Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:33, реферат
В условиях становления рыночной экономики в России особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Управление персоналом, являясь значимой составной системы управления, - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе 2
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания фирмы в условиях становления рыночных отношений в РФ
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом 11
4. Организационная структура системы управления персоналом на предприятии 13
5. Комплекс предложений по повышению эффективности деятельности службы управления персоналом 16
Содержание
В условиях становления
рыночной экономики в России особое
значение приобретают вопросы
Управление персоналом, являясь значимой составной системы управления, - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Для того, чтобы фирма эффективно функционировала на современном этапе развития, ей необходимы человеческие ресурсы.
В условиях рыночной экономики выживание является очень важной задачей любой фирмы (предприятия, организации). Управление персоналом - деятельность, призванная служить важной гарантией того, что фирма будет жить и процветать. Организационная эффективность и ее недостаток описываются в терминах таких критериев и показателей, как выполнение задач; удовлетворенность работника; длительное отсутствие, непосещение (прогул), текучесть (рабочей силы); количество острых конфликтов; количество жалоб, а также несчастных случаев. Для того чтобы фирма жила и процветала, важно, чтобы учитывался каждый из указанных компонентов; по каждому из этих пунктов должны достигаться определенные цели.
В большинстве организаций эффективность измеряется балансом таких характеристик, как достижение поставленных целей, эффективное использование мастерства и возможностей персонала, размер притока и сохранение высококвалифицированных и заинтересованных служащих.
Основной задачей управления
человеческими ресурсами
Управление персоналом имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия. Подсчитано, что в среднем руководитель тратит на управление сотрудниками - персоналом, или кадрами, до 80% своего рабочего времени.
Персонал включает всех работников организации, всех занятых на предприятии, исключая собственника в том случае, если он непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций.
Менеджеры, успешно ведущие дело, осознают, что человеческие ресурсы заслуживают внимания, поскольку являются важным фактором при принятии стратегических управленческих решений, которые определяют будущее фирмы. Для того чтобы фирма эффективно работала, требуются три решающих элемента: задача и стратегия (ее выполнение); организационная структура и управление персоналом. Однако важно помнить, что именно люди делают работу, подают идеи и позволяют фирме жить. Даже наиболее капиталоемкие, хорошо сконструированные организации требуют определенных людей, приводящих их в движение.
Люди ограничивают или увеличивают силу и слабость фирмы. Текущие изменения в окружающей обстановке часто связаны с изменениями в сфере людских ресурсов, таких, как перемены в соглашениях, образовании, отношении служащих к своей работе. Функция управления персоналом состоит здесь в том, чтобы принимать меры в связи с этими изменениями, соответственно отвечать и реагировать на них.
До сих пор при
всех рассуждениях о важности кадров
и создании наиболее благоприятных
условий для раскрытия
Новый поход к управлению персоналом требует решения двух типов задач: первый изучение человека на предприятии, второй разработка программы действий, направленной на наилучшее удовлетворение потребностей отдельного сотрудника. Конечный результат такой деятельности должен проявиться в том, что каждый член коллектива предприятия в свою очередь станет лучше работать.
Технология управления
человеческими ресурсами дает
1) относительно хорошо
развита система адаптации к вн
2) имеются гибкие системы
организации работ (кружки
3) используются системы
оплаты, построенные на принципах
всестороннего учета
4) поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
5) применяется практика
делегирования полномочий
6) функционирует разветвленная си
Становление системного подхода в менеджменте обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента - управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц корпораций.
Отличие управление человеческими ресурсами от управления персоналом заключается в следующем:
1. В отличие от управления
персоналом управление
2. Появление стратегического
измерения у управления
3. Ответственность за
реализацию более активной
4. Происходит переориентации системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а, следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.
5. Если традиционно
менеджер по персоналу должен
был стремиться сэкономить на
издержках, связанных с
6. Если в управлении
персоналом все внимание
7. Новая система кадрового
менеджмента предполагает
В XXI веке можно отметить следующие изменения в сфере человеческих ресурсов предприятия:
- от узкой специализации и ограниченной ответственности за порученную работу - к широким профессиональным и должностным профилям;
- от секретного рассмотрения факторов успеха, вакантных рабочих мест и отбора специалистов - к открытому обсуждению уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их заполнения.
- от спланированного карьерного пути - к информированному и гибкому выбору траектории профессионального развития;
- от контроля за проблемами, с которыми сталкиваются работники, - к созданию возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
- от ответственности менеджеров за развитие персонала - к ответственности самих работников за собственное развитие;
- от избегания обратной связи с подчиненными - к ее активному поиску.
Сегодня в России при прогрессе рыночных отношений, возникновении конкуренции и росте неопределенности без продуманной кадровой стратегии не обойтись. Многое зависит от правильного понимания особенностей современных рыночных отношений в сфере труда. Предприятие обязано занимать активную позицию в изучении спроса и предложения квалифицированной рабочей силы, вести поиск новых кадров и одновременно приспосабливать собственные кадровые ресурсы к повышенным требованиям через механизмы обучения и динамичные организационные перестройки. При проведении политики оплаты труда во внимание принимается деятельность конкурентов, учитываются уровни оплаты труда в других компаниях. Работать приходится в новой атмосфере, для которой характерна жесткая конкуренция во всех ее проявлениях, в том числе в борьбе за качество и профессионализм рабочей силы. Условия деятельности любой фирмы все настойчивее диктуются рынком, а его конъюнктура предъявляет персоналу множество новых требований
В выполнении функций
руководства кадрами все
К стратегическим факторам успеха относятся, например:
1) приближенность к рынку через ориентацию на сферу деятельности и на запросы клиентов;
2) превосходное обслуживание с применением соответствующих технических средств;
3) высокое качество продукции;
4) использование достижений
научно-технического прогресса
5) чувство экономической ответственности и соблюдение экономического равновесия;
6) квалифицированный потенциал персонала и т.д.
Кадровый менеджмент становится основой для все более эффективного использования трудовых ресурсов предприятия - одного из важнейших источников процветания любой фирмы. Можно утверждать, что кадры - это не фактор и не ресурс перехода России к рынку, кадры - то пространство, где это должно произойти [2, c.15].
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.
1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца XIX - начала XX вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;
2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля за соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации;
3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия - обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.