Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.
Целью курсовой работы является изучение планирования на предприятии, исследование стратегического, текущего и оперативного планирования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В первом разделе курсовой работы рассмотрим общую характеристику планирования, т.е дадим определение, что такое планирование, какие выполняет задачи, цели.
Второй раздел будет посвящен стратегическому планированию. В нем рассмотрим понятие и процесс стратегического планирования.
Третий раздел направлен на изучение текущего планирования, определим понятие и назначение текущего планирования, также рассмотрим его формы.
В четвертом, заключительном, разделе исследуем оперативное планирование, его функции, системы и этапы.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1. Общая характеристика планирования............................................4
2. Стратегическое планирование...........................................................7
2.1. Понятие и назначение стратегического планирования....................7
2.2. Процесс стратегического планирования...........................................9
3. Текущее планирование.......................................................................16
3.1. Понятие и назначение текущего планирования...............................16
3.2. Годовой план предприятия, как форма текущего планирования...17
3.3. Бюджет, как форма реализации текущих планов.............................19
4. Оперативное планирование...............................................................21
4.1. Понятие и функции оперативного планирования............................21
4.2. Системы оперативного планирования..............................................22
4.3. Этапы оперативного планирования..................................................24
Заключение...............................................................................................26
Список использованной литературы...................................................28
Приложение...............................................................................................29

Файлы: 1 файл

экономика организаций курсач.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................3

1. Общая характеристика планирования............................................4

2. Стратегическое планирование...........................................................7

2.1. Понятие и назначение стратегического планирования....................7

2.2. Процесс стратегического планирования...........................................9

3. Текущее планирование.......................................................................16

3.1. Понятие и назначение текущего планирования...............................16

3.2. Годовой план предприятия, как форма текущего планирования...17

3.3. Бюджет, как форма реализации текущих планов.............................19

4. Оперативное планирование...............................................................21

4.1. Понятие и функции оперативного планирования............................21

4.2. Системы оперативного планирования..............................................22

4.3. Этапы оперативного планирования..................................................24

Заключение...............................................................................................26

Список использованной литературы...................................................28

Приложение...............................................................................................29

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Планирование – важная функция управления любым предприятием. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно- хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей. Доказано, что в организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

     На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. Но не всем предприятия удается достигнуть такой цели, причина - отсутствие квалифицированного планирования.

     Так что же такое планирование?

     Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

     Целью курсовой работы является изучение планирования на предприятии, исследование стратегического, текущего и оперативного планирования.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     В первом разделе курсовой работы рассмотрим общую характеристику планирования, т.е дадим определение, что такое планирование, какие выполняет задачи, цели.

    Второй раздел будет посвящен стратегическому планированию. В нем рассмотрим понятие и процесс стратегического планирования.

     Третий раздел направлен на изучение текущего планирования, определим понятие и назначение текущего планирования, также рассмотрим его формы.

     В четвертом, заключительном, разделе исследуем оперативное планирование, его функции, системы и этапы.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ

    

     В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Оно охватывает все основные сферы деятельности, такие как: сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны.

     Планирование – это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию на описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

     Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей, с учетом возможностей использования ресурсов предприятия в целом.

     Существует несколько методов планирования:

     - балансовый метод – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана;              

     - расчетно - аналитический метод, используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень;

     -экономико - математические методы, позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

     - графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами;

     - программно - целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

     Процесс планирования включает:

     - формирование общих целей развития предприятия;

     - определение конкретных целей и задач предприятия и его отдельных подразделений на определенный период перспективы;

     - установление путей и средств их достижения;

     - обоснование потребности в производственных ресурсах и источников их обеспечения;

     - методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

     В зависимости от размеров предприятия, характера поставленных задач и возможных сроков их решения, план может иметь различные формы. Формы планирования:

     - долгосрочное – 10-15 лет;

     - среднесрочное – 1-5 лет;

     - краткосрочное – 1 год.

     Основная задача планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальное решение задач, стоящих перед организацией. Менеджер планирует потому, что должен предвидеть и действовать, опережая время. Это позволит избежать многих ошибок и лучше использовать имеющиеся возможности.

