Перспективы развития МЭС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры и форм международных экономических связей России.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
на основе статистических данных определить роль России в мировом экономическом пространстве;
проанализировать современные экономические отношения в глобальном аспекте;
рассмотреть тенденции развития международных экономических отношений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Понятие международных экономических связей…………………….…..…5
1.1 Сущность и значение МЭС………………………………………...5
1.2 Формы МЭС………………………………………………………..6
1.3 Регулирование МЭС……………………………………………..…9
Международные экономические связи России…………………………..…11
2.1 Взаимозависимость социально - экономического состояния России и ее внешнеэкономических связей…………………….…..…11
2.2 Международные экономические интеграции России……………14
2.3 Конкурентоспособность России в мировой экономике……….…19
3 Перспективы развития МЭС России…………………………………….….23
Заключение……………………………………………………………….…..…28
Библиографический список……………………………………………………30

Файлы: 1 файл

КР по макроэкономике..docx

— 79.45 Кб (Скачать файл)

К нежелательным последствиям можно отнести сокращение или даже полная отмена экспортных пошлин на поставки за рубеж топлива и сырья из России. Государство лишится значительной части своих доходов, поскольку в настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником крупных поступлений в государственный бюджет.

Еще одна серьезная проблема для России - субсидирование ее сельского хозяйства. Согласно правилам ВТО, оно должно быть отменено, но с учетом тяжелого положения отечественного сельского хозяйства это может привести к драматическим последствиям.

Все большее влияние набирают другие интеграционные группировки. Основой экономического сотрудничества, в частности, становиться Евразийское экономическое сообщество, организация, ставшая правопреемницей Таможенного союза.

Эта организация была создана в октябре 2000 года, для эффективного продвижения процесса формирования государствами-участницами единого экономического пространства, координации их подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Одним из приоритетных направлений является обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

В состав ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан и три наблюдателя – Украина, Молдавия и Армения.

Россия играет ключевую роль в данной организации и оказывает огромное влияние на принятие решений организации. Это позволяет эффективно решать такие важные для страны вопросы как энергетика, трудовая миграция, проблемы транспорта и грузоперевозок, а также аграрно-промышленного комплекса. За счет снижения транзакционных издержек товары, произведенные на территории стран ЕврАзЭС, становятся более конкурентоспособными по сравнению с товарами третьих стран. Немалую роль также играет возможность использования имеющегося потенциала инновационных технологий и интеллектуальных ресурсов пяти государств Сообщества.

Своего рода прозападной альтернативой российскому влиянию в СНГ считается организация ГУАМ, созданная в октябре 1997, названная по первым буквам названий её участников – Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия. Однако ГУАМ практически бездействует с момента подписания Устава в 2001 году.

Ещё один интеграционный проект – Единое экономическое пространство (Белоруссия, Казахстан, Украина, Россия). Договоренность о перспективе создания пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут едиными, достигнута 23 февраля 2003, но создание отложено на неопределенный срок, прежде всего, вследствие политической ситуации на Украине.

Говоря об интеграции на постсоветском пространстве, нельзя не упомянуть такое объединение как Шанхайская организация сотрудничества. Это субрегиональная организация, в которую входят 6 государств – Россия, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, и Узбекистан. Изначально организация зарождалась как совещательный орган в вопросах военного и силового сотрудничества (1996), но с течением времени, она эволюционировала в более разностороннюю структуру. 14-15 июня 2001 в Шанхае было объявлено о создании ШОС, и принятие Декларации, где в качестве основных целей провозглашались поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Средней Азии, а также развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, образовательной, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях.

Международный возможности данной организации формируются не только совокупным демографическим и территориальным потенциалом вступающих в него государств, но и обозначившимся стратегическим партнерством двух ядерных держав и постоянных членов СБ ООН – России и Китая.

 

 

2.3 Конкурентоспособность России в мировой экономике

 

Оценивая, место России в современной мировой экономике, следует отметить, что на протяжении 90-х г. XX в. страна по основным макроэкономическим показателям, характеризующим уровень экономического развития, не приблизилась к группе развитых стран с рыночной экономикой, а напротив, приблизилась к блоку развивающихся стран, оказавшись перед угрозой представлять «периферию» мирового хозяйства. Одновременно со снижением основных макроэкономических показателей произошло снижение рейтинга России в сравнении с другими странами мира по многим важнейшим социально- экономическим показателям: уровень дохода на душу населения, удельный вес расходов государства на образование, науку, здравоохранение, культуру, защиту окружающей среды, низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности и др. ( см. Табл. 2.3.1).

Значительные ожидания специалисты связывают со Стратегией-2020, принятием Концепции долговременного социально-экономического развития России до 2020 года. В Стратегии-2020 учитывается пятикратный рост зарплат, трехкратный рост жилищного строительства, удвоение расходов на исследования и разработки, а кроме того увеличение количества жителей России до 145 млн. человек и повышение продолжительности жизни до 70 лет. Стратегия предполагает увеличение расходов на образование с 4,1% ВВП до 5,5-6,0% ВВП, на здравоохранение – с 3,6% до 5,2-5,5% ВВП, а объем выпуска инновационной продукции к 2020 году планируется нарастить в 5-6 раз. 

Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др.[2, c. 148].

Таблица 2.3.1 – Характеристика национальной экономики России.

Потенциал

Недостатки

Мощная природно-ресурсная база (минеральные, водные, земельные, лесные ресурсы)

Высокая затратность и ресурсоем-

кость производства

Сохранившийся производственный потенциал, несмотря на высокий уровень физического и морального износа большей части основных производственных фондов

Отставание от ведущих стран

мира по уровню производительности

труда в промышленности и

сельском хозяйстве

Наличие достаточно высокого научно-технического и интеллектуального потенциала

Нарастание  технологического отставания от ведущих промышлен-

но развитых стран

Развитие уникальных технологий на базе имеющих стратегическое значение отраслей (космическая, оборонная и др.)

Нарастающий физический и моральный износ основных фондов во многих отраслях промышленности и в аграрной сфере

Обладание высококвалифицированными кадрами во всех основных сферах деятельности

Ограниченность возможностей

внутреннего накопления, что вместе

с утечкой капитала усиливает

зависимость экономического роста

в стране от иностранного капитала

Группа отраслей, обладающих высокой конкурентоспособностью

на мировом рынке: нефтяная, газовая, алмазная, атомная, целлюлозно-бумажная и ряд других

Сохраняющаяся неравномерность

социально-экономического развития

регионов России


 

 

Продолжение таблицы 2.3.1 – Характеристика национальной экономики России.

Впервые Россия была представлена в аналитическом докладе мирового экономического форума о конкурентоспособности стран мира в 1994 г. Однако, она не ранжировалась среди других стран по синтетическому индексу, включающему 381 показатель, сгруппированный в 8 агрегированных факторов. Россия была представлена в сравнительных таблицах по основным макроэкономическим показателям и в специальных таблицах по отдельным факторам конкурентоспособности. В список стран мира, ранжируемых по конкурентоспособности на мировом рынке, Россия была впервые включена только в 1996 г., заняв в нем 48-е место. В 2002 г. в рейтинге Мирового экономического форума по уровню конкурентоспособности Россия занимала 58-е место среди 75 стран мира, а в рейтинге роста конкурентоспособности - 63-е (см. Табл. 2.3.2).

Таблица 2.3.1 - Позиционирование экономики России в глобальной геоструктуре.

Таксономические признаки

Характеристика экономики России

Статус

Рыночная

Тип экономической системы

Аграрно-индустриальная

Ресурсный потенциал

Планетарно обеспечивающая

Полюсная принадлежность

Относительно периферийная

Отношение к техносфере

Реально претендующая на включение

Участие в мировом процессе воспроизводства

Страна-объект, поставщик сырьевых

ресурсов

Форма получения условно мирового дохода

Природная квазирента


 

 

Продолжение таблицы 2.3.1 - Позиционирование экономики России в глобальной геоструктуре.

Сильными сторонами международной конкурентоспособности России считаются: индекс условий торговли (соотношение динамики цен на экспортную и импортную продукцию); диверсификация в последнее время экспортных рынков; положительное сальдо торгового баланса; низкие цены на электроэнергию для промышленных потребителей; низкая стоимость рабочего места в обрабатывающих отраслях; высокий образовательный уровень населения; значительная численность научных работников (около 10% от мировой) и некоторые другие.

К слабым сторонам относятся невысокий уровень расходов на НИОКР (в расчете на душу населения); низкие темпы роста прямых иностранных инвестиций; недостаточные стимулы инвестирования в наукоемкое производство; нехватка финансовых ресурсов для поддержания экспорта готовых изделий; низкий уровень защиты инвестиций, патентов и авторских прав; низкая доля российской наукоемкой продукции на мировом рынке и др.

Тем не менее, Россия обладает значительным потенциалом, позволяющим ей занять достойное место в системе мировой экономики.  Реальной основой для формирования конкурентных отраслей и производств должно стать проведение эффективной научно-технической и промышленной политики[2, c.152].

 

3 ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ МЭС РОССИИ.

 

Основной момент мониторинга — возможности введения Российской федерации в интеграционные течения, случающиеся в Западной Европе, ее участия в едином общеевропейском экономическом пространстве, в образовании так называемой Большой Европы — от Ирландии до Камчатки (с запада на восток) и от Северного Ледовитого океана до Черного и Каспийского морей (с севера на юг).

Представляется, что в России по мере экономического прогресса, закрепления демократии и ценностей  культуры,  процедура вхождения страны в единое общеевропейское пространство должен стать естественным и взаимовыгодным. Только лишь вольная и сильная Россия способна ускорить и закрепить ход долговременного формирования европейской интеграции, превращения Европы в Большую Европу и  вывод в целом материка в ещё наиболее крепкие и основные позиции в будущем мире. Но уже сейчас свойства вероятной обособленности России от Европы, предопределённые как внутренним, так и внешним расположением России. Внутреннее положение — это вынужденная реакция на изменившуюся геополитическую место России, опасность ее территориального разрушения и воздействия мусульманского фактора  внутриполитической борьбы, хаотичность и двойственность проводимых в государстве реформ, недостаток проектов и стратегии формирование в будущее[3, c.452].

 В долгосрочной перспективе на переднем плане для России должны стоять круг интересов финансового партнёрства с развитыми капиталистическими странами, особенно с США и с членами ЕС. Рынки этих стран, способны к убыстрению учёно – технологического прогресса, скорого вхождения в мировой цивилизованный процесс, который представляется исключительную значимость для России, приоритет которой выше многих иных ценностей. Конечно, вступление России в ЕС внесет какие-то изменения в эту организацию, да и форма вступления может быть не традиционной, а с особенным статусом. Основное —узкое, взаимовыгодное и равноправное партнерство с ЕС в рамках единой Большой Европы.

Все, что происходит с Россией в последние 20 лет, в особенности связанное с падением производства, — это данное не только как расплата за советское прошлое и неудачи рыночной трансформации, но и реальный процесс возвращения на круги своя. Согласно настоящему, в начале нового века государство возвращается на то естественное место, которое она занимала в мире в начале XX в. Это место страны со средним уровнем финансового формирования, но имеющей огромные природные ресурсы, однако обладающей высоким образовательным уровнем населения и неплохим научно-техническим потенциалом, с естественно-историческими темпами экономического роста. Но, к сожалению, XX столетие государство утратила и распалась, большевистский эксперимент себя не оправдал.

В настоящее время, как и 100 лет назад, перед Россией вновь стоит цель формирования результативной экономики в основе расширения товарно – валютных взаимоотношений, развитие прогрессивной рыночной инфраструктуры. На протяжении всего XX в. в основе действий правителей страны лежал экстремистский принцип «цель оправдывает средства». Грустно сознавать, что в начале XXI в. Россия останется неизбежно второстепенной или периферийной экономической державой. В этих условиях следует выбрать правильную стратегию экономического развития, внешней и оборонной политики, взаимодействия с окружающим миром. Важно сотрудничать и конструктивно работать как с США и ЕС, так и с Японией и Китаем. Встречающиеся в печати противопоставления важности наших связей с ЕС и США в пользу ЕС несерьезны[3, c.460].

Информация о работе Перспективы развития МЭС России