Переходная экономика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать роль государства в переходной экономике
определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
определить проблемы переходной экономики в Беларуси и их пути решения.

Файлы: 1 файл

Роль государства в переходной экономике.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

В Докладе о мировом социальном положении за 2003 год, подготовленном Департаментом по экономическим  и социальным вопросам ООН, отмечено, что в 2002 г. Республика Беларусь имела один из наиболее низких в мире показателей безработицы трудоспособного населения — всего 2 % (в России — 11 %, Украине — 12, Казахстане — 14, Литве — 17, Латвии — 8, в Польше — 17 %). Заметим, что на начало 2006 г. безработица в стране была ниже 2 %.

В подготовленном Европейским банком реконструкции и развития Докладе о переходе: 2003 (ЕВRD. Тгаnsition Report: 2003) отмечается, что Беларусь имеет самый низкий среди стран СНГ уровень коррумпированности и внешнего долга, который в 2002 г. составил 5,7 % ВВП.

Согласно данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, по итогам 2004г. Беларусь:

•   лидирует среди стран СНГ  по степени открытости экономики, имея самый высокий показатель соотношения экспорта и объема ВВП (чуть меньше 60 %). В России он составляет 30,8 %, Казахстане — 43, Украине — 46, а в среднем по Содружеству — 33,8 %;

•   занимая 1 % территории СНГ  и имея 3,5 % численности его населения, по объему внешней торговли уступает только России и Украине;

•   удерживает лидирующую позицию  среди государств Содружества по производству промышленной продукции на душу населения и делит с Россией 1—2-е места по этому показателю;

•   занимает первое место среди  стран СНГ по производству на душу населения основных продуктов питания, в том числе мяса, молока, молочной продукции, масла животного, картофеля, овощей, яиц, сахара-песка. Беларусь, даже по европейским меркам средняя по территории и населению страна, сегодня дает 30 % мирового производства большегрузных автомобилей, 15 % минеральных удобрений, 6 % тракторов, заметную долю микропроцессоров и других изделий.

Официально провозглашенная политической властью цель реформирования народного  хозяйства Беларуси — это  построение социально ориентированной рыночной экономики. В ее основу положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, системы мощной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; формирование конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ею роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности государства путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

В настоящее время Республика Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование реальных рыночных отношений осложняется не только наследием централизованно управляемой экономики, но и сохранением в белорусском обществе коллективистских начал, отсутствием развитой частной земельной собственности, эффективной системы местного самоуправления, преобладанием вертикальных связей (государство—индивид) над горизонтальными (индивид—индивид).

Большой процент белорусского народа психологически ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны. Преодолеть эти убеждения в короткие сроки вряд ли представляется возможным. Поэтому требуется длительный период для создания полноценной рыночной экономики, результатом которой должны быть новая производственная и социально-экономическая структура общества, новая система мотивации и высокая эффективность производства как одна из основ роста всеобщего благосостояния.

Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным его приближением к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. В период до 2010 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

 

 

2.2. Обеспечение социальной ориентации  переходной экономики в Беларуси

 

Республика Беларусь традиционно относится к числу стран с сильной ролью государства в социальной сфере. Можно отметить, что сложившиеся к началу рыночных преобразований основные направления национальной социальной политики соответствовали принципам социального рыночного хозяйства. Однако с позиций рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно централизованной, патерналистской, сковывавшей личную инициативу, подавлявшей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния. Поэтому переход экономики к рыночным отношениям должен существенно изменить сложившуюся ситуацию.

Социальная политика в трансформационной экономике  — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике — создание для каждого трудоспособного гражданина Республики Беларусь условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Современный подход к вложениям в социальную сферу заключается в том, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны, что качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и повышения уровня социально-экономического развития государства. Если сгруппировать все страны по уровню экономического развития, то порядок их расположения будет находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда также являются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу.

В основу новых подходов формирования социальной политики положен важнейший принцип «от социального иждивенчества — к социальным гарантиям», означающий, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе.

В социальной политике Беларуси на современном этапе выделяется ряд приоритетных направлений: регулирование доходов и занятости, социальная защита населения, забота о наиболее социально уязвимых его слоях, развитие социальной сферы.

Одновременно происходит изменение  методов социальной политики с ориентацией не столько на выдачу различного рода пособий, сколько на стимулирование доходов населения. Прежде всего, социальная политика государства направлена на повышение трудовой мотивации и стабилизацию уровня жизни своих граждан, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа. Если на начало 2001г. средняя заработная плата в нашей стране составляла в эквиваленте около 70 дол. США, то через пять лет она выросла до 261 дол., или 562 тыс. р. Реальная заработная плата в 2005г. повысилась по сравнению с 2004г. на 21,5 %. Номинальная заработная плата в республике увеличилась за 2001—2005 гг. в 8 раз, а реальная — более чем в 2 раза.

При переходе к рыночной экономике  республике приходится решать проблему уменьшения отрицательных последствий реформ для социально уязвимых слоев населения (многодетные семьи, пенсионеры и др.). Важнейший вопрос заключается в том, каким образом преобразовать существующую систему социальной защиты с тем, чтобы помочь указанным группам граждан преодолеть этот период.

В условиях переходной экономики и  с приобретением Беларусью государственной самостоятельности перед системой социальной защиты встали серьезные проблемы. Некоторые гарантии (например, всеобщей занятости) изменили свое реальное содержание. Поэтому был принят ряд законов, необходимых для создания системы социальной защиты: «О занятости населения Республики Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда», «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции», «О пенсионном обеспечении граждан» и др.

Основная цель социальной защиты —  поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты в Беларуси предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе (до 2005г.) основными мерами являлись: усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту. На втором этапе (после 2005г.) должно быть завершено реформирование системы, предусматривающее ее разделение на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальная помощь.

Система социальной защиты по поддержанию  уровня доходов в республике состоит в основном из двух видов программ. Во-первых, это программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Они финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых на эти цели. Пособия по безработице, пенсии считаются заработанным правом и не несут на себе отпечатка благотворительности. Во-вторых, это программы государственной помощи, или благотворительные, предоставляющие пособия тем, кто не может заработать сам, является нетрудоспособным или имеет иждивенцев. Право на социальную поддержку получают отдельные лица и семьи, предоставляющие подтверждение своих низких доходов или относящиеся к определенной категории (например, инвалиды и другие специальные группы граждан).

Одной из самых болезненных в  системе социальной защиты в переходный период является проблема пенсионного обеспечения. В настоящее время уровень государственных пенсий не успевает за темпами инфляции, а изменения демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа пенсионеров) еще более усугубляют положение дел. Имеющиеся ныне проблемы пенсионного обеспечения (слабая связь размеров пенсий с результатами труда, низкая защита пенсий от инфляции, отсутствие зачастую гарантии своевременности их выплат) требуют дальнейшего реформирования пенсионного законодательства.

Реализуемая в республике Концепция  реформы системы пенсионного  обеспечения предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на получение пенсий, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан. Первоочередными мерами являются:

•   обеспечение соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

•   разработка эффективного механизма  исчисления и перерасчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

•   содействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателя и самих работников при усилении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

•   снятие ограничений на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующих установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществление регулирования максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы.

В конечном счете предполагается создание комбинированной пенсионной системы, построенной на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного (социального) пенсионного страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий за счет текущих страховых взносов). Третий уровень (дополнительные профессиональные пенсионные системы) будет базироваться на накопительных принципах.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Конструктивная экономическая политика для современной Беларуси невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства.

Информация о работе Переходная экономика в Республике Беларусь