СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
1 Правовой статус Банка
России и его организационная
структура………….5
2 Анализ практики предоставления
кредитов Банком России……………….13
2.1 Обеспеченные кредиты Банка
России…………………………………….13
2.2 Кредиты Банка России без
обеспечения…………………………………..23
3 Перспективы развития и совершенствования
кредитования Банком России…………………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……37
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….39
ВВЕДЕНИЕ
Центральный Банк
Российской Федерации является мощнейшим
центром кредитной системы нашей страны.
Его роль очень велика и в условиях нынешней
экономики она продолжает возрастать.
Достаточно сказать, что Банк России является
регулирующим центром в вопросах налично-денежного
оборота, список его функций и задач огромен,
однако наиболее важными задачами среди
всех прочих является обеспечение устойчивости
национальной валюты, снижение темпов
инфляции, а также разработка единой государственной
денежно-кредитной политики.
Банк России как один из главных субъектов
национальной экономики играет немаловажную
роль в процессе рефинансирования кредитных
организаций Российской Федерации. Современный
российский кредитный рынок, переживающий
процесс институционального формирования,
характеризующийся высокими рисками и
асимметричностью информации, не в полной
мере стимулирует производство и реализацию
кредитных продуктов инвестиционной направленности
из-за отсутствия долгосрочных банковских
ресурсов и нацелен на удовлетворение
краткосрочных текущих нужд банков-заемщиков.
Как кредитор в последней инстанции Центральный
Банк, осуществляет временное предоставление
ликвидности (наличности) кредитным организациям
в критической для них ситуации. Под критической
ситуацией при этом понимаются кризисы
ликвидности и банковские паники, при
которых у кредитных организаций возникает
чрезвычайная потребность в ликвидности
для удовлетворения массовых требований
своих клиентов. Потребность в кредиторе
последней инстанции у кредитных организаций
связана с тем, что в силу специфики деятельности
на их балансах находится существенный
объем пассивов «до востребования», которые
клиенты начинают массово изымать в кризисных
ситуациях. Традиционное отведение роли
кредитора последней инстанции именно
центральному банку объясняется его практически
неограниченной способностью (как эмитента
денег) предоставлять ликвидность кредитным
организациям во время кризиса.
Целью данной курсовой работы
является исследование предоставляемых
кредитов Банка России и их экономическое
значение. Объектом исследования в данной
курсовой работе становится кредит Банка
России. Задачи работы заключаются в том,
чтобы:
- определить правовой
статус Банка России и его
организационную структуру;
- проанализировать структуру
кредитов Банка России;
- раскрыть перспективы развития и совершенствования
кредитования Банком России
Теоретическую основу исследования
составили научные труды отечественных:
и зарубежных ученых, специалистов в области
кредитных отношений, посвященных сущности
и функциям кредита и кредитного рынка,
его функционированию в условиях рыночной
экономики.
Информационной базой исследования
явились статистические данные, публикуемые
Федеральной службой государственной
статистики, Банком России информационно-аналитические
материалы ряда коммерческих банков России,
аналитические обзоры международных и
отечественных информационных и рейтинговых
агентств, периодические материалы, посвященные
экономическим проблемам, законодательные
и нормативные акты Российской Федерации.
1 Правовой статус
Банка России и его организационная
структура
Статьей 75 Конституции Российской
Федерации установлен особый конституционно-правовой
статус Центрального банка Российской
Федерации, определено его исключительное
право на осуществление денежной эмиссии
(часть 1) и в качестве основной функции —
защита и обеспечение устойчивости рубля
(часть 2). Статус, цели деятельности, функции
и полномочия Банка России определяются
также Федеральным законом 10 июля 2002 года
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и другими федеральными
законами.1
В соответствии со статьей 3
Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
целями деятельности Банка России являются:
* защита и обеспечение устойчивости
рубля; развитие и укрепление банковской
системы Российской Федерации;
* обеспечение стабильности
и развитие национальной платежной системы;
развитие финансового рынка Российской
Федерации;
* обеспечение стабильности
финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового
статуса Банка России является принцип
независимости, который проявляется прежде
всего в том, что Банк России выступает
как особый публично-правовой институт,
обладающий исключительным правом денежной
эмиссии и организации денежного обращения.
Он не является органом государственной
власти, вместе с тем его полномочия по своей
правовой природе относятся к функциям
государственной власти, поскольку их реализация
предполагает применение мер государственного
принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные
Конституцией Российской Федерации и Федеральным
законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», Банк России
осуществляет независимо от федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления.
