Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:16, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой работы является изучение структуры и форм международных экономических связей России. Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач: на основе статистических данных определить роль России в мировом экономическом пространстве; проанализировать современные экономические отношения в глобальном аспекте; рассмотреть тенденции развития международных экономических отношений.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………3 Понятие международных экономических связей…………………….…..…5 1.1 Сущность и значение МЭС………………………………………...5 1.2 Формы МЭС………………………………………………………..6 1.3 Регулирование МЭС……………………………………………..…9 Международные экономические связи России…………………………..…11 2.1 Взаимозависимость социально - экономического состояния России и ее внешнеэкономических связей…………………….…..…11 2.2 Международные экономические интеграции России……………14 2.3 Конкурентоспособность России в мировой экономике……….…19 3 Перспективы развития МЭС России…………………………………….….23 Заключение……………………………………………………………….…..…28 Библиографический список……………………………………………………30
Все сказанное выше принципиально
характеризует содержание и поле действия
современных МЭС, их особенности [8, с.56].
1.3 Регулирование
МЭС
Межгосударственное регулирование
международных связей – это совокупность
добровольно принимаемых на себя различными
странами обязательств и общих правил
действия в сфере мирохозяйственных связей.
Главной задачей межгосударственного
регулирования МЭС является разработка
условий международного сотрудничества,
правовых норм, на основании которых страны
строят свои взаимоотношения и предоставляют
друг другу определенные льготы в сфере
экономического сотрудничества.
Объектами межгосударственного
регулирования выступают различные формы
МЭС. Субъектами межгосударственного
регулирования являются национальные
государственные органы, международные
межправительственные организации. Международные
экономические организации играют особую
роль в регулировании международных экономических
отношений, так как обладают наднациональными
полномочиями, т.е. совокупностью структурных,
функциональных и процедурных особенностей,
определяющих их приоритетный характер
по отношению к государствам – членам[15,
c.9].
Межгосударственное регулирование
МЭС осуществляется в рамках различных
международных соглашений (двусторонних,
многосторонних, международных), конференций,
союзов, ассоциаций, переговоров, встреч
на правительственном уровне, форумов
и дипломатии. Инструментами межгосударственного
регулирования МЭС являются:
торговые договоры,
соглашения об экономическом
техническом сотрудничестве,
соглашения о финансовой помощи,
конвенции,
резолюции,
руководства и типовые контракты.
Необходимость межгосударственного
регулирования МЭС, создание специальных
наднациональных органов регулирования
предопределено следующими процессами:
рост производства и развитие
коммуникаций в международном масштабе
(как результат, с середины 19 века было
создано более 500 международных организаций,
среди которых Всемирный почтовый союз, Международный
союз электросвязи, Всемирная организация
интеллектуальной собственности и т.д.);
углубление МРТ, международной
специализации и кооперирования производства;
интенсивное развитие всех форм МЭО;
процессы региональной экономической
интеграции;
обострение глобальных проблем
современности (проблемы окружающей среды,
борьба с эпидемиями, с международным
терроризмом и распространением наркотиков
и т.д.).
Особенно необходим
международный контроль за безопасностью,
включая мирное использование ядерной
энергии и выполнение соглашений о разоружении;
обострение проблем международного долгового
кризиса; изменения в странах «третьего
мира». Решение проблем развивающихся
стран потребовало функционирования системы
наднациональных органов регулирования[12,
c.375].
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что необходимо уделять значительное
внимание вопросам совершенствования
организации международного торгового
обмена, работе по унификации торговых
документов, улучшению практики арбитража,
процедур, связанных с заключением и исполнением
внешнеторговых сделок.
Так же,
характерной чертой многостороннего регулирования
на современном этапе является участие
в нем не только крупных, но и малых промышленно
развитых стран, а также большинства развивающихся
стран. Это приводит к тому, что формы и
методы многостороннего регулирования
становятся более гибкими, отражающими
интересы все большего числа участников
мирохозяйственных связей[12, c.379].
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
СВЯЗИ РОССИИ
2.1 Взаимозависимость
социально-экономического состояния
России и ее внешнеэкономических связей
Внешнеэкономические
связи России в настоящее время включают
следующие формы и структуры: внешнюю
торговлю, совместные предприятия за рубежом;
иностранные предприятия на территории
России; международные объединения и организации;
подрядное сотрудничество; лизинг; сотрудничество
на компенсационной основе; сотрудничество
на условиях разделения продукции между
участвующими сторонами; переработку
давальческого сырья; привлечение иностранной
рабочей силы; производственное кооперирование;
научно-техническое сотрудничество; торговлю
лицензиями и технологией; прибрежную
и приграничную торговлю; торговлю строительными
услугами; торговлю транспортными услугами;
сотрудничество в банковской сфере; иностранный
туризм сотрудничество в свободных экономических
зонах; прочие формы международного экономического
сотрудничества (биржи, торговые дома, ассоциации и др.) [11, с.85].
РФ выступает во всех видах
внешнеэкономических связей, будучи открытой
для зарубежных субъектов. Ее внешнеторговая
доля превосходит 44% ВВП, при этом на экспорт
идет свыше 24% ВВП (для сравнения этот показатель
в 1990 г. — 18%, то есть можно сделать вывод,
что ВВП Росии начинает стабилизироваться
и принимает положительный характер).
Это примерно соответствует показателям
развитых стран.
По ряду экспортных поставок
экспортная квота достигает высокого
уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты
— 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения
— 72%, черные металлы, медь — 72—80%, целлюлоза
— 85%, алюминий — 90%. Ряд отраслей почти
полностью работает на внешний рынок.
Согласно таможенной
статистики, внешнеторговый оборот России
в 2008 г. составил 552,2 млрд долл. и увеличился
по сравнению с 2007 г. в стоимостном выражении
на 25,8% ( в январе — декабре 2007 г. против
января — декабря 2006 г. — рост на 29,1%), в том числе со странами
дальнего зарубежья — 469,8 млрд долл. (рост
на 25,5%), странами СНГ — 82,4 млрд долл. (рост на 27,4%)[10, c. 485].
Огромную значимость представляет
импорт во внутреннем спросе страны. За
счет импорта обеспечивается 35—37% спроса
на продовольственные товары, в том числе
на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло.
Практически целиком за счет импорта удовлетворяется
спрос в аудиовизуальной технике, бытовых
электроприборах.
В общем объеме товарооборота
в 2008 г. на долю экспорта приходилось 63,8%, импорта — 36,2%.
Основными торговыми
партнерами в обороте России являлись:
Германия — 9,6% (2007 г. — 9,8%), Нидерланды
— 8,4 (8,8), Италия — 16,5 (7,0), Украина — 5,4
(5,5), Китай — 7,3 (6,5), Белоруссия — 4,7 (4,5), Турция — 4,1 (3,9), Швейцария
— 4,0 (4,0), Польша — 3,2, Япония - 3,6 (2,8), Казахстан
- 3,0 (2,9) и Великобритания — 3,0 (3,2).
Более активно в
2008 г. формировалась торговля со странами АТЭС. Внешнеторговый оборот
с этой группой стран составил 106,0 млрд долл., (в
2007 г. — 74,9 млрд) и увеличился в 2008 г. на
41,5%. Опережающими темпами здесь увеличилась
торговля с Чили (на 69,1%), Малайзией
(67,8), Вьетнамом (67,1), Японией (64,1), Перу (63,6),
Мексикой (60,9), Таиландом (47,3) и Филлипинами
(44,5%).
Торговля со странами
ЕС увеличилась на 19,1% и составила 284 млрд
долл. Внешнеторговый оборот со странами
— членами СНГ составил 82,4 млрд долл. (прирост на
27,4%), со странами ЕврАзЭС — 47,8 млрд (прирост
на 31,3%)[10, c.487].
В 2008 г. сохранился большой уровень
концентрации внешнеторгового оборота
на нескольких регионах, главным образом
в мегаполисах и сырьевых регионах. Так,
на Москву, Санкт-Петербург и Тюменскую
область приходилось 54,6% всего объема
экспорта России. Москва и Санкт-Петербург
с областями доминировали в импорте РФ,
их доля составляет сегодня более 64% (см.
Табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Десять крупнейших
экспортеров и импортеров среди регионов
России в январе – сентябре 2008 г.
Место
Экспорт
% к
итогу
Импорт
% к
итогу
1
Москва
36,5
Москва
43,1
2
Тюменская область
12,8
Санкт- Петербург
10,5
3
Санкт-Петербург
5,3
Московская область
7,2
4
Республика Татарстан
4,1
Калининградская
область
4,1
5
Красноярский край
3,9
Ленинградская область
3,4
6
Свердловская область
2,9
Ростовская область
2,6
7
Ленинградская область
2,1
Белгородская область
2,3
8
Кемеровская область
2,1
Приморский край
2,2
9
Челябинская область
2,1
Краснодарский край
1,5
10
Республика Башкортостан
2,0
Челябинская область
1,5
Основными торговыми
партнерами России в экспорте являлись Нидерланды — 12,1% (2008 г. -
11,9%), Германия — 7,5 (8,1), Италия — 7,8 (8,3),
Украина — 4,6 (5,0), Китай — 4,5 (5,2), Турция
— 5,25 (4,7), Белоруссия — 4,9 (4,3), Великобритания
— 3,1 (3,5), Польша — 3,8 (3,8), Финляндия — 3,0%
(3,1).
Основными торговыми партнерами
России в импорте являлись Германия
— 13,3% (2008 г. — 13,4%), Украина — 6,7 (6,7), Китай
— 12,2 (9,4), Белоруссия — 4,4 (5,0), Япония
— 6,4 (5,7), США — 4,7 (4,6), Италия — 4,3
(4,2), Республика Корея — 4,4 (4,9), Франция
— 3,9 (4,3), Великобритания — 2,8 (2,7). На
их долю приходилось 63,1% стоимостного
объема импорта[10, c.490].
