Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Факторы роста общественных расходов
Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.
Механизм социальных трансфертов.
Искажающее действие общественных расходов.

Файлы: 1 файл

мой реферат.docx

— 88.84 Кб (Скачать файл)

                         Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный технический университет

имени Ю.А. Гагарина»

 

 

 

                                              Контрольная работа

по дисциплине «Экономика общественного сектора»

на тему:

 Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

факультет: ФЭМ

курс             4-й

специальность: б2ЭКОНз41

шифр

Ф.И.О. Котельникова Екатерина

Проверила:

Ф.И.О. преподавателя

Яхварова Е.В 


 

                                               Саратов  - 2015

 

Содержание.

  1. Факторы роста общественных расходов
  2. Перемещение выгод и сферы действия программ общественных расходов.
  3. Механизм социальных трансфертов.
  4. Искажающее действие общественных расходов.

 

 

1.Факторы роста общественных расходов

Общественные расходы, как известно, представляют собой целевое использование ресурсов, аккумулируемых в общественном секторе и направленных на удовлетворение соответствующих потребностей в общественных благах, а также в реализации оправданной с позиции социальной справедливости перераспределительной политики.

При этом задача состоит в том, что при осуществлении общественных расходов необходимо, чтобы ресурсы выделялись в соответствии с выявленными потребностями основной массы налогоплательщиков- избирателей, а также чтобы намеченные результаты достигались при достаточном уровне затрат.

Основные задачи, решаемые в рамках общественных расходов, условно можно разделить на три направления.

Первое- это финансирование производства и приобретение определенного набора благ (товаров и услуг), ответственность за удовлетворение потребности, в которых берет на себя общественный сектор и в том числе государство. Подобные блага обычно относятся либо к общественным или социально значимым благам, либо к ключевым факторам формирования этих благ.

Второе направление – это финансирование и организация различных программ социальной помощи тем членам общества, которые в ней нуждаются в соответствии с действующим законодательством. Например, участники военных действий, различные категории инвалидов (не относящихся к страховым случаям), малоимущие члены общества и т.д.

Третье направление – это финансирование и обеспечение различных программ обязательного социального страхования в случае временной (либо по возрасту) потери трудоспособности (например, болезнь, травма, увольнение и т.д.). подобный вид деятельности предполагает с учетом различных рисков предварительное аккумулирование средств застрахованных, а при наступлении страхового случая – проведение соответствующих выплат.

  С учетом отмеченных выше основных направлений, определяющих порядок осуществления общественных расходов, необходимо особо отметить еще ряд положений, в частности, что организация производства соответствующих благ в рамках общественного сектора будет целесообразно в том случает, когда от имени потребителей (налогоплательщик- избиратель) выступает государство. Кроме того, в пользу организации производства в общественном секторе может рассматриваться такой фактор, как критическая степень зависимости всей экономики от тех ее инфраструктурных подразделений, которые находятся в зонах провалов рынка, а также неразвитость рынка капитала.

В качестве представителя потребителя государство может выступать, во –первых, как непосредственный производитель, во – вторых, как покупатель-монополист и, в-третьих, как итнстанция, которая детально регулирует и контролирует условия производства и продаж. В то же время ни один из отмеченных выше способов не гарантирует достижения ситуации совершенной конкуренции и соответственно, достижения всех возможных Парето – улучшений. При этом критерием оценки при выборе варианта, который обеспечит защиту прав потребителей, должна быть гарантия достижения поставленных целей при минимизации издержек производства и распределения соответствующих благ.