Независимость статуса Банка России отражена
в статье 75 Конституции Российской Федерации,
а также в статьях 1 и 2 Федерального закона
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)». Нормотворческие полномочия
Банка России предполагают его исключительное
право по изданию нормативных актов, обязательных
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических
и физических лиц, по вопросам, отнесенным
к его компетенции Федеральным законом
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» и другими федеральными
законами. Банк России в соответствии со
статьей 104 Конституции Российской Федерации
не обладает правом законодательной инициативы,
однако его участие в законодательном
процессе, помимо издания собственных
правовых актов, обеспечивается также
и тем, что проекты федеральных законов,
а также нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, касающиеся
выполнения Банком России своих функций,
должны направляться на заключение в Банк
России.
Банк России является юридическим
лицом. Уставный капитал и иное имущество
Банка России являются федеральной собственностью,
при этом Банк России наделен имущественной
и финансовой самостоятельностью. Полномочия
по владению, пользованию и распоряжению
имуществом Банка России, включая золотовалютные
резервы Банка России, осуществляются
самим Банком России в соответствии с целями
и в порядке, которые установлены Федеральным
законом «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение
обязательствами имущества Банка России
без его согласия не допускаются, если
иное не предусмотрено федеральным законом.
Финансовая независимость Банка России
выражается в том, что он осуществляет свои
расходы за счет собственных доходов. Банк
России вправе защищать интересы в судебном
порядке, в том числе в международных судах,
судах иностранных государств и третейских
судах.
Государство не отвечает по обязательствам
Банка России, так же, как и Банк России —
по обязательствам государства, если они
не приняли на себя такие обязательства
или если иное не предусмотрено федеральными
законами. Банк России не отвечает по обязательствам
кредитных организаций и не кредитных
финансовых организаций, за исключением
случаев, когда Банк России принимает
на себя такие обязательства, а кредитные
организации и не кредитные финансовые
организации не отвечают по обязательствам
Банка России, за исключением случаев,
когда кредитные организации и не кредитные
финансовые организации принимают на
себя такие обязательства. В своей деятельности
Банк России подотчетен Государственной
Думе Федерального Собрания Российской
Федерации (далее — Государственная Дума),
которая назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Банка России
(по представлению Президента Российской
Федерации) и членов Совета директоров
Банка России (по представлению Председателя
Банка России, согласованному с Президентом
Российской Федерации); направляет и отзывает
представителей Государственной Думы
в Национальном финансовом совете в рамках
своей квоты, а также рассматривает основные
направления единой государственной денежно-кредитной
политики и годовой отчет Банка России
и принимает по ним решения. На основании
предложения Национального финансового
совета Государственная Дума вправе принять
решение о проверке Счетной палатой Российской
Федерации финансово-хозяйственной деятельности
Банка России, его структурных подразделений
и учреждений. Кроме того, Государственная
Дума проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с участием
его представителей, а также заслушивает
доклады Председателя Банка России о деятельности
Банка России при представлении годового
отчета и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики.
В настоящее время Банк России
представляет собой единую централизованную
систему с вертикальной структурой управления,
которая включает:
1. Национальный банковский
совет;
2. Председатель Банка
России;
3.Совет директоров;
4.Центральный аппарат:
Рисунок 1 – организационная
структура Банка России
Кредиты
центральных банков - одна из форм рефинансирования
кредитных организаций с целью поддержания
ликвидности их баланса и стабилизации
финансового положения.
Под рефинансированием понимается
предоставление центральным банком коммерческим
банкам заимствований, когда они исчерпали
свои ресурсы и не имеют возможности пополнить
их из других источников (например, на
межбанковском кредитном рынке или рынке
ценных бумаг) на приемлемых для себя условиях.
Кредиты рефинансирования классифицируются
в зависимости от:
наличия и форм обеспечения
(учетные, ломбардные, без обеспечения);
методов предоставления (прямые
кредиты и кредиты, предоставляемые через
аукционы);
сроков предоставления (как
правило, краткосрочные и среднесрочные);
целевого характера (целевые,
расчетные)
Кредиты рефинансирования выдаются,
как правило, только устойчивым банкам,
испытывающим временные трудности с ликвидностью. Осуществляя рефинансирование банков,
Центральный банк выполняет как функцию
по реализации денежно-кредитной политики,
так и функцию кредитора последней инстанции
или банка банков. При этом при выдаче
кредитов в качестве кредитора последней
инстанции Центральный банк устанавливает
процентные ставки, которые могут носить,
по сути, штрафной характер и быть выше
рыночных.
