Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
проанализировать роль государства в переходной экономике
определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в Беларуси;
определить проблемы переходной экономики в Беларуси и их пути решения.
Важнейшими элементами налоговой системы, формирующейся в переходной экономике, являются подоходный налог, налог на прибыль предприятий и налог на добавленную стоимость.
В плановой экономике подоходный налог, как правило, был пропорциональным, взимался по одинаковой налоговой ставке независимо от размеров личного дохода. Это было оправдано в условиях, когда дифференциация доходов ограничивалась административными методами. В условиях рынка дифференциация доходов населения значительно повышается. Поэтому для переходной экономики, как, впрочем, и для развитого рыночного хозяйства, более приемлемым является прогрессивный подоходный налог, который обеспечивает переложение определенной части налогового бремени на более обеспеченных людей и сглаживает разрыв в жизненном уровне различных слоев населения. Социальная ориентированность налогообложения личных доходов усиливается посредством системы налоговых льгот и преференций социально-незащищенным слоям населения.
2. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Основные проблемы переходной экономики Республики Беларусь и направления их преодоления
При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:
• значительная регулирующая роль государства;
• принцип постепенности, эволюционности преобразований;
• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;
• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;
• социальная направленность производимых реформ;
• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Реформы в Беларуси, как и в
других странах с переходной экономикой,
имеют целью повышение
Следует отметить, что до распада СССР в 1991г. Беларусь была одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик. Крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию, многие из них имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего из России. Распад единого союзного экономического пространства и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в нашей стране. Произошло падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения.
В первые годы реформ в экономике Беларуси большой удельный вес имела промышленность (около 70 %), поскольку при централизованном социалистическом планировании торговля, финансовые и потребительские услуги развивались слабо. Для нашей страны была также характерна высокая торговая зависимость в рамках бывшего Совета экономической взаимопомощи и СССР. В отличие от многих бывших республик Советского Союза (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан) Беларусь менее обеспечена собственными природными ресурсами, особенно энергетическими, что затрудняло быстрое развитие экспортного потенциала и понижало ее конкурентоспособность.
В мае 1992г. были приняты основные направления политики правительства Республики Беларусь по предотвращению спада производства и формированию условий выхода из кризиса. Однако рыночные преобразования, прежде всего приватизация госсобственности, шли медленно. Денежно-кредитная политика в первые годы реформ была мягкой, «щадящей», задача финансовой стабилизации отодвинулась на второй план. Главное внимание уделялось сохранению устойчивости экономики, недопущению чрезмерного спада производства и роста безработицы. Однако принятые меры не дали на начальном этапе реформ ожидаемого эффекта, экономическое положение страны ухудшалось. Дефицит госбюджета возрос с 1,6 % ВВП в 1992г. до 8,3 % в 1993г. Потребительские цены увеличились в 1992г. в 10,7, а в 1997г. — в 12,9 раза. Республика оказалась перед лицом реальной угрозы гиперинфляции.
Одновременно углублялся экономический спад: ВВП Беларуси в 1992г. снизился на 9,6, а в 1993г. — еще на 7,6 %; промышленное производство — соответственно на 9,4 и 10 %; капитальные вложения — на 29 и 15 %. Ухудшалось положение и в социальной сфере: повышался уровень безработицы, уменьшались реальные доходы населения. Нарастание кризисных явлений в белорусской экономике продолжилось и в 1994г. В этих условиях была разработана Программа неотложных мер по выходу экономики из кризиса, рассчитанная на два года и получившая одобрение МВФ. Во главу угла экономической политики были поставлены достижения финансовой стабилизации и укрепление белорусского рубля.
В конце 1995г. 63 % основных фондов в нашей стране были изношены на 75 % и более; необходимо было ежегодно обновлять 700—800 тыс. рабочих мест, что требовало, по некоторым данным, не менее 10 млрд дол. США в год. Однако объем капиталовложений до 1997г. неуклонно сокращался и составил в 1996г. лишь 2 млрд дол. С переходом к жесткой финансовой политике упал жизненный уровень населения. Реальные денежные доходы, в 1993г. практически не изменившиеся, в 1994 г. снизились на 21 %, в 1995 — еще на 13 %. Характерной чертой национальной экономической политики в середине 1990-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания большого числа собственников (в промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка), поэтому изменение отношений собственности отошло на второй план.
