Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 13:55, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотрение теоретических основ планирования производственной программы и ее обоснование на примере предприятия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
- исследовать теоретические аспекты разработки производственной стратегии на предприятии;
- проанализировать производственную деятельность предприятия;
- провести оценку эффективности производственной деятельности предприятия;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………...5
1.1. Понятие и назначение производственной программы
предприятия…………………………………………………………….…………5
1.2 Структура и показатели производственной программы
предприятия……………………………………………………………...………9
1.3 Производственная мощность: сущность и
определяющие факторы…………………………………………………..…….14
2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ…………………….………………………………….………..19
2.1 Мероприятия необходимые для разработки производственной программы……………………………………………………..….…………….19
3.2 Рекомендации по созданию организационно-экономического механизма разработки и реализации производственной программы………….…….……25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы………………
Планирование производства продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребности в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.
План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (РП) (валовый доход); товарная продукция; валовая продукция. Основными стоимостными показателями этого раздела плана является реализованная продукция (валовый доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к доставке оп плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.
Плановый объем реализованной продукции (РПпл) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле:
= , (1)
где - товарная продукция i-го вида в оптовых ценах предприятия;
- изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе предприятия на начало и конец планируемого периода;
- изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец планируемого периода; n - количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…,n).
Реализованная продукция характеризует валовый доход предприятия (ВДпл) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):
, (2)
, (3)
где - валовой доход предприятия от реализации i-го вида продукции;
- цена единицы i-го вида продукции (оптовая, договорная);
- планируемый объем продаж i-го вида продукции (i=1,2,3…,n) в натуральном выражении.
Кроме валового дохода, в плане может предусматриваться средний доход. Это размер денежных средств, получаемых предприятием от продажи одной единицы продукции или услуги.
В условиях, когда в планируемом периоде предусматривается изменение отпускных цен, средний доход представляет собой не что иное, как среднюю цену.
Товарная продукция (ТП) включает стоимость: запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперированным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства. Выражается она в оптовых ценах для увязки плана производства с финансовым планом; вторые - для определения темпов, динамики измерения структуры производства.
Плановый объем товарной продукции (ТПпл) рассчитывается по формуле:
, (4)
где - план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении;
- действующая оптовая цена i-го вида продукции;
n-количество видов товарной продукции (i=1,2,3,…n);
- объем услуг и работ i-го вида промышленного характера;
m - количество видов работ промышленного характера (j=1,2,3,…m).
Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенного производства. Она оценивается обычно в сопоставимых ценах.
Объем валовой продукции (ВП) рассчитывается по формуле:
ВП = ТП – ОНЗПн + ОНЗПк + ОИНн + ОИНк (5)
где ОНЗПн и ОНЗПк - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец и начало планового периода соответственно;
ОИНн и ОИНк - остатки инструментов и приспособлении собственного производства на конец и начало планового периода.
Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.
На предприятиях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство (например, в пищевой промышленности), по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.
Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе предприятия в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая на некоторых предприятиях 80-90 % издержек.
Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно чистой продукции.
Чистая продукция характеризует вновь созданную на предприятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.
В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия.
Плановый объем чистой продукции (ЧП) рассчитывается по формулам:
ЧП = РП - МЗ - А, (6)
ЧП = ЗП + Пр , (7)
где МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;
А - амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов;
ЗП - заработная плата с начислениями на нее;
Пр - прибыль от реализации продукции.
Условно чистая продукция (УЧП), в отличие от чистой, включает амортизацию и рассчитывается по формуле:
УЧП = Пр + МЗ, (8)
УЧП = ЗП + А + Пр, (9)
Показатели чистой и условно чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.
Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.
Экономическое обоснование производственной мощности — важнейший инструмент планирования промышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.
При формировании производственной мощности учитывается влияние таких факторов, как номенклатура, ассортимент, качество продукции, парк основного технологического оборудования, средний возраст оборудования и эффективный годовой фонд времени его работы при установленном режиме, уровень сопряженности парка, размер производственных площадей и т.п.
От производственной мощности зависит степень удовлетворения рыночного спроса, который может изменяться по объему, номенклатуре и ассортименту, поэтому производственная мощность должна предусматривать гибкость всех технологических операций, т. е. возможность своевременно перестроить производственный процесс в зависимости от роста конкурентоспособности продукции, изменения объема, номенклатуры и ассортимента.
Производственная мощность рассчитывается по всему перечню номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукций. В условиях многономенклатурного производства, когда выпускаемая продукция характеризуется сотнями наименований изделий, каждое из которых отличается не только назначением или конструктивными особенностями, но и технологией изготовления, осуществляются группировка всей номенклатуры производимой продукции и выбор изделия-представителя.
Производственная мощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам и оборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узких мест».
К ведущему подразделению относятся подразделения, в которых выполняются основные технологические операции по изготовлