Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:33, реферат
В условиях становления рыночной экономики в России особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Управление персоналом, являясь значимой составной системы управления, - имеет ключевое значение для успеха деятельности любого предприятия.
1. Человеческие ресурсы как ключ эффективности функционирования фирмы на современном этапе 2
2. Кадровый менеджмент как важнейший фактор выживания фирмы в условиях становления рыночных отношений в РФ
3. Цели управления персоналом. Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом 11
4. Организационная структура системы управления персоналом на предприятии 13
5. Комплекс предложений по повышению эффективности деятельности службы управления персоналом 16
Существенное отличие последней модели от двух предыдущих, традиционных, явное. Однако для отечественных кадровых служб, пока еще только овладевающих технологиями кадрового менеджмента, различие между традиционными методами управления персоналом и методологией управления человеческими ресурсами в известной степени носит умозрительный характер. Поэтому обратимся к анализу зарубежного опыта, чтобы рельефнее очертить достоинства и недостатки этих двух направлений кадрового менеджмента.
Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами нашло свое выражение в следующих основных тенденциях:
1) все последние годы
в развитых странах
2) повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров;
3) резко возросло внимание
к уровню профессиональной
4) в условиях растущей
конкуренции (в том числе и
за высококвалифицированные
Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест считает, что кадровая политика корпорации должна обеспечить:
1) организационную интеграцию - высшее
руководство организации и
2) высокий уровень
ответственности всех
3) функциональную - вариабельность
функциональных задач,
4) высокое качество
работы и ее результатов,
Целями системы управления персоналом предприятия являются [1, c.23]:
1) повышение
2) повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
3) обеспечение высокой
социальной эффективности
Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
1) обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
2) достижение обоснованного
соотношения между
3) полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
4) обеспечение условий
для высокопроизводительного
5) закрепление работника
на предприятии, формирование
стабильного коллектива как
6) обеспечение реализации
желаний, потребностей и
7) согласование производственной
и социальных задач (
8) повышение эффективности
управления персоналом, достижение
целей управления при
Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей, во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми.
Важными направлениями служб управления персоналом являются кадровое планирование, привлечение и отбор персонала, набор и увольнение, обучение и развитие, мотивацию и вознаграждение, организацию деятельности, оценку и аттестацию кадров.
Кадровое планирование
- организацию необходимым и достаточным кадровым составом;
- подбор работников, соответствующих потребностям бизнеса;
- необходимый уровень квалификации работников и развитие персонала;
- активное участие работников в деятельности организации.
Одной из основных задач кадрового планирования является определение потребности в персонале.
Под потребностью организации понимается необходимый количественный и качественный состав персонала, определяемый в соответствии с выбранной стратегией развития фирмы.
Привлечение и отбор персонала определяют качество персонала организации для успешного бизнеса и эффективности функционирования организации после реализации проекта реструктуризации. Под привлечением персонала подразумеваются разнообразные способы использования источников персонала (внешние и внутренние). Отбор персонала - процедура принятия решений по выбору соответствующих кандидатур на замещение определенных должностей. Привлечение и отбор персонала сопровождаются оценкой кандидатов.
Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Оценка при приеме - это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.
Управление компетенцией персонала - показатель, анализируемый и управляемый в рамках практически всех подсистем управления персоналом:
- кадрового планирования - определение качественной и количественной потребности организации в персонале;
- привлечения и отбора персонала - определение требований к компетенции кандидатов и отбор соответствующих работников;
- обучения и развития персонала - определение путей и способов повышения компетентности персонала;
- мотивации персонала - выработка путей мотивации и стимулирования потребностей работников по повышению компетентности;
- оценка и аттестация персонала - проведение эффективного анализа компетентности персонала в соответствии с требованиями бизнеса.
Организационная структура системы управления персоналом - совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Она отражает сложившееся разделение прав, полномочий, ролей и видов деятельности персонала, объединение их в рамках подразделений различных уровней управления, интеграцию этих подразделений в единое целое. Организационная структура системы управления персоналом является основой оргструктуры управления организации.
Подразделения - носители функций управления персоналом - могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.
В зарубежной практике выделяется
несколько вариантов
Вариант 1: кадровая служба структурно подчинена руководителю по администрированию. Основная посылка этого варианта состоит в сосредоточении всех центральных координирующих служб в одной функциональной подсистеме. Выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках его роли как штабного подразделения.
Вариант 2: служба управления персоналом в качестве штабного отдела структурно подчинена общему руководству организации. Преимуществом это варианта является близость ко всем сферам руководства организации. Наиболее целесообразна такая структура для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы. Однако при таком варианте следует исключить опасность множественной подчиненности противоречивым указаниям.
Вариант 3: кадровая служба в качестве штабного органа структурно подчинена высшему руководству. Данный вариант наиболее приемлем на начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается таким образом поднять статус и роль кадровой службы, хотя иерархический уровень заместителей руководителя еще не готов к восприятию отдела персонала как подразделения, равнозначного второму уровню управления.
Вариант 4: служба управления персоналом организационно включена в руководство организацией. Данный вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления.
Важным этапом в процессе построения оргструктуры является формирование связей между ее подсистемами. При этом должны четко фиксироваться: вид связи, ее содержание, периодичность, материальные носители. Можно выделить четыре вида структурной связи: линейное (непосредственное административное) подчинение; функциональное руководство (методическое обеспечение, консультирование смежного подразделения); соисполнительство (совместное выполнение работ); функциональное обслуживание (подготовка информации или иная работа смежного подразделения по обеспечению процесса принятия решения).
Выбор той или иной
организационной структуры
|
Рис.1. Состав управленческих служб
и специалистов при директоре
на примере молочного завода
Организационная структура управления персоналом должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем производственная система. Обычно влияние размера организации на структуру управления персоналом проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления кадрами.
Эффективность управления персоналом определяется через оценку прогрессивности самой системы управления, уровня технической оснащенности управленческого труда, квалификации работников, оперативности руководства и др. Выступая факторами повышения эффективности самого управления, они сказываются на результатах производственной и хозяйственной, деятельности предприятия.
Экономичность системы в общем виде может быть выражена удельными затратами на ее функционирование (на единицу продукции или на единицу затрат труда занятых на предприятии работников) [4, c.76].
Общий экономический эффект может быть рассчитан как сумма частных эффектов, полученных от:
- применения АРМ (или АСУ)"Кадры";
- реализации комплекса процессов управления;
- совершенствования отдельных подсистем, соответствующих функциям управления персоналом.
Внедрение АРМ "Кадры"
обусловливает появление
получения комплекса кадровой информации и более глубокого ее анализа;
сокращения численности административно-управленческих работников, занятых учетными работами;
принятия решений по кадровым вопросам на расчетной основе, что способствует повышению эффективности производства.
Эффективность управления персоналом может быть охарактеризована через оценку рациональности организационной структуры кадровой службы. Поскольку прямых показателей эффективности структуры нет, используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество иерархических уровней, размер структуры, количество отделов и "мостов" связи, профиль и однородность задач каждого отдела) и др.