-экономического кризиса. Проявления этого системного кризиса можно расценивать как специфические особенности переходной экономики нашей республики. Основные из них:

1. Длительный экономический  спад. Несмотря на прирост ВВП  за 5 последних лет на 36 %, преждевременно  делать вывод о переломе тенденции  нарастания этого кризиса. 

Наукоемкость ВВП составляет около 1 %, что в соответствии с мировыми канонами как минимум в 2 раза ниже порогового значения для экономической безопасности страны (показательно, что сектор наукоемкой продукции в экономике развитых стран занимает до 40 % от валового внутреннего продукта).

Увеличение объемов производства в республике в 1996—2000 гг. происходило в ущерб показателям эффективности — прибыльности, рентабельности, платежеспособности. Рост ВВП сопровождался ухудшением состояния реального сектора экономики.

2. Кризис технологий. В  республике доминируют традиционные  индустриальные и доиндустриальные  технологии. Вложение инвестиций  в поддержание этих технологий  без их кардинального обновления  и перехода к постиндустриальным  технологиям фактически бесперспективно  — 10 дол, инвестированные в  основные производственные фонды,  в целом по народному хозяйству  обеспечивают только 1 дол. прироста ВВП в год.

3. Углубление структурных  диспропорций в экономике. В  широком спектре проявлений такой  диспропорциональности ведущее  место занимает технологический  и региональный монополизм, преобладание  крупных предприятий над средними и мелкими.

Экономика Республики Беларусь базируется на таком уровне концентрации и специализации, который был  сформирован с учетом союзного разделения труда. Исполнение роли сборочно-перерабатывающего  цеха республики спровоцировало ситуацию, когда более 80 % ВВП Республики Беларусь было "завязано" на межрегиональном обмене. Такая ситуация привела к технологическому монополизму подавляющей части крупных республиканских предприятий (Гродненское производственное объединение "Азот", Минский тракторный завод, ''Беларуськалий", Гомельский химзавод, Минский завод сельскохозяйственных машин и пр.).

В настоящее время все  они занесены в Государственный  реестр предприятий-монополистов и  подпадают под действие государственного антимонопольного регулирования в  соответствии с принятым в республике законодательством.

4. Деградация экономического  потенциала страны, проявляющаяся  главным образом в старении  основного капитала. По свидетельству  мировой практики, если третья  часть ВВП не идет через  сбережения в инвестиции, то обеспечение  устойчивых темпов экономического  роста в стране недостижимо. 

Если в постсоциалистических Польше и Словакии инвестиции составляют 50 долл. на человека, в Чехии и  Эстонии — порядка 100 дол. на человека, то в нашей республике — лишь 1 долл. на человека. При такой скудости объемов инвестирования в последние 10 лет в Беларуси не происходило даже простого воспроизводства основных производственных фондов. Капитальные вложения в промышленности меньше амортизации на 13—15 %, в сельском хозяйстве — на 60—65 %. Согласно экспертным оценкам, в целом по народному хозяйству в конце 90-х гг. выбытие основных фондов в 11 раз превышало их обновление. В результате сложившейся инвестиционной ситуации средний уровень изношенности активной части основных фондов в республике составляет порядка 75—80 %, что превышает критический уровень и свидетельствует о "проедании" накопленного в советский период потенциала.

5. Переходный характер  отношений собственности, выражающийся  в их высокой подвижности и  изменчивости. Движение от общественной к частной собственности происходит многократно и разнонаправлено в разных сферах и в разные периоды времени. К примеру, при теоретическом осознании оправданности существования двух форм собственности — частной и государственной — в действующем законодательстве республики вновь фиксируется наличие в Беларуси устоявшихся трех.

Сам характер присвоения, отчуждения и распоряжения в республике находится  в процессе трансформации. Складывается ситуация, в которой не только с  формально-правовой, но и с экономической  точки зрения неизвестно, какими правами  обладает собственник, за что, какую  и перед кем он несет ответственность.

Характеристикой темпов трансформации  собственности в республике служит факт, что доля государственной собственности  в настоящее время составляет порядка 85 %, в то время как согласно мировому опыту критическим уровнем  сосредоточения собственности в  руках государства расценивается уровень 20-25%.

6. Падение жизненного  уровня населения при декларировании  социальной ориентированности реформ. Рост доходов населения страны  нестабилен и характеризуется  противоречивыми тенденциями, усиливающимися  уровнем инфляции.

Доминирующими в структуре  доходов населения республики остаются продукты питания (порядка 80 %). Что же касается предметов культурно-спортивного  назначения, то их доля крайне незначительна. Такие пропорции приближают структуру доходов населения Беларуси к структуре доходов населения слаборазвитых стран.