Повышению импортных объемов
содействовало развитие внутреннего спроса,
если реальная заработная плата одного
работника в 2008 г. против уровня 2007 г. повысилась
на 16,2%, а оборот розничной торговли
— на 15,2%.
Анализ факторов роста внешней
торговли России показал, что в экспортной
деятельности весь прирост стоимостного
объема экспорта получен в
2008 г. на 73,3% (37,6 млрд долл.) за счет роста
цен и 26,7% (13,7 млрд) за
счет увеличения физического объема экспорта.
В импортной деятельности в
2008 г. 74,7% прироста стоимостного объема
ввоза получено за счет увеличения физических
объемов закупленных за рубежом товаров
и 25,3% (15,7 млрд долл.) за счет роста цен[10,
c.491].
2.2
Международные экономические интеграции
России
Особое место в системе внешнеэкономических
связей Российской Федерации занимают
страны Содружества Независимых государств
(СНГ), провозглашенного в декабре 1991 г.
в результате развала Советского Союза.
В него вошли 13 бывших союзных республик.
Распад единого экономического
пространства сузил хозяйственные возможности
всех бывших союзных республик, производство
упало на 30—50% почти в абсолютно всех образованных
странах. Каждое из них в связи с разрывом
кооперационных связей, по оценкам, недополучало
ежегодно 40% своего ВВП.
За время существования СНГ
главы государств и правительств подписали
более 1300 документов по широкому кругу
вопросов торгового, финансового, производственного,
технического, оборонного и социально-гуманитарного
характера.
Торговые и другие экономические
связи в рамках СНГ осуществляются исключительно
на двухсторонней основе, и условия сотрудничества
каждой пары существенно разнятся. Поэтому
показатели, свидетельствующие об экономическом
сотрудничестве в СНГ, отстают от показателей
целого ряда других экономических группировок.
В СНГ доля взаимного товарооборота в
общем объеме внешней торговли составляет
около 30%, а в Меркосур, НАФТА — около 50%,
в ЕС — свыше 60%. Взаимный товарооборот
среди стран СНГ сократился, снизилась
сбалансированность внешней торговли.
Активным направлением нашей
внешнеэкономической деятельности остаётся
формирование европейского партнёрства.
Настоящим прорывом нашей внешнеэкономической
политики стал приём России в члены АТЭС.
Это пример практической реализации тезиса
об уникальной роли России как Евроазиатской
державы.
Российско – китайские связи
уверенно развиваются в русле стратегического
доверительного партнёрства, направленного
в XXI век. Масштабные размеры приобретает
и торгово – экономического сотрудничество
с Японией. При этом особо привлекательным
выглядит перспектива экономического
сотрудничества Китая, Японии и России
на территории Сибири. Здесь решено реализовать
ряд различных проектов в газовой и нефтяной
промышленности, в атомной энергетике,
производстве и модернизации энергетического
оборудования.
Крайне важное значение приобретает
сегодня сотрудничество с такими организациями,
как ВТО, которая регулирует мировые торговые
потоки, и МВФ.
Вступление России во Всемирную
торговую организацию (ВТО) в условиях
нарастания глобализационных процессов
становится центральной проблемой экономической
политики государства.
Для нашей страны чрезвычайно
важно было стать членом ВТО, поскольку
в этом случае она получила возможность
равноправного участия во внешнеторговых
отношениях. Заявку на вступление в ГАТТ
Россия направила еще в июне 1993 г.
Главная задача России в процессе
вступления в ВТО - выработка таких условий
присоединения, которые при разумном учете
запросов партнеров по переговорам исключали
бы любое ущемление прав Российской Федерации
в сфере международной торговли и обеспечивали
реальное улучшение доступа на мировые
рынки российских товаров и услуг.
Участие России в
ВТО должно быть направлено
на создание более благоприятных
условий для внешнеэкономической
деятельности российских компаний.
Это помогло бы увеличить доходы
России от внешней торговли
и снизило бы зависимость от
иностранной помощи.
Присоединившись к ВТО, Россия
интегрируется в это общее правовое пространство.
Одним из результатов участия России в
ВТО станет создание на российском рынке
правового пространства, привычного для
иностранных контрагентов. Перевод положений
российской нормативной базы на основу
правил ВТО снимет многие из предъявляемых
России претензий, ускорит развитие в
стране цивилизованных рыночных отношений.
Вступив в ВТО, Россия получила
возможность использовать дополнительные
инструменты улаживания конфликтов для
защиты своих внешнеторговых интересов,
преодоления одностороннего произвола
в применении тех или иных ограничительных
мер.
Использование нашей страной
механизмов ВТО сможет помочь в преодолении
искусственных препятствий в торговле
российскими товарами и услугами.
Присоединение России к договоренностям
и соглашениям ВТО способствует укреплению
стабильности и предсказуемости ее внешнеторгового
режима.
Вместе с тем существуют и негативные
моменты присоединения, таящие в себе
угрозу экономической безопасности России.
Каждая страна заключает с ВТО собственное
соглашение. И здесь нужно действовать
осмотрительно, чтобы обозначить те позиции,
которые учитывают интересы российской
экономики.