Рассмотрим динамику ставки
рефинансирования. Сегодня ставка рефинансирования
является инструментом, с помощью которого
Банк России воздействует на процентные
ставки по депозитам юридических и физических
лиц и на процентные ставки по кредитам,
предоставляемым кредитными организациями.
В своей процентной политике, коммерческие
банки в значительной степени ориентируются
на ставку рефинансирования Центробанка,
при установлении процентов на свои кредитные
и депозитные продукты, предлагаемые населению.
Согласно Указанию Банка России от 13.09.2012
№ 2873-У "О размере ставки рефинансирования
Банка России" на сегодня составляет
8,25% годовых. Динамика изменения ставки
рефинансирования Банка России представлена
в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика ставки
рефинансирования Банка России.
Период действия |
% |
Нормативный
документ |
14 сентября 2012 г. - |
8,25 |
Указание Банка России от 13.09.2012
№ 2873-У |
26 декабря 2011 г. - 13 сентября
2012 г. |
8,00 |
Указание Банка России от 23.12.2011
№ 2758-У |
3 мая 2011 г. - 25 декабря 2011 г. |
8,25 |
Указание Банка России от 29.04.2011
№ 2618-У |
28 февраля 2011 г. - 2 мая 2011 г. |
8,00 |
Указание Банка России от 25.02.2011
№ 2583-У |
01 июня 2010 г. - 27 февраля 2011 г. |
7,75 |
Указание Банка России от 31.05.2010
№ 2450-У |
30 апреля 2010 г. - 31 мая 2010 г. |
8 |
Указание Банка России от 29.04.2010
№ 2439-У |
29 марта 2010 г. - 29 апреля 2010 г. |
8,25 |
Указание Банка России от 26.03.2010
№ 2415-У |
24 февраля 2010 г. – 28 марта 2010г. |
8,5 |
Указание Банка России от 19.02.2010
№ 2399-У |
28 декабря 2009 г. – 23 февраля
2010 г. |
8,75 |
Указание Банка России от 25.12.2009
№ 2369-У |
Действующая ставка рефинансирования
Банка России на июль - сентябрь 2014 г. осталась
равной - 8,25 %. Совет директоров Банка России,
состоявшийся 25 июля 2014 года оставил её
без изменения, но повысил ключевую ставку
до 8,00% годовых.2 Поскольку пока не целесообразно
изменять ставку рефинансирования. Так
сообщил Первый заместитель председателя
ЦБ РФ Алексей Симановский журналистам,
что пока не целесообразно изменять учетную
ставку и сближать ее со средневзвешенной
ставкой на денежном рынке. Представитель
ЦБ отметил: «Такие дискуссии между нашими
коллегами из монетарного блока и руководством
ЦБ ведутся давно. Неоднократно обсуждалось
предложение о том, чтобы в качестве ставки
рефинансирования рассматривать средневзвешенную
ставку по операциям Банка России, которая
сейчас примерно составляет 6,5%». «Дело
в том, что когда появляется какой-нибудь
официальный показатель, он обрастает
определенными административными нагрузками,
и ставка рефинансирования отражает не
столько отношения ЦБ с банками, сколько
является некоторым индикатором их отношений
с клиентами, заемщиками, а также клиентов
с государственными функциями», - пояснил
Алексей Симановский. При этом, по словам
замглавы ЦБ РФ, изменение ставки рефинансирования
может влиять на налоговую нагрузку как
кредитных учреждений, так и клиентов
- физических и юридических лиц, что влечет
за собой нежелательные внешние шоки,
передает РБК. Обычно под ставкой рефинансирования
подразумевают размер процента кредитования
на одну ночь («овернайт», предоставляется
кредитной организации в конце дня в сумме
непогашенного внутридневного кредита),
размер которой наибольший по сравнению
с установленными значениями кредитования
на другие сроки.
За счет изменения ставки рефинансирования
Центробанки по всему миру пытаются повлиять
на состояние местных экономик. Снижение
ставки делает для банков получение кредитов
более доступным, благодаря чему позволяет
подстегнуть кредитование конечных потребителей
и, как следствие, рост ВВП. Увеличение
ставки делает кредиты менее доступными,
но позволяет бороться с инфляцией.