Перспективы развития МЭС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и форм международных экономических связей России.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
на основе статистических данных определить роль России в мировом экономическом пространстве;
проанализировать современные экономические отношения в глобальном аспекте;
рассмотреть тенденции развития международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие международных экономических связей…………………….…..…5
1.1 Сущность и значение МЭС………………………………………...5
1.2 Формы МЭС………………………………………………………..6
1.3 Регулирование МЭС……………………………………………..…9
Международные экономические связи России…………………………..…11
2.1 Взаимозависимость социально - экономического состояния России и ее внешнеэкономических связей…………………….…..…11
2.2 Международные экономические интеграции России……………14
2.3 Конкурентоспособность России в мировой экономике……….…19
3 Перспективы развития МЭС России…………………………………….….23
Заключение……………………………………………………………….…..…28
Библиографический список……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КР по макроэкономике..docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

Все сказанное выше принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭС, их особенности [8, с.56].

 

 

1.3 Регулирование  МЭС

 

Межгосударственное регулирование международных связей – это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей. Главной задачей межгосударственного регулирования МЭС является разработка условий международного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.

Объектами межгосударственного регулирования выступают различные формы МЭС. Субъектами межгосударственного регулирования являются национальные государственные органы, международные межправительственные организации. Международные экономические организации играют особую роль в регулировании международных экономических отношений, так как обладают наднациональными полномочиями, т.е. совокупностью структурных, функциональных и процедурных особенностей, определяющих их приоритетный характер по отношению к государствам – членам[15, c.9].

Межгосударственное регулирование МЭС осуществляется в рамках различных международных соглашений (двусторонних, многосторонних, международных), конференций, союзов, ассоциаций, переговоров, встреч на правительственном уровне, форумов и дипломатии. Инструментами межгосударственного регулирования МЭС являются:

    • торговые договоры,
    • соглашения об экономическом техническом сотрудничестве,
    • соглашения о финансовой помощи,
    • конвенции,
    • резолюции,
    • руководства и типовые контракты.

Необходимость межгосударственного регулирования МЭС, создание специальных наднациональных органов регулирования предопределено следующими процессами:

    • рост производства и развитие коммуникаций в международном масштабе (как результат, с середины 19 века было создано более 500 международных организаций, среди которых Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Всемирная организация интеллектуальной собственности и т.д.);
    • углубление МРТ, международной специализации и кооперирования производства; интенсивное развитие всех форм МЭО;
    • процессы региональной экономической интеграции;
    • обострение глобальных проблем современности (проблемы окружающей среды, борьба с эпидемиями, с международным терроризмом и распространением наркотиков и т.д.).

 Особенно необходим  международный контроль за безопасностью, включая мирное использование ядерной энергии и выполнение соглашений о разоружении; обострение проблем международного долгового кризиса; изменения в странах «третьего мира». Решение проблем развивающихся стран потребовало функционирования системы наднациональных органов регулирования[12, c.375].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо уделять значительное внимание вопросам совершенствования организации международного торгового обмена, работе по унификации торговых документов, улучшению практики арбитража, процедур, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых сделок.  
          Так же, характерной чертой многостороннего регулирования на современном этапе является участие в нем не только крупных, но и малых промышленно развитых стран, а также большинства развивающихся стран. Это приводит к тому, что формы и методы многостороннего регулирования становятся более гибкими, отражающими интересы все большего числа участников мирохозяйственных связей[12, c.379].

 

 

2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СВЯЗИ РОССИИ

 

2.1 Взаимозависимость  социально-экономического состояния  России и ее внешнеэкономических связей

 

Внешнеэкономические связи России в настоящее время включают следующие формы и структуры: внешнюю торговлю, совместные предприятия за рубежом; иностранные предприятия на территории России; международные объединения и организации; подрядное сотрудничество; лизинг; сотрудничество на компенсационной основе; сотрудничество на условиях разделения продукции между участвующими сторонами; переработку давальческого сырья; привлечение иностранной рабочей силы; производственное кооперирование; научно-техническое сотрудничество; торговлю лицензиями и технологией; прибрежную и приграничную торговлю; торговлю строительными услугами; торговлю транспортными услугами; сотрудничество в банковской сфере; иностранный туризм сотрудничество в свободных экономических зонах; прочие формы международного экономического сотрудничества (биржи, торговые дома, ассоциации и др.) [11, с.85].

РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, будучи открытой для зарубежных субъектов. Ее внешнеторговая доля превосходит 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (для сравнения этот показатель в 1990 г. — 18%, то есть можно сделать вывод, что ВВП Росии начинает стабилизироваться и принимает положительный характер). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

По ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты — 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения — 72%, черные металлы, медь — 72—80%, целлюлоза — 85%, алюминий — 90%. Ряд отраслей почти полностью работает на внешний рынок.

Согласно таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2008 г. составил 552,2 млрд долл. и увеличился по сравнению с 2007 г. в стоимостном выражении на 25,8% ( в январе — декабре 2007 г. против января — декабря 2006 г. — рост на 29,1%), в том числе со странами дальнего зарубежья — 469,8 млрд долл. (рост на 25,5%), странами СНГ — 82,4 млрд долл. (рост на 27,4%)[10, c. 485].

Огромную значимость представляет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35—37% спроса на продовольственные товары, в том числе на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло. Практически целиком за счет импорта удовлетворяется спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах.

В общем объеме товарооборота в 2008 г. на долю экспорта приходилось 63,8%, импорта — 36,2%.

Основными торговыми партнерами в обороте России являлись: Германия — 9,6% (2007 г. — 9,8%), Нидерланды — 8,4 (8,8), Италия — 16,5 (7,0), Украина — 5,4 (5,5), Китай — 7,3 (6,5), Белоруссия — 4,7 (4,5), Турция — 4,1 (3,9), Швейцария — 4,0 (4,0), Польша — 3,2, Япония - 3,6 (2,8), Казахстан - 3,0 (2,9) и Великобритания — 3,0 (3,2).

Более активно в 2008 г. формировалась торговля со странами АТЭС. Внешнеторговый оборот с этой группой стран составил 106,0 млрд долл., (в 2007 г. — 74,9 млрд) и увеличился в 2008 г. на 41,5%. Опережающими темпами здесь увеличилась торговля с Чили (на 69,1%), Малайзией (67,8), Вьетнамом (67,1), Японией (64,1), Перу (63,6), Мексикой (60,9), Таиландом (47,3) и Филлипинами (44,5%).

Торговля со странами ЕС увеличилась на 19,1% и составила 284 млрд долл. Внешнеторговый оборот со странами — членами СНГ составил 82,4 млрд долл. (прирост на 27,4%), со странами ЕврАзЭС — 47,8 млрд (прирост на 31,3%)[10, c.487].

В 2008 г. сохранился большой уровень концентрации внешнеторгового оборота на нескольких регионах, главным образом в мегаполисах и сырьевых регионах. Так, на Москву, Санкт-Петербург и Тюменскую область приходилось 54,6% всего объема экспорта России. Москва и Санкт-Петербург с областями доминировали в импорте РФ, их доля составляет сегодня более 64% (см. Табл. 2.1).

Таблица 2.1 – Десять крупнейших экспортеров и импортеров среди регионов России в январе – сентябре 2008 г.

 

Место

Экспорт

% к

итогу

Импорт

% к

итогу

1

Москва

36,5

Москва

43,1

2

Тюменская область

12,8

Санкт- Петербург

10,5

3

Санкт-Петербург

5,3

Московская область

7,2

4

Республика Татарстан

4,1

Калининградская область

4,1

5

Красноярский край

3,9

Ленинградская область

3,4

6

Свердловская область

2,9

Ростовская область

2,6

7

Ленинградская область

2,1

Белгородская область

2,3

8

Кемеровская область

2,1

Приморский край

2,2

9

Челябинская область

2,1

Краснодарский край

1,5

10

Республика Башкортостан

2,0

Челябинская область

1,5




 

 

Основными торговыми партнерами России в экспорте являлись Нидерланды  — 12,1% (2008 г. - 11,9%), Германия — 7,5 (8,1), Италия — 7,8 (8,3), Украина — 4,6 (5,0), Китай — 4,5 (5,2), Турция —  5,25 (4,7), Белоруссия — 4,9 (4,3), Великобритания — 3,1 (3,5), Польша — 3,8 (3,8), Финляндия — 3,0% (3,1).

Основными торговыми партнерами России в импорте являлись Германия  — 13,3% (2008 г. — 13,4%), Украина — 6,7 (6,7), Китай — 12,2 (9,4), Белоруссия — 4,4 (5,0), Япония  — 6,4 (5,7), США  — 4,7 (4,6), Италия — 4,3 (4,2), Республика Корея — 4,4 (4,9), Франция — 3,9 (4,3), Великобритания — 2,8 (2,7). На их долю приходилось 63,1% стоимостного объема импорта[10, c.490].

Повышению импортных объемов содействовало развитие внутреннего спроса, если реальная заработная плата одного работника в 2008 г. против уровня 2007 г. повысилась на 16,2%, а оборот розничной торговли — на 15,2%.

