Перспективы развития МЭС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и форм международных экономических связей России.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
на основе статистических данных определить роль России в мировом экономическом пространстве;
проанализировать современные экономические отношения в глобальном аспекте;
рассмотреть тенденции развития международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие международных экономических связей…………………….…..…5
1.1 Сущность и значение МЭС………………………………………...5
1.2 Формы МЭС………………………………………………………..6
1.3 Регулирование МЭС……………………………………………..…9
Международные экономические связи России…………………………..…11
2.1 Взаимозависимость социально - экономического состояния России и ее внешнеэкономических связей…………………….…..…11
2.2 Международные экономические интеграции России……………14
2.3 Конкурентоспособность России в мировой экономике……….…19
3 Перспективы развития МЭС России…………………………………….….23
Заключение……………………………………………………………….…..…28
Библиографический список……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КР по макроэкономике..docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

Позиции США по сравнению с позициями ЕС в мире в ближайшие 20 лет не ослабнут. Поэтому необходимо грамотно, с учетом национальных интересов страны крепить партнерство и взаимодействие и с США, и с ЕС. Не менее важно укрепление военной мощи страны, ибо со слабым партнером на равных разговаривать не будут. Япония сохранит свои ключевые позиции на Дальнем Востоке и не перестанет быть нашим соседом. Крепить взаимовыгодные связи и сотрудничать в расширяющихся масштабах с таким соседом тоже крайне необходимо.Однако никак не приходится забывать, что на Дальнем Востоке поднимается и Китай, финансовая власть (а военная тем более) которого уже превосходит японскую. Кроме того, Поднебесная обладает территориальными претензиями к своим соседям.

Уже после 2020 г. возможно ждать перемены ориентиров и в том числе стратегии экономического развития России. После восстановительного периода наступит пора широкомасштабной опоры на НТП,  в учащение введения новейшей технической и научной базы  в изготовление, на инновационную модель экономического развития. Не исключен и мощный бросок России в этом направлении, смена курса с опоры на нефть и газ на опору на высокие технологии, инновационный процесс. Экспериментальная основа для этих целей в государстве имеется. В любом случае в перспективе для экономики России необходима ориентация на высокие технологии и ускорение научно-технического прогресса. Сохранение в экономическом развитии направленности на сырье и его экспорт приведет лишь к закреплению технологического отставания России от Запада и не отвечает национальным интересам страны. Опираясь на отечественный научно-технический потенциал, страна должна совершить прорыв в технологиях и занять одно из ведущих мест в мире[3, c.478].

В 2012 году партнёрскому диалогу «Россия – АСЕАН» исполняется 16 лет. Развитие сотрудничества со странами АСЕАН является одним из важнейших приоритетов российской политики в Азиатско – Тихоокеанском регионе (АТР).

В АТР сосредоточен огромный ресурсный, финансовый, инвестиционный и научно – технологический потенциал. Последние 20 лет экономика стран этого региона развивается опережающими темпами.

Сегодня страны АСЕАН не только занимают ведущее место в мировом производстве и экспорте сырьевых товаров, но является одним из ключевых центров роста и развития экономики.

Развитие многостороннего сотрудничества АСЕАН и РФ будет иметь взаимовыгодный характер, способствовать экономическому росту регионов Сибири и Дальнего Востока, а также сокращению разрыва между уровнем экономического развития государств – членов АСЕАН.

Важным направлением сотрудничеств России и АСЕАН является приобщение России к интеграционным процессам. Хотя перспективы создания единой зоны свободной торговли России – АСЕАН пока окончательно не определены, Министерство экономического развития России проводит апробацию формата взаимодействия со странами АСЕАН, изучает целесообразность торговли между странами Таможенного союза и Вьетнамом.

Несмотря на имеющиеся проблемы, динамика торговли между сторонами стабильно растёт. Товарооборот России со странами АСЕАН за 5 последних лет вырос в 3 раза – с $4,2 млрд в 2005 г. до $12,5 млрд в 2010 г.

Однако, несмотря на рост объема двусторонней торговли, значение России и государств – членов АСЕАН как торговых партнёров друг для друга остаётся невысоким. Так, по данным таможенной статистики РФ, в 2010 г. удельный вес АСЕАН в российском экпорте составил всего 1,8%, в импорте – 2,2%. Это указывает на то, что товарооборот между Россией и странами АСЕАН содержит неиспользуемый потенциал, который может быть реализован посредством переориентации торговых потоков России с европейского на азиатское направление в результате развития транспортной инфраструктуры в регионе, пересмотра интересов во внешнеэкономической политике, а также привлечения к сотрудничеству Беларуси, Украины, Казахстана.

В последние годы активно развивается сотрудничество России и стран АСЕАН в области энергетики, космоса, чрезвычайного прогнозирования, культуры, туризма, природопользования. Налаживаются контакты между профильными структурами. Принята рабочая программа энергетического сотрудничества России – АСЕАН на 2010 – 2015 гг.

Серьезные перспективы сотрудничества со странами Юго – Восточной Азии в области машиностроения. Либерализация регионального рынка товаров и инвестиция может быть использована российскими машиностроительными компаниями для создания в зоне АСЕАН производственных сетей.

Перспективами являются проекты создания космической инфраструктуры в странах – членах АСЕАН. Например, участие российских компаний в строительстве аэрокосмического комплекса на о. Биак (Индонезия) позволит осуществлять запуски коммерческих спутников связи, а также иметь на базе этого комплекса высокотехнологические сборочные производства для аэрокосмической отрасли, что будет способствовать инновационному развитию стран АСЕАН.