Важной вехой белорусской
Отказ от масштабной приватизации при жестком централизованном управлении экономикой позволил Беларуси минимизировать катастрофическое падение совокупного производства, характерное для большинства бывших советских республик, и в значительной степени восстановить его к концу первого десятилетия существования суверенного государства.
Совокупный спад производства в нашей стране оказался намного меньше, чем у основной части бывших союзных республик. Продолжительность этого периода также значительно меньше и лишь на 2,2 года превышает аналогичный показатель для стран Центральной Европы.
Таким образом можно констатировать, что в период пост-социалистического реформирования нашей национальной экономики удалось обеспечить минимальное снижение совокупного спада производства, не допустить массовой безработицы и социального расслоения населения. Предоставляя субсидии и кредиты крупным государственным предприятиям, белорусское правительство предотвратило снижение выпуска продукции на начальной стадии переходного периода. Это позволило отечественным производителям частично захватить рынки сбыта основных конкурентов, поскольку в это время в соседних странах наблюдался спад производства. Не идя на приватизацию крупных предприятий, государство сохранило контроль над ними, предотвратив тем самым посредством механизмов разницы в ценах вывоз активов из республики. Жесткий контроль над экономикой позволил государству избежать значительного снижения поступления налогов, обеспечить их высокую собираемость и гарантировать финансирование важнейших бюджетных расходов, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Таким образом можно утверждать, что во второй половине 90-х гг. прошлого столетия Беларусь решила проблемы восстановления экономики. Активизация имеющихся производственных мощностей была проведена преимущественно за счет государственного регулирования.
Нынешний этап реформирования и развития национальной экономики связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего в отношении постепенной либерализации экономических отношений, приватизации, развития негосударственного сектора, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка. В 2005 г. завершилась реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы.
Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.) и подтвержденных на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Впервые такая стратегия была разработана в 1997г. (НСУР—97), сейчас завершается работа над НСУР—2020.
Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются:
• в области совершенствования государственности — формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
• в области общественного развития — постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека;
• в области экономики — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании и охране окружающей среды, а наемных работников — в высокопроизводительном труде; высокого уровня благосостояния добросовестно работающих членов общества с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, с эффективной системой социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Реформирование экономики
Нельзя оставить вне поля зрения тот факт, что у определенной части общественности, в том числе у отдельных представителей студенческой молодежи, существует мнение, что Беларуси следовало избрать вариант шоковой терапии, а путь постепенного перехода к рынку является причиной отставания страны по ряду социально-экономических показателей. Но так ли это?
Точка зрения о преимуществе шоковой терапии преобладала на начальном этапе формирования теории переходного периода. Однако с течением времени многие экономисты, среди которых и стоящие у истоков данной концепции, опираясь на практику рыночных реформ, пришли к выводу о том, что постепенный переход к рынку является более перспективным и эффективным. Кроме того, факты, приведенные авторитетными международными организациями, свидетельствуют, что по многим социально-экономическим показателям Республика Беларусь уже сейчас выгодно отличается от других стран СНГ и стран с переходной экономикой в целом.
По данным Европейского экономического обзора (Есоnomic Survey оf Еuгоре. 2004. № 1), подготовленного Европейской экономической комиссией ООН, в 2002г. Беларусь превзошла все государства СНГ и многие страны с переходной экономикой (Румыния, Болгария, Хорватия, Латвия) по объему ВВП на душу населения и имела самый низкий (после Словении и Хорватии) процент населения, живущего в бедности и крайней бедности, среди стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Республика Беларусь лидирует среди государств Содружества по объему жилищного строительства в расчете на 1000 человек: в 2004г. введено в эксплуатацию 356м2 общей площади жилья, что является самым высоким объемом за последние три года.
По оценке ВОЗ, Беларусь по общим
показателям в области
По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в Беларуси в условиях абсолютной нищеты (менее чем 1 дол. США в сутки на человека) проживает менее 2 % населения. В России этот показатель составляет 6 %, Украине — 3, Молдове — 22, Узбекистане — 19, Туркменистане — 12, в Болгарии — 5 %.
Информация о работе Переходная экономика в Республике Беларусь