Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:56, курсовая работа
Цель работы – проанализировать рынка труда и занятости населения в Ивановской области.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были сформулированы и решены следующие теоретические и методологические задачи:
- раскрыть экономическую сущность и специфику рынка труда;
- проанализировать рынок труда Ивановской области;
- выделить перспективы развития рынка труда в Ивановской области.
Введение
Глава 1. Рынок труда: сущность и специфика
Понятие, особенности и функции рынка труда
Структура рынка труда.
Механизм функционирования рынка труда.
Виды рынков труда.
Выводы по главе 1
Глава 2. Анализ рынка труда в Ивановской области
2.1. Состояние рынка труда Ивановской области
2.2. Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне
Выводы по главе 2
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в Ивановской области
3.1 Программа областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Ивановской области
3.2 Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения как одно из направлений развития человеческих ресурсов
Выводы по главе 3
Заключение
Источники информации
На социальную поддержку безработных граждан Ивановской области в 2011 году из средств федерального бюджета направлено 148,847 млн. рублей.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости.
Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.
Глава 3. Перспективы развития рынка труда в Ивановской области
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разработана в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»24.
Реализация Программы направлена на решение следующих задач:
- повышение
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
- трудоустройство граждан
в результате оказанной
Основной целью Программы является принятие мер по поддержанию и обеспечению занятости работников, находящихся под риском увольнения, предупреждению роста безработицы в Ивановской области.
Задачами Программы являются:
- повышение
- стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
- трудоустройство граждан
в результате оказанной
Механизм реализации мероприятий Программы основывается на принципах разграничения полномочий и ответственности участников Программы
Организация опережающего профессионального обучения работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, проведения мероприятий по высвобождению работников осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением – центром занятости населения и работодателем, либо на условиях трехстороннего договора, заключенного между центром занятости населения, работодателем и образовательным учреждением. Обучение работников будет проводиться на базе учебных центров министерства труда и занятости населения Ивановской области, учреждений профессионального образования, а также на рабочих местах на предприятиях.
Финансирование опережающего профессионального обучения работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя, проведения мероприятий по высвобождению работников включает расходы на оплату стоимости указанного обучения, проезда к месту учебы в другую местность и обратно, проживания в период обучения, а также суточные расходы в размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 1011.
Организация опережающего профессионального обучения увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организации на современное оборудование, осуществляется на основании договоров, заключенных между центром занятости населения и организацией.
Организация общественных работ, временного обучения работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, на предприятиях и социально значимых объектах, расположенных на территории области, осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением – центром занятости населения и работодателем.
Положение о возможности участия занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое) должно быть внесено в трудовой договор.
Организация общественных работ,
временного трудоустройства работников,
находящихся под угрозой
Организация в муниципальных бюджетных учреждениях общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Возмещение расходов работодателю на организацию общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, производится в порядке, установленном Правительством Ивановской области.
Возмещение работодателю затрат на заработную плату производится в размере не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды).
За счет областного бюджета финансируются транспортные расходы, приобретение инвентаря, частичное возмещение заработной платы (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), а также расходы по изготовлению и размещению информационных материалов.
Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области по перечню организаций, численности участников мероприятий, объемам и видам общественных работ.
Организация стажировки выпускников учреждений образовательных учреждений осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением – центром занятости населения и работодателем либо органом местного самоуправления муниципального образования области.
Организация в муниципальных бюджетных учреждениях стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета в виде межбюджетных трансфертов, в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Возмещение работодателю затрат на организацию стажировки включает расходы на заработную плату стажеров в размере не более установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), на выплаты за наставничество в размере не более 1/2 установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) за каждого выпускника.
За счет областного бюджета финансируются транспортные расходы, приобретение инвентаря, частичное возмещение заработной платы (с учетом районного коэффициента и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), а также расходы по изготовлению и размещению информационных материалов.
Реализация мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляются на основании договоров, заключенных между государственным учреждением – центром занятости населения и лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, выделяемой при условии положительной оценки бизнес-плана.
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов осуществляется на основании договоров, заключенных между государственным учреждением – центром занятости населения и работодателем либо органом местного самоуправления муниципального образования области.
В ходе реализации Программы будет осуществляться постоянный анализ экономической ситуации, рынка труда, что позволит уточнять, прогнозировать, своевременно реагировать на происходящие изменения
С 2009 г. наблюдается снижение численности безработных, направленных на профессиональное обучение. Главная причина этого – сокращение объемов финансирования данного направления активной политики занятости, несмотря на повышение стоимости обучения.
Диаграмма №1 «Численность работников, прошедших профессиональное обучение»
На диаграмме №1 мы можем наблюдать, что число работников, прошедших опережающее обучение в период 2009-2011 г. сократилось: с 2009г. по 2010 в 2.4 раза, в 2011г. в 3.2 раза.
Тем не менее, нужно отметить, что за эти годы остается высокой эффективность профессионального обучения безработных и незанятых граждан по направлению органов службы занятости области. Об этом свидетельствует рост показателей трудоустройства после обучения. В 2011 г. данный показатель составил 93% от количества закончивших обучение, что выше аналогичного в 2009 г. на 13%.
Количество лиц, получивших по направлению службы занятости профессию впервые, ежегодно снижается: 27% - в 2005 г., 18% - в 2006 г., 15% - в 2009 г. В 2011 г. этот показатель составил 13,7 %, или 188 человек. Это логично, так как необходимо, чтобы молодые люди, а именно они здесь составляют большинство, должны получить полноценное профессиональное образование до выхода на рынок труда.
Заметным фактором, определяющим ситуацию на рынке труда, является насыщение его молодежью. В 2011 году центры занятости Ивановской области направили на обучение 887 человек из числа безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, что составило 63% от общего количества направленных. Примерно такой же показатель был в предыдущие годы. За 7 последних лет в результате совместной деятельности областной службы занятости и органов образования в рамках данной программы 407 молодых людей поступили в профессиональные училища и лицеи области для получения соответствующего образования.
Управлением ФГСЗН по Ивановской области ведется работа по направлению на профессиональное обучение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В результате за период 2007 – 2011 гг. 137 человек, относящихся к этим категориям безработных, были направлены на обучение центрами занятости Ивановской области по таким профессиям, как «водитель автомобиля», «каменщик», «программист», «секретарь руководителя», «частный охранник», «менеджер», «слесарь по сборке металлоконструкций» и др.
Другая категория граждан, требующая особого внимания, - инвалиды, имеющие показания к труду. Процентное соотношение их численности к общему количеству направленных на профессиональное обучение ежегодно увеличивается. В период с 2009 по 2011 гг. количество инвалидов, трудоустроенных на рабочие места, оснащенные специальным оборудованием, составила 282 человека (Приложение №2).
Помимо средств федерального бюджета, выделяемых на профессиональное обучение, Управление ФГСЗН по Ивановской области изыскивает дополнительные источники финансирования этого направления.
В целях дальнейшего развития системы профессионального обучения, повышения его качества и эффективности, а также роста профессиональной мобильности рабочей силы на рынке труда, Управлением ФГСЗН по Ивановской области используются как традиционные, так и инновационные направления и формы работы.
Выводы по главе 3.
Разработанная программа,
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
- повышение
Информация о работе Перспективы развития рынка труда в Ивановской области