Вывод партнёрских отношений с АСЕАН на качественно новый уровень имеет важное значение для социально – экономического развития РФ. Россия уделяет особое внимание вопросам социально – экономического развития районов Сибири и Дальнего Востока, их подключению к региональным интеграционным процессам. С этой целью принята стратегия социально – экономического развития дальнего Востока и Байкальского региона до 2015 года. Её реализация повысит конкурентоспособность экономики региона и уровень жизни людей, следовательно, укрепит потенциал внешнеэкономических связей России на азиатско – тихоокеанском направлении. С этой задачей РФ справится только в активном взаимодействии и на базе всестороннего экономического сотрудничества с АСЕАН. [13]

 

Заключение

В курсовой работе изучались структура и формы международной экономической деятельности России, ее внешнеэкономическая деятельность, ее международные экономические интеграции, а также проблема иностранных инвестиций в экономике России.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. Внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.

Внешняя торговля оказалась наиболее развитой формой международной экономической деятельности. В страновой структуре внешней торговли России особое место, как крупнейший экономический партнер, занимает Европейский Союз.

Проанализировано современное положение России в международных группировках. Следует отметить, что практически во всех группировках Россия фактически занимает ведущее место, выступая в качестве лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем.). Все существующие интеграционные формы являются естественным следствием процессов последних лет и призваны способствовать развитию входящих в них государств и, прежде всего России. Особенности различных интеграционных групп должны учитываться в процессе формирования единой линии во внешней политике государства. Наиболее вероятное развитие событий сегодня – дальнейшее ослабление роли СНГ и переориентация состоящих в нем государств на новые центры влияния. В процессе этого, Россия должна максимально упрочить свое положение на мировой арене и оптимально адаптироваться к новым формам международной интеграции.

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.

Усиление интернационализации хозяйственной жизни, усложнение характера вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает необходимость их оперативного решения при помощи институционального, постоянно действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Если рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то налицо с одной стороны - явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Россия принимает участие в мировой торговле, а соответственно, участвует в международных экономических отношениях, начиная с момента становления ее как государства. В настоящее время наша страна активно участвует во всех формах международных экономических отношений. Россия имеет деловые экономические связи с большинством государств мира.

Перспективы экономического развития России до 2020 г. в решающей мере будут определяться курсом экономических реформ и модернизации ее производственного аппарата. Огромную роль будут играть и необходимые социально-политические преобразования в российском обществе, а также позитивные изменения в самосознании и национальном менталитете.

 

Библиографический список

  1. Горбань С.И. Безопасность экономической интеграции России в мировое хозяйство : учеб. пособие, / С.И.Горбань. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 175 с.
  2. Гурова И.П. Мировая экономика : учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика» / И.П.Гурова. – 3-е изд., перераб. – М. : Издательство «Омега-Л», 2009. – 391 с.: ил., табл.+ CD. – (Высшее экономическое образование).
  3. Дынкин А.А. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. – М. : Магистр, 2011. – 480 с.
  4. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. – М.: Экономика, 2003. – 271 с
  5. Захаров В.К. Иностранные инвестиции в экономике России. / В.К. Захаров, Е.И. Голикова // Экономический журнал РГГУ. – 2012. – №25. – С.90 – 100.
  6. Колташов В.Г. Кризис глобальной экономики: учебное пособие / В.Г.Колташов. – М. : Издательство ИГСО, 2009. – 448 с.
  7. Корниенко О.К. Мировая экономика / О.В. Корниенко. – СПб, 2009. – 256 с.
  8. Корчегина Т.Е. Мировая экономика: учебник / Т.Е.Кочергина. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 267, [3] с. – (Высшее образование).
  9. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Е.Т.Гайдар [и др.]; науч. ред. Е.Т.Гайдар. – М. : Проспект, 2010. – 656.
  10. Кудров В.М. Мировая экономика: учебник / В.М.Кудров. – М. : Юстицинформ, 2009. – 512 с. – (Серия «Образование»).
  11. Кюн Иг Сон. МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть. - 2004. - N 3. - С.64
  12. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К.Ломакин. – 3-е изд. Стереотип. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 672 с.
  13. Назарчук Д. Н. Перспективы многостороннего сотрудничества Росии и АСЕАН / Экономический журнал. – 2012 - №3 – том – 27.
  14. Оболенский В. Взвешенный подход к участию России в мирохозяйственных связях. / В.Оболенский // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 3. – С. 85 – 88.
  15. Панасенкова Т.В. Глобализация современных международных экономических отношений и международная экономическая интеграция. / Т.В. Панасенкова // Экономические науки. – 2011. – № 12. – С. 7 – 11.
  16. Международные экономические отношения в эпоху глобализации / И.Н.Платонов [и др.]; под ред. И.Н.Платонова. – М. : Проспект, 2012. – 344 с.
  17. Поляк Г.Б. История мировой экономики / Г.Б.Поляк, А.Н.Марков. – М. : Проспект, 2011. – 671 с.
  18. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.Е.Рыбалкин [и др.]; под ред. В.Е.Рыбалкина. – 7-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  19. Саркисянц А. МВФ и Россия в меняющемся мире // Независимая газета. - 2000. - 15 февр. - С.9
  20. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Л.Е.Стровский [и др.]; под ред. Л.Е.Стровского. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 503 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  21. Суэтин А.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика: учебник / А.А.Суэтин. – М. : КНОРУС, 2008. – 320 с.
  22. Ткаченко И.Ю. Инвестиции: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю.Ткаченко, Н.И.Малых. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
  23. Филиппова И.А. Современные внешнеэкономические связи: учебное пособие / И.А.Филиппова. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 159 с.
  24. Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно – методический комплекс. – М. : Изд. Центр ЕАОИ, 2009. – 360 с.

 

 


Информация о работе Перспективы развития МЭС России