 Еще дна важная проблема, на которую нужно обратить  внимание – финансирование производства  частных благ за счет общественного  сектора сопоставимо с корректирующими  налогами, поскольку должно компенсировать  смещение рыночного равновесия  относительно точки оптимума  в случае обусловленного положительного  внешнего эффекта. В случае отрицательного  внешнего эффекта как известно, необходимо введение корректирующего налога. В этой связи следует отметить, что если государство вынужденно выступать в роли организатора производства продукции, не обладающей свойствами частного общественного блага, то данную продукцию необходимо реализовывать, возможно по ценам ниже предельных издержек на ее производство. Кроме того, в последние десятилетиям в условиях рыночной экономики идет поиск новых форм реализации программ общественных расходов, в частности, заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей, в которых принимает на себя общественный сектор. Развитие контрактно-договорных отношений способствует повышению эффективности общественных расходов, но для достижения подобного результата необходимо, чтобы исполнитель, наделенный правом расходовать общественные средства, был бы ограничен рамками соответствующей программы общественных расходов, в которой были бы четко и ясно определены ожидаемые результаты и критерии оценки результатов хозяйственной деятельности.

Существуют объективные причины преимущественного роста общественных расходов по сравнению с частными.

Во-первых, с ростом общественного благосостояния и увеличением семейных доходов увеличивается объем расходов на общественные нужды. Это связано с тем, что эластичность спроса от дохода на общественные блага выше, чем на частные.

Во-вторых, преимущественный рост общественных расходов по сравнению с частными объясняется как количественными, так и качественными изменениями народонаселения.

В-третьих, рост общественных расходов обусловлен объективными требованиями взаимного дополнения и координации различных видов деятельности. Так, современное общество не может обойтись без развитой производственной информационной инфраструктуры и единой инфраструктуры по охране окружающей среды.

В-четвертых, рост общественных расходов обусловлен открытой американским профессором У.Баумолем закономерностью отставания производительности труда работников сферы услуг от материального производства. Эта закономерность была названа ы его честь «болезнью Баумоля». Она объясняется тем, что научно-технический прогресс и замена живого труда овеществленным (капиталом) идут в сфере услуг, в том числе в социальной сфере, медленнее, чем в сфере производства материальных благ. В результате этого трудоемкость и зарплатоемкость в отраслях сферы услуг выше, чем в производительных отраслях.

В-пятых, на объем общественных расходов существенное влияние оказывают социально-политические факторы, связанные с ростом и могуществом бюрократического аппарата, заинтересованностью его в своем расширенном воспроизводстве. Его стремление к увеличению государственных расходов не имеет достаточно сильных ограничителей, так как властные структуры не могут быть агентами рынка и оказываются вне сферы действия рыночных регуляторов дисциплины рынка. Кроме того, высокий уровень общественных расходов может вызываться реализацией политиками так называемых фискальных иллюзий избирателей (и отсутствием связи между налогами и социальными льготами) с целью переизбрания их на новый срок или прихода к власти)

 

2. Перемещение  выгод и сферы действия программ  общественных расходов.

Общественные расходы при определенных условиях можно сравнить с отрицательными налогами, поэтому на них можно распространить большинство из тех положений, которые мы рассматривали применительно к налогам. В частности, программы общественных расходов приносят выгоды не только своим реципиентам. Реципиенты –это все те, кто получает блага и/или денежные средства напрямую из общественного сектора. В свою очередь, тех, на кого распространяются выгоды, и тех, для кого соответственно происходит приращение полезности, можно обозначить термином сфера действия программ общественных расходов.

Если в результате осуществления общественных расходов происходит создание чистых общественных благ, то реципиентами выступают все члены общества и соответственно проблемы перемещения выгод простонет. В остальных случаях, когда прямым или косвенным результатом является создание или перераспределение частных благ ( и если это связанно со значительными положительными внешними эффектами), это можно признать реальным результатом деятельности общественного сектора. Например, от деятельности общего уровня образования выигрывают не только отдельные индивиды и/или группы индивидов, но и общество в целом.

Например, при субсидиях потребителям, в частности, при реализации программ денежных выплат безработным, которые имеют конкретным «адресатом» реципиентов, получаемыми ими денежные средства могут быть направленны на приобретение продуктов питания, что в свою очередь ведет к увеличению спроса на данные товары. Поскольку чаще всего они являются товарами первой необходимости, эластичность как спроса, так и предложения на которые не велика, следствиями в этой ситуации будут рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов в пользу третьих лиц, а именно производителей и продавцов продуктов питания.

