Перспективы развития и совершенствования кредитования Банком России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 14:43, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является исследование предоставляемых кредитов Банка России и их экономическое значение. Объектом исследования в данной курсовой работе становится кредит Банка России. Задачи работы заключаются в том, чтобы: - определить правовой статус Банка России и его организационную структуру; - проанализировать структуру кредитов Банка России; - раскрыть перспективы развития и совершенствования кредитования Банком России
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3 1 Правовой статус Банка России и его организационная структура………….5 2 Анализ практики предоставления кредитов Банком России……………….13 2.1 Обеспеченные кредиты Банка России…………………………………….13 2.2 Кредиты Банка России без обеспечения…………………………………..23 3 Перспективы развития и совершенствования кредитования Банком России…………………………………………………………………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................35 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……
Использование нерыночных активов
в качестве обеспечения кредитов Банка
России создает дополнительные возможности
для кредитных организаций по получению
ликвидности при приемлемом уровне рисков
Банка России как кредитора.
Основными критериями для активов,
принимаемых в обеспечение по Положению
Банка России от 12 ноября 2007г. №312-П, являются:
1) соответствие законодательству
РФ (для векселей также -стандартам
АУВЕР);
2) срок погашения - не ранее
чем через 60 дней после предполагаемого
дня погашения кредита Банка
России;
3) отсутствие обременения,
что должно подтверждаться кредитной
организацией;
4) отнесение к I или II категории
качества в соответствии с
Положением Банка России от 26
марта 2004г. №254-П;
5) номинированы в рублях,
USD, евро или фунтах стерлингов.
Организация, обязанная по активам,
должна отвечать следующим требованиям:
1) доля взаимного участия
организации и банка-заемщика (потенциального
заемщика) в уставном капитале - не
более 20%;
2) является резидентом
РФ;
3) включена в Перечень,
установленный Банком России, или
зарегистрирована в организационно-правовой
форме АО, ГУП или ООО, может
иметь статус малого предприятия
при условии отнесения векселя
(кредита) к I категории качества;
4) период деятельности
— не менее 3 лет с даты государственной
регистрации или с даты реорганизации
5) бухгалтерская отчетность
и другая информация соответствуют
требованиям отдельных нормативных
актов Банка России (это требование
не применяется для активов I категории
качества).
При предоставлении кредитов
Банка России, обеспеченных поручительствами,
заключается Соглашение об обеспечении
кредитов Банка России поручительствами,
а также заключаются договоры поручительства
(под каждое заявление на предоставление
кредитов Банка России, обеспеченных активами).
Исходя из всего выше сказанного,
следует отметить, что фактически действующая
система рефинансирования устроена таким
образом, что доступ к ней имеет весьма
ограниченное число банков, что ведет
к сегментированности рынка. Существенное
расширение списка активов и снижение
требований к обеспечению кредитов может
обеспечить равноправный доступ к инструментам
Банка России и увеличение количества
участников операций рефинансирования.
2.1 Кредиты Банка России без
обеспечения
Кредиты без обеспечения (или
без залоговые кредиты) являются инструментом
предоставления ликвидности, позволяющим
кредитным организациям получать средства
от центрального банка без внесения залога
или предоставления какого-либо обеспечения.
Применение подобного инструмента сопряжено
с повышенными рисками для центрального
банка и, как правило, не используется в странах
с развитыми финансовыми рынками. В странах
с развивающимися рынками его использование
в определенных условиях может быть оправдано,
так как кредитные организации могут не иметь
достаточного количества активов для
использования их в качестве обеспечения
для получения обеспеченных кредитов.
В связи с высокими рисками для центрального
банка кредиты без обеспечения, в отличие
от обеспеченных кредитов, обычно предоставляются
по более высокой процентной ставке, на более
короткие сроки и более узкому кругу наиболее
надежных заемщиков.
В России механизм предоставления
кредитным организациям кредитов без
обеспечения был введён в действие осенью
2008 года в острой фазе финансового кризиса.
В этот период в условиях резкого снижения
пассивов кредитных организаций в рублях,
в том числе обусловленного изъятием средств
со счетов субъектами нефинансового сектора
экономики, сформировался острый дефицит
ликвидности банковского сектора, в то время
как на российских фондовых рынках произошло
резкое падение индексов, приведшее к
существенному сжатию залоговой базы
по операциям предоставления ликвидности
Банка России. Возможность предоставления
Банком России кредитов без обеспечения
была установлена Федеральным законом
от 13 октября 2008 года № 171-ФЗ «О внесении изменений
в статью 46 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)».
