Перспективы развития рынка труда в Ивановской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать рынка труда и занятости населения в Ивановской области.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
- раскрыть экономическую сущность и специфику рынка труда;
- проанализировать рынок труда Ивановской области;
- выделить перспективы развития рынка труда в Ивановской области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Рынок труда: сущность и специфика
Понятие, особенности и функции рынка труда
Структура рынка труда.
Механизм функционирования рынка труда.
Виды рынков труда.
Выводы по главе 1
Глава 2. Анализ рынка труда в Ивановской области
2.1. Состояние рынка труда Ивановской области
2.2. Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне

Выводы по главе 2

Глава 3. Перспективы развития рынка труда в Ивановской области

3.1 Программа областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Ивановской области
3.2 Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения как одно из направлений развития человеческих ресурсов

Выводы по главе 3

Заключение

Источники информации

Файлы: 1 файл

moya_khoroshaya.docx

— 265.79 Кб (Скачать файл)

        С  середины 1993 г. в нашей статистике был осуществлён переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население (рабочая сила) это часть трудоспособного населения, которое предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.17

        Численность этой группы населения включает занятых и безработных. Под безработицей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него.18

        Позитивная динамика экономических параметров, некоторая стабилизация работы текстильной отрасли положительно отразились на состоянии рынка труда. По данным Госкомстата РФ, в течение 2011 г. численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, изменялась следующим образом: с января по апрель стабильно росла - с 1,92 млн. до 2 млн. человек, а с мая начала снижаться - до 1,69 млн. человек (на 1 ноября 2011 г.). К концу года их численность увеличилась до 1,83 млн. человек. В 2011 г. при содействии органов службы занятости трудоустроено 4,1 млн. человек, из них 1,6 млн. признанных в установленном порядке безработными, что превышает указанный показатель соответствующего периода прошлого года на 11,4%.

       Важным направлением государственной политики в сфере защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан. Гражданам, испытывающим  трудности в поиске работы, выплачиваются пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказывается материальная помощь безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплачивается пенсия, оформленная безработным гражданам досрочно.19

         В следующих таблицах мы можем проследить динамику состояния общего и регистрируемого рынков труда Ивановской области, в состоянии на период 2009 – 2011 г.г.20

Таблица 1.

«Динамика рынка труда Ивановской области»

 

август 2009 – май 2010г.

август 2010 – май 2011г.

%

Экономически активное население  тыс. человек

592,0

597,0

100,8

в том числе:

     

 занятые трудовой деятельностью

545,0

568,0

104,2

безработные

47,0

29,0

61,7

  из них зарегистрированные в СЗ

10,6

10,5

99,1

Доля зарегистрированных безработных в общем их числе, %

22,5

36,2

13,7

Уровень общей безработицы, %

8,0

4,8

-3,2

Уровень регистрируемой безработицы, %

1,8

1,8

0,0




 

          Из данных таблицы мы можем проследить, что на период с 2009 года по 2011 год численность экономически активного населения увеличилась на 0,8%, так же из таблицы 1. мы видим, что на 0,4% увеличилось число занятых, на 49% уменьшилось число безработных.

Таблица 2.

«Состояние регистрируемого рынка труда  Ивановской области».

 

Показатель

На 1 января 2011г.

На 1 ноября 2011г.

На 1 ноября 2010г.

Численность зарегистрированных безработных, человек

 

10815

 

12255

 

10302

Уровень регистрируемой безработицы, в % к трудоспособному населению  в трудоспособном возрасте

1,6

1,9

1,5

Коэффициент напряженности  на рынке труда, чел./вакансию

2

2

1


 

           В таблице 2 мы видим, что уровень регистрируемой безработицы на период с 2010 по 2011 увеличился на 0,1 %

Таблица 3.

«Уровень регистрируемой безработицы на территории Ивановской области».

 

         И в таблице 3 можно проследить, что по состоянию на 1 ноября 2004 года самый высокий уровень регистрируемой безработицы наблюдался в Ильинском районе, самый низкий – в городе Иванове и Ивановском районе.

Рис. 7 « Напряженность на регистрируемом рынке труда »21

 

          На рисунке 7 мы можем наблюдать снижение напряженности на регистрируемом рынке труда в Ивановской области. Самая высокая напряженность наблюдалась 1 января 2010 и составляла 5 человек на рабочее место, а самая низкая 1 октября 2011 и составляла 1,4 человека на вакансию.

          В соответствии с Законом о занятости, каждый гражданин, имеющий статус безработного обладает правом на получение пособия по безработице. Особо нуждающимся категориям безработных граждан оказывается материальная помощь.

          Государство также гарантирует безработным:

  1. выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  2. выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости в том числе в период временной нетрудоспособности;
  3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  4. возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

         В течение 2011 года в органы службы занятости по различным вопросам обратилась 201,0 тыс. граждан, что на 24,6% больше, чем в 2010 году. Поставлены на учет в качестве  ищущих работу 60,8 тыс. человек, статус безработного получили 26,9 тыс. человек.