Падает средняя продолжительность  жизни: если в конце 80-х гг. она  составляла 72 года, на конец 2010г упала до 70 лет, однако по уровню развития экономики, ВВП на душу населения, продолжительности жизни, чистоте и обустроенности городов и посёлков, уровню цен на товары и услуги Белоруссия занимает лидирующее место в СНГ (смотри графики).

  1. Наличие противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Поскольку определенная часть экономики республики является уже рыночной, то экономическая эффективность в ней сводится к максимизации доходов и прибыли. Что же касается социальной справедливости, то ее реализация осуществляется главным образом благодаря перераспределительным механизмам. Эти механизмы используются государством и рядом общественных организаций посредством вычетов из доходов одних групп населения и добавок к доходам других. Однако такой подход является внутренним барьером, серьезным препятствием для развития рыночной экономики в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Роль государства в переходной экономике, необходимость государственного регулирования и его основные направления

 

Значительные масштабы государственного регулирования переходного процесса. Цены на основные продукты питания  и другие товары первой необходимости  регулируются государством. Подавляющее  большинство промышленных предприятий  находится в государственной  собственности. Это позволило избежать развала промышленности и сдержать темпы роста безработицы .

Ситуацию в экономике  осложняют крупные расходы на социальные нужды, в том числе  на чернобыльскую программу. Правительство, стремясь решить одну из наиболее острых проблем — жилищную, выделяет крупные  кредиты на индивидуальное и кооперативное  строительство.

Актуальными задачами для  обеспечения устойчивого экономического роста и повышения эффективности  развития промышленного комплекса  страны являются: снижение себестоимости  производимой продукции, ее материалоемкости и энергоемкости, уменьшение амортизационных  отчислений через консервацию неиспользуемых основных средств; реорганизация убыточных  предприятий; создание и освоение производства новой продукции; сокращение товарных запасов, дебиторской задолженности, особенно ее просроченной части. Последнее  требуется для ускорения оборачиваемости  оборотных средств, высвобождения  их в целях своевременного погашения  кредиторской задолженности, уменьшения потребности предприятий в заемных  средствах и суммы уплачиваемых по ним процентов.

Республика оказалась  среди наиболее пострадавших от развала  Советского Союза в силу своей  роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта  своей продукции. Кризис поразил и внешнеторговые отношения. Так, снизился экспорт продукции белорусских предприятий на российский рынок из-за разницы в ценах. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему дефициту в торговле с этой страной. При отсутствии в стране достаточного количества валюты, расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных поставок продукции ведущих машиностроительных предприятий Беларуси. В результате республика теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность на внешних рынках

Способы, применяемые в  республике для разрешения обозначенных выше противоречий, в основной своей  массе неэффективны, что предопределяет высокие трансформационные издержки и медленные темпы перехода к  рынку.

На сегодня в Беларуси более 80% активов в городе и деревне  являются государственной и кооперативной  собственностью. Здесь нет олигархов  и крупных частных состояний. Но государственные предприятия  и колхозы, а также совхозы  работают лучше, чем в советские  годы. В обществе сохранились в  основном советские формы хозяйствования, хотя здесь нет правящей партии, а две маловлиятельные компартии  находятся в оппозиции.

Частная инициатива развивается  главным образом в сфере мелкого  и среднего производства и сфере  услуг. По уровню преступности и коррупции  Белоруссия самое благополучное  государство в СНГ. Безработицы  в Беларуси фактически нет, и в  поисках работы сюда приезжает немало людей из соседней Украины.

Большими темпами растет товарооборот с Россией . Белорусские тракторы, самосвалы, телевизоры, продукцию химической промышленности покупают в 66 странах мира. В СНГ хорошо продаются холодильники и морозильные устройства. По структуре экспорта и импорта РБ - промышленно развитая страна, а не сырьевой придаток России или стран Запада.

Беларусь - единственная страна в СНГ, где фактически не уменьшилась  площадь сельскохозяйственных угодий (на Украине - в 2 раза), а урожайность  основных культур возросла по сравнению  с советским периодом.

В течение полугодия сохраняется общая тенденция к росту промышленного производства. Наиболее существенными факторами роста промышленного производства являются:

- увеличение импорта нефти  для переработки; 

- увеличение инвестиций производственного назначения как источника спроса на машиностроительную продукцию;

- расширение спроса населения на потребительские товары;

- рост экспорта промышленной продукции, расходов на жилищное строительство.

В целом Республика Беларусь по повышению уровня жизни населения, росту ВВП и промышленного  производства находится в числе  лидеров среди стран СНГ.

 

ВВП (ППС) на душу населения, долл. США и ВВП, млрд. долл. США (2009-2010гг.)

Страна

Таджикистан

Украина

Казахстан

Белоруссия

Болгария

Россия

Польша

Душевой ВВП

1900

6300

11800

12500

12500 

15100 

17900

ВВП

13,7

290,1 

181,9

120,7

90,1

2110

689

Информация о работе Переходная экономика: критерии, особенности функционирования