Переходная экономика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать роль государства в переходной экономике
определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
определить проблемы переходной экономики в Беларуси и их пути решения.

Файлы: 1 файл

Роль государства в переходной экономике.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

      К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным  в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства.

Во-первых, это  создание правовых и организационных  институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики. К ним относятся; институт частной: собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики.

Во-вторых, перестройка  самой государственной системы  на принципах демократии и удовлетворения потреби: остей рыночного хозяйства. Она требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего аппарата управления не обеспечит автоматического рождения новой системы государственного управления, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к потере контроля над хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходим переход от системы отраслевых министерств к органам функционального управления.

В-третьих, переход  к новым формам регулирования, реализация социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечить структурную перестройку и экономический рост; остановить инфляцию, т.е. стабилизировать экономику; сохранить устойчивость и порядок в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.

Важнейшим направлением деятельности государства является выбор приоритетов развития. От его правильности зависят как направление социально-экономического развития, так и темпы экономического роста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности страны, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные национальные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентирами для экономической политики.

Особое внимание в переходный период государство  должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества.

Важнейшей функцией государства в этой связи является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и срокам достижения.

Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.

Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные  направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии.

Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальные цели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и для Беларуси, является стабилизация социально-экономической ситуации и создание предпосылок для экономического pоста.

Все цели должны быть взаимоувязаны  как между собой, так и с  ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна  стоящих перед государством задач  объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике.

Формирование рыночной экономики  требует решения ряда задач. К  ним относятся:

* ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Государство должно отказаться от большинства функций, выполняемых им в командной экономике. Главной его задачей является защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности функционирования народного хозяйства;

* демонополизация экономики - ликвидация преобладания на рынке товаров отдельных производителей;

* введение института частной собственности, гарантированной законом, в том числе на землю;

* обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для КАС и проявляющейся в «вымывании» товаров с прилавков и росте цен на «черном рынке», в открытую инфляцию требует проведения жесткой антиинфляционной политики;

* развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения, финансового рынка, регулируемого рынка труда;

* формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовые, валютные, товарные биржи и др.;

* финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;

* преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

 

  1.3. Формы и методы государственного  регулирования

 

Свои  регулирующие функции государство  выполняет посредством административных и экономических методов. Для  командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.

Административные  или прямые методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно  устанавливаемые цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические или косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной, политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.

Разграничение между административными и экономическими методами государственного регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например, решение об изменении налоговых ставок о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время, любой административный регулятора прямо принуждая хозяйствующих субъектов выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения. В этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассмотренный выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы рыночных отношений.

Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения: или сокращения выпуска. Чем шире сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка  и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

Разрушение  системы административно-командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы - необходимое условие  формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, то есть предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами урегулирования государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п., ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются административные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты и т.д.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной  системы экономических методов  регулирования. С этой целью все  страны, осуществляющие переход к  рыночной экономике, проводят радикальные  реформы кредитной и налоговой систем.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой центральный  банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование  деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, центральный банк получает возможность проводить активную кредитно-денежную политику.

Информация о работе Переходная экономика в Республике Беларусь