     В целом, наличие детально разработанного плана позволяет активнее развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, обеспечивает объективную основу для выбора лучших решений.

     Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления; квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

     Система планирования любого предприятия включает три взаимосвязанные подсистемы:

     1. Стратегического;

     2. Текущего;

     3. Оперативного планирования.

     Далее, рассмотрим более подробно эти подсистемы планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

     2.1. Понятие и назначение стратегического планирования

     В последние годы возросла роль стратегического планирования, целью которого является разработка стратегических решений и формирование планов, нацеленных на развитие предприятия в долгосрочной перспективе и достижение конкурентных преимуществ, естественно, с учетом изменений во внешней среде.

     Как правило, с помощью стратегического планирования, предприятие может с точностью оценить свои потенциальные возможности, разработать необходимые производственные программы, установить каждому подразделению конкретные цели, определить альтернативные действия на длительный срок.

     За­да­чи пла­ни­ро­ва­ния оп­ре­де­ля­ют­ся  ка­ж­дой  фир­мой  са­мо­стоя­тель­но в зави­си­мо­сти от дея­тель­но­сти,  ко­то­рой она за­ни­ма­ет­ся. В це­лом же за­да­чи страте­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния лю­бой фир­мы сво­дят­ся к сле­дую­ще­му:

     1. Пла­ни­ро­ва­ние рос­та при­бы­ли.

     2. Пла­ни­ро­ва­ние из­дер­жек пред­при­ятия,  и, как след­ст­вие, их у­мень­ше­ние.

     3. Уве­ли­че­ние до­ли рын­ка, уве­ли­че­ние до­ли про­даж.

     4. Улуч­ше­ние со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки фир­мы.

     Стратегическое планирование отличается от других видов планирования тем, что оно предполагает направление анализа и принятие решений «из будущего в настоящее», а не «из прошлого в будущее», как это свойственно другим видам планирования.

     Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.

     Дадим определение миссии.

     Итак, основная общая цель предприятия - миссия. Миссия всегда отражает имидж организации. Она дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится.

    Содержание миссии обычно включает в себя следующие элементы:

     - описание продуктов (услуг), предлагаемых организацией;

     - определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

     - цели организации – выживание, рост, доходность и др.;

    - технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

     - философия: выражаются базовые взгляды и ценности организации;

     - внутренняя концепция, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;

     - внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

     Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль — внутренняя проблема. В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он отмечал, что при этом прибыль едва ли пройдет мимо. Вот примеры формулировки миссии:

     1.Компания «Лукойл»: «Стать компанией мирового класса».

     2.Банк «Менатеп»: «Менатеп должен стать надежным международным банком, предлагающим высококачественные услуги организациям и частным лицам в России и Европе».

     Значение миссии для деятельности предприятия особое. Оно заключается в том, что миссия:

     - является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач;

     - помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

     - обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации. При определении миссии должен быть определен период, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.

 

     2.2. Процесс стратегического планирования

     Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.

     Что такое программа действий?

     Это программа, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале и ресурсах, дополнительную потребность в ресурсах и оборудовании, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты. В основу расчетов кладутся цели стратегии, и осуществляется их коррекция в соответствии с выявленными в ходе перспективного планирования факторами, способными оказать положительное или отрицательное влияние.

     Дальнейший процесс стратегического планирования показан на схеме 1 (с.29)

     На этой схеме видно, что процесс планирования состоит из следующих друг за другом этапов.

     Анализ среды считается исходным процессом стратегического планирования, т.к. он является базой для определения миссии и целей фирмы. После анализа среды можно переходить к формированию миссии организации, которая выражает смысл ее существования, ее предназначение. Далее идет процесс разработки целей и задач.

     В соответствии с темпом роста, различают цели:

    - быстрого роста, которая связана с огромным риском, и ставить перед собой эти цели могут только те организации, которые обладают достаточным потенциалом, необходимыми ресурсами, доскональным знанием рынка.

     - стабильного роста, где цели направлены на сохранение уже достигнутых позиций в отрасли.

     - цель сокращения ставится, когда организация по ряду причин вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом.

Информация о работе Планирование на предприятии