Предоставление кредитов без
обеспечения являлось одним из основных
антикризисных инструментов Банка России
в период с конца 2008 года по 2010 год и в сочетании
с другими предпринятыми мерами способствовало
преодолению системного дефицита ликвидности
банковского сектора и сохранению устойчивости
банковской системы в целом. С 1 января 2011
года предоставление кредитов без обеспечения
было приостановлено на основании решения Совета директоров
Банка России от 30 июня 2010 года ввиду нормализации ситуации
с ликвидностью банковского сектора. Однако
в случае необходимости Банк России имеет
возможность возобновить практику проведения
данных операций. Предоставление банкам
кредитов без обеспечения осуществляется
в соответствии со ст. 46 Федерального закона
№ 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России) и Положением Банка России от 16 октября
2008 года № 323-П «О предоставлении Банком
России российским кредитным организациям
кредитов без обеспечения», регламентирующим условия
и порядок проведения указанных операций.
Минимальные значения ставок по кредитам
без обеспечения на соответствующие сроки
устанавливаются Советом директоров Банка
России в ходе принятия решения о процентных
ставках по операциям Банка России. Банк
России имеет возможность предоставлять
кредиты без обеспечения кредитным организациям,
имеющим рейтинг кредитоспособности не ниже
установленного уровня, на срок не более
1 года. Максимальные сроки предоставления
кредитов без обеспечения для каждой кредитной
организации зависят от уровня ее кредитного
рейтинга, присвоенного международными
(S&P, Fitch Ratings, Moody’s) и (или) национальными
рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт
РА, НРА, AK&M).
Перечень рейтинговых агентств,
рейтинги которых применяются для определения
кредитоспособности кредитных организаций,
минимальные уровни рейтингов и дополнительные
требования к получателям кредитов определяются
Советом директоров Банка России.
Для того чтобы иметь возможность
доступа к кредитам без обеспечения, кредитная
организация, обладающая рейтингом кредитоспособности
не ниже необходимого уровня, должна заключить
с Банком России генеральное соглашение (Приложение
к Положению Банка России № 323-П ). Для каждой организации, заключившей
генеральное соглашение, устанавливается
и доводится до ее сведения доступный ей лимит
по кредитному риску. Лимит по кредитному
риску — это максимально допустимая совокупная
сумма денежных средств, в пределах которой
Банк России может предоставлять средства
кредитной организации в рамках кредитования
без обеспечения. Данный показатель определяется
исходя из размера собственного капитала
кредитной организации, ее рейтинга и иных
факторов. Кроме того, как и для других
инструментов предоставления ликвидности,
для получения кредитов без обеспечения
кредитная организация не должна иметь
просроченных обязательств перед Банком
России.
В 2008–2009 годах в целях поддержки
банковского сектора российской экономики
были приняты решения, направленные на
расширение потенциала использования
инструмента, в частности, введена в действие
практика использования рейтингов кредитоспособности
национальных рейтинговых агентств, произведено
увеличение лимитов по кредитному риску,
а также был увеличен максимально возможный
срок предоставления кредитов без обеспечения
до одного года. При этом для противодействия
использованию привлечённых банками средств
в целях реализации спекулятивных стратегий
на внутреннем валютном рынке в период
ослабления рубля Банк России использовал
количественные ограничения на объём предоставления
ликвидности банковскому сектору, а также
направил кредитным организациям рекомендации
поддерживать стабильный уровень иностранных
активов и чистых балансовых позиций по иностранным
валютам. Выполнение указанных рекомендаций
учитывалось Банком России при установлении
лимитов для кредитных организаций на привлечение
без залоговых кредитов (рекомендации
действовали с конца 2008 года до начала третьего
квартала 2009 года).
Предоставление кредитов без
обеспечения в период действия данного
инструмента осуществлялось в рамках кредитных
аукционов, приводящихся Банком России
с использованием биржевой инфраструктуры.
Кредитные аукционы проводились Банком
России в форме процентных конкурсов заявок
от кредитных организаций. Параметры кредитных
аукционов (дата проведения, срок предоставления
средств, максимальный объём предоставляемых
средств, минимальная ставка, указываемая
в заявке, и другие) раскрывались Банком
России в форме пресс-релизов на сайте Банка
России. При определении параметров проведения
кредитных аукционов Банком России принимались
во внимание оценка текущей ситуации на денежном
рынке, тенденции в динамике факторов формирования
ликвидности банковского сектора, данные
об объёме погашений в расчётную дату в
разрезе сроков и групп банков по кредитному
риску, а также другая релевантная информация.
Предоставление средств на кредитных аукционах
осуществлялось на стандартные сроки 5 недель,
3 месяца, 6 месяцев, 1 год. В соответствии
со сложившейся практикой, кредитные аукционы
на срок более 5 недель проводились, как
правило, по понедельникам, на срок 5 недель —
по вторникам. Расчёты по итогам кредитных
аукционов осуществлялись в среду на условиях
взаимозачёта встречных требований.
В ходе аукциона Банком России
принимались как конкурентные (с указанием
размера процентной ставки) так и неконкурентные
(без указания ставки) заявки, которые
удовлетворялись в приоритетном порядке
по сложившейся на аукционе средневзвешенной
процентной ставке. Возможность использования
неконкурентных заявок была введена Банком
России с 15 июня 2009 года, при этом максимальный
объем неконкурентной заявки устанавливался
Банком России для каждой кредитной организации.
На основе подлежащих удовлетворению заявок
по результатам аукциона происходило заключение
соответствующих кредитных договоров
между Банком России и кредитной организацией.
При этом в отличие от других инструментов
Банка России (в частности, операций прямого
РЕПО), предусматривалась возможность
досрочного погашения банком полученного
кредита без обеспечения. Данная возможность
достаточно широко использовалась кредитными
организациями, привлекшими кредиты без
обеспечения на относительно длительные
сроки, в период снижения напряжённости
на российском денежном рынке.
Статистика по результатам состоявшихся
кредитных аукционов, и информация о задолженности
кредитных организаций перед Банком России
по данному инструменту доступна в разделе
Статистика, Инструменты денежно-кредитной
политики, подраздел «Операции по предоставлению
кредитов без обеспечения». С середины 2009 года по мере снижения
напряжённости на российском денежном
рынке и уменьшения рисков устойчивости
банковского сектора, действия Банка России
были направлены на постепенное сокращение
масштабов использования механизма кредитования
без обеспечения, введенного в качестве
антикризисного инструмента, и переориентацию
кредитных организаций на традиционные
инструменты денежно-кредитной политики.
В частности, с мая 2009 года был принят ряд
последовательных решений по снижению
лимитов по кредитному риску на банки и повышению
минимальных пороговых уровней рейтингов
кредитоспособности, присваиваемых национальными
рейтинговыми агентствами. Кроме того,
в целях стимулирования использования
кредитными организациями кредитов без
обеспечения с августа 2009 года не производилось
снижение минимальных ставок на кредитных
аукционах. Всего за период предоставления
кредитов без обеспечения данный инструмент
предоставления ликвидности использовался
192 кредитными организациями, при этом
проблемы со своевременным исполнением
обязательств по предоставленным кредитам
возникали у четырех банков. По состоянию
на конец 2010 года, к моменту приостановления
использования Банком России указанного
инструмента, задолженность по реструктурированным
кредитам, первоначально предоставленным
как кредиты без обеспечения, составила
46,4 млрд. рублей.
С 3 мая 2011 года Банк России приостановил
заключение с кредитными организациями
генеральных соглашений о предоставлении
кредитов без обеспечения.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ
БАНКОМ РОССИИ
Целью Банка России является
создание в течение ближайших лет единого
механизма рефинансирования (кредитования)
Банком России кредитных организаций
и обеспечение любой финансово стабильной
кредитной организации возможности получать
внутридневные кредиты, кредиты овернайт
и кредиты на срок до 1 года под любой вид
обеспечения, входящий в единый пул обеспечения".
Предполагается, что в рамках указанного
единого механизма рефинансирования банки
- потенциальные заемщики будут заключать
с Банком России "рамочные" соглашения,
содержащие общие условия кредитования,
и предварительно предоставлять в Банк
России (блокировать) имущество в целях
дальнейшего получения кредитов Банка
России под залог (блокировку) указанного
имущества. Предполагается, что в "единый
пул обеспечения" будут входить такие
активы, как векселя, права требования
по кредитным договорам, ценные бумаги,
входящие в Ломбардный список Банка России,
а также, возможно, иные виды имущества.
В рамках работы по созданию единого пула
обеспечения" возможно также изменение
требований Банка России к имуществу,
принимаемому в обеспечение кредитов
Банка России.
Цели формирования «Единого
пула обеспечения»
1) Унификация процедуры
предоставления кредитов Банка
России, предоставляемых в рамках
Положений Банка России от 04. 08.
2003 № 236-П. №312-П, от 30. 11. 2010
2) Обеспечение максимальной
доступности кредитов Банка России
всем финансово устойчивым кредитным
организациям.
3) Использование более
рационального механизма отбора
предметов залога по кредитам
Банка России.
4) Снижение частоты трудоемкой
процедуры переформирования обеспечения
по кредитам Банка России при
изменении стоимости отдельных
активов, находящихся в залоге
по кредиту Банка России.
5) Обеспечение большей
юридической защиты кредитных
сделок для Банка России: заявления
(заявки) на получение кредитов
Банка России можно будет рассматривать
как полноценную оферту на
заключение договоров о залоге.