Рассмотрим теперь пример с субсидированием производителей. Так, например, помощь безработным будет осуществляется не только в форме денежных выплат, но и в форме субсидий работодателям, которые могут быть направленны на создание новых рабочих мест и на профессиональные образование и переподготовку кадров. На этом примере видно, что сами безработные не являются реципиентами, но в перспективе от реализации данных программ общественных расходов выгоды переместятся к безработным, и в итоге они окажутся в сфере действия данных программ. Эффективность подобных программ помощи безработным в конечном итоге будет зависеть от эластичности спроса на труд: чем эластичнее будет спрос на труд, тем выше будет эффективность. Значительная часть выгод может доставаться и различного рода посредникам и экспертам, которые чаще всего сами и лоббируют создание подобных программ.

 Для определения реальной  выгоды и сферы действия программ  общественных расходов, необходимо  провести анализ характера рынков, на которых действуют непосредственные  получатели средств, при этом  выгоды от программ в принципе  могут перемещаться на тех, кто  выступает контрагентами реципиентов  на эти рынках. Причем преимущественно в эластичности способствует перемещению выгод на себя. Вместе с тем перемещение выгод – основная причина того, что сфера действия программы не всегда отвечает первоначальному замыслу.

Например, если выдавать льготные кредиты на образование для малообеспеченных только в размере стоимости обучения, то ими смогут воспользоваться потребители со средним и высоким уровнем дохода. Тоже произойдет и с льготным кредитом на покупку автомобиля без учета стоимости обязательной страховки.

Поэтому только тщательный анализ фактического положения и ожиданий потенциальных реципиентов, а также исследования конкретных рынков, на которых действуют как реципиентов, а также исследования конкретных рынков, на которых действуют как реципиенты, так и активные группы специальных интересов (которые еще называют «рент сикинг») позволит обеспечить целенаправленность и результативность программ общественных расходов.

 

3. Механизм социальных  трансфертов.

Трансфертные расходы характеризуют непосредственную передачу доходов от налогоплательщикав к получателям трасфертов, при этом в низх не отражается создание новой стоимости и дополнительных доходов.

Трасферты, в зависимости от их направленности, подразделяются на субвенции (обслуживание предпринимателей) и на социальные трансферты, социальные выплаты, связанные с обслуживанием домашних хозяйств.

Трансфертный платеж представляет собьой выплату государством ( либо негосударственной некоммерческой структурой) домохозяйству или индивидууму в денежной (либо в виде товаров и услуг), взамен которых платедбщик непосредственно не получает соотвествующего возмещения.

Под трансфертами домашним хозяйствам понимают бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению в виде пенсий, пособий,стипендий,компенсации, других социальных выплат,установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Традиционная российская система социальной защиты была ориентированна на предоставлении льгот, дотаций, пособий за определенные заслуги отдельным категориям населения, что соответствовало официальной идеологии. Проблема помощи нуждающимся и смягчения бедности наимолее остро обозначилась с началом рыночных реформ. Однако сохранение традиционных подходов и так называемое «плоское» распределение социальной помощи без различий между бедными и теми, кого нельзя отнести к этой категории, незначительный размер социальных пособий, проявилсь в ограниченности предоставляемой помощи, вследствие чего преобладающая часть малообеспеченных ее вообще не получала.

Отстутсвие объективного учета действительных интересов и потребностей различных групп населения проявляется в просчетах при структурировании субъектов социальной политики и определении приоритетов в комплексе практических мер по ее реализации. Особенно это важно для тех видов социальной помощи, где социальные выплаты и льготы имеют преимущественно нестраховой характер, в т. Ч. Оплата отдыха, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и др.

Информация о работе Перемещение выгод и искажающее действие общественных расходов