Анализ факторов роста внешней торговли России показал, что в экспортной деятельности весь прирост стоимостного объема экспорта получен в 2008 г. на 73,3% (37,6 млрд долл.) за счет роста цен и 26,7% (13,7 млрд) за счет увеличения физического объема экспорта.

В импортной деятельности в 2008 г. 74,7% прироста стоимостного объема ввоза получено за счет увеличения физических объемов закупленных за рубежом товаров и 25,3% (15,7 млрд долл.) за счет роста цен[10, c.491].

 

 

2.2 Международные экономические интеграции России

 

Особое место в системе внешнеэкономических связей Российской Федерации занимают страны Содружества Независимых государств (СНГ), провозглашенного в декабре 1991 г. в результате развала Советского Союза. В него вошли 13 бывших союзных республик.

Распад единого экономического пространства сузил хозяйственные возможности всех бывших союзных республик, производство упало на 30—50% почти в абсолютно всех образованных странах. Каждое из них в связи с разрывом кооперационных связей, по оценкам, недополучало ежегодно 40% своего ВВП.

За время существования СНГ главы государств и правительств подписали более 1300 документов по широкому кругу вопросов торгового, финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера.

Торговые и другие экономические связи в рамках СНГ осуществляются исключительно на двухсторонней основе, и условия сотрудничества каждой пары существенно разнятся. Поэтому показатели, свидетельствующие об экономическом сотрудничестве в СНГ, отстают от показателей целого ряда других экономических группировок. В СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет около 30%, а в Меркосур, НАФТА — около 50%, в ЕС — свыше 60%. Взаимный товарооборот среди стран СНГ сократился, снизилась сбалансированность внешней торговли.

Активным направлением нашей внешнеэкономической деятельности остаётся формирование европейского партнёрства.  Настоящим прорывом нашей внешнеэкономической политики стал приём России в члены АТЭС. Это пример практической реализации тезиса об уникальной роли России как Евроазиатской державы.

Российско – китайские связи уверенно развиваются в русле стратегического доверительного партнёрства, направленного в XXI век. Масштабные размеры приобретает и торгово – экономического сотрудничество с Японией. При этом особо привлекательным выглядит перспектива экономического сотрудничества Китая, Японии и России на территории Сибири. Здесь решено реализовать ряд различных проектов в газовой и нефтяной промышленности, в атомной энергетике, производстве и модернизации энергетического оборудования.

Крайне важное значение приобретает сегодня сотрудничество с такими организациями, как ВТО, которая регулирует мировые торговые потоки, и МВФ.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях нарастания глобализационных процессов становится центральной проблемой экономической политики государства.

Для нашей страны чрезвычайно важно было стать членом ВТО, поскольку в этом случае она получила возможность равноправного участия во внешнеторговых отношениях. Заявку на вступление в ГАТТ Россия направила еще в июне 1993 г.

Главная задача России в процессе вступления в ВТО - выработка таких условий присоединения, которые при разумном учете запросов партнеров по переговорам исключали бы любое ущемление прав Российской Федерации в сфере международной торговли и обеспечивали реальное улучшение доступа на мировые рынки российских товаров и услуг.

 Участие России в  ВТО должно быть направлено  на создание более благоприятных  условий для внешнеэкономической  деятельности российских компаний. Это помогло бы увеличить доходы  России от внешней торговли  и снизило бы зависимость от  иностранной помощи.

Присоединившись к ВТО, Россия интегрируется в это общее правовое пространство. Одним из результатов участия России в ВТО станет создание на российском рынке правового пространства, привычного для иностранных контрагентов. Перевод положений российской нормативной базы на основу правил ВТО снимет многие из предъявляемых России претензий, ускорит развитие в стране цивилизованных рыночных отношений.

Вступив в ВТО, Россия получила возможность использовать дополнительные инструменты улаживания конфликтов для защиты своих внешнеторговых интересов, преодоления одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер.

Использование нашей страной механизмов ВТО сможет помочь в преодолении искусственных препятствий в торговле российскими товарами и услугами.

Присоединение России к договоренностям и соглашениям ВТО способствует укреплению стабильности и предсказуемости ее внешнеторгового режима.

Вместе с тем существуют и негативные моменты присоединения, таящие в себе угрозу экономической безопасности России. Каждая страна заключает с ВТО собственное соглашение. И здесь нужно действовать осмотрительно, чтобы обозначить те позиции, которые учитывают интересы российской экономики.

Информация о работе Перспективы развития МЭС России