         На 01.01.2012 состояние регистрируемого рынка труда области характеризовалось следующими показателями:

- общее число зарегистрированных  безработных составило 12743 человек,  снизившись с начала года на 6,8%;

- уровень безработицы  составил 1,9% от численности трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте (на начало года - 2,1 %);

-  коэффициент напряженности на рынке труда – 1,6 человека на одну вакансию (на начало 2011  года на одну вакансию претендовало 2,2 человека);  

- среднее время поиска  работы - 4,7 месяца (на начало года  –  4,4 месяцев);

-   доля безработных с периодом безработицы более года составила 8,4% (на 1 января 2011 года – 7,1%)

Отличительной особенностью областного рынка труда в течение  целого ряда лет является значительная дифференциация районов по уровню безработицы. Самый высокий уровень безработицы на 1 января 2011 года отмечается в следующих районах:

Верхнеландеховском – 16,1% от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте;

Ильинском – 14,2%;

Юрьевецком – 10,8%;

Пестяковском – 10,3%

Самый низкий уровень безработицы  в городах и районах:

Иванове и Ивановском районе – 0,6%,

Шуе и Шуйском районе – 0,7%,

Фурманове и Фурмановском районе – 1,3%,

Кинешме,  Кинешемском  и Родниковском  районах – 1,6%.

        Направлено на социальную поддержку безработных граждан из средств федерального бюджета 148,847 млн. рублей.22

        Сведения об объемах средств, направленных на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Ивановской области в 2009 - 2011 г.г. в приложении №1.

         

 В течение 2011 года органы службы занятости населения Ивановской области располагали информацией о наличии 78,4 тыс. вакансий, имеющихся на предприятиях (организациях) области. В структуре вакансий  преобладают  рабочие профессии (80,0%).  

В течение года с помощью  службы занятости нашли работу, с  учётом трудоустроенных после профессионального  обучения,  49,7 тыс. человек.

В расчёте на 1000 человек, ищущих  работу, трудоустроено  659 человек. 40% ищущих работу граждан были трудоустроены в первые 10 дней с  момента обращения.  

Активно реализовывались  направления работы службы занятости, содействующие трудоустройству:

  1. В общественных работах приняли участие  3,7 тыс.  человек. 
  2. На условиях временной занятости  трудоустроено 18,4 тыс. человек
  3. В рамках программы «Временная занятость несовершеннолетних граждан» трудоустроено  9,8 тыс. подростков.

 

2.2. Проблемы регулирования  занятости населения на муниципальном  уровне

 

        Одна из наиболее ярко проявляющихся современных тенденций развития российского общества - повышение роли муниципалитетов. Первостепенный интерес представляет микроэкономический уровень сочетания и взаимодействия кадровой и социальной политики как важнейших инструментов государственного управления развитием территорий.23

       Муниципальные образования - первичные звенья территориального размещения производства и комплексного развития субъектов Федерации представлены городскими или сельскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами или внутригородскими территориями в городах федерального значения. Именно в муниципальных образованиях всё шире сочетаются три основные стратегии управления: генеральная, бизнес-стратегия и стратегия функционирования. Кроме того, в муниципальном образовании сосуществуют и взаимодополняют друг друга три уровня управленческой деятельности, а именно федеральный, региональный и муниципальный. И если декларируется, что ключевой задачей органов местного самоуправления является создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для жизнедеятельности проживающих на его территории людей и постоянного повышения качества их жизни, то становится совершенно очевидным, какими должны быть ориентиры стратегий на муниципальном рынке труда. Основные элементы регулирования рынка труда на территории муниципального образования представлены на рисунке 8.

 

Основные  элементы системы регулирования  рынка труда 

на территории муниципального образования

 

                  центры занятости

Частные посреднические

фирмы

Специализированные  учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы

Специализированные  частные фирмы, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы

 

              Анализ рабочих мест

  • Регистрация вакантных мест
  • Содействие найму
  • Планирование карьеры
  • Подготовка и переподготовка трудовых ресурсов
  • Тестирование лиц, желающих получить работу
  • Регулирование трудовых отношений

Рис. 8 «Основные элементы системы регулирования  рынка труда 

на  территории муниципального образования»

        Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у неё есть ещё два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объёмы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

          Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определённые возможности влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

           Федеральный закон 2003 года № 131-ФЗ не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса, молодёжного предпринимательства, взаимодействуют со службами занятости и частными посредническими фирмами.

Выводы по главе 2.

 

        Позитивная динамика экономических параметров, положительно отразились на состоянии рынка труда Ивановской области. В период с 2009 года по 2011 год численность экономически активного населения увеличилась на 0,8%, на 0,4% увеличилось число занятых, на 49% уменьшилось число безработных.

       Уровень регистрируемой безработицы в Ивановской области на период с 2010 по 2011 увеличился на 0,1 %.

      Самая высокая напряженность на регистрируемом рынке труда Ивановской области наблюдалась 1 января 2010 и составляла 5 человек на рабочее место, а самая низкая 1 октября 2011 и составляла 1,4 человека на вакансию. В целом, наблюдается положительная динамика к стабильному снижению напряженности на рынке труда.

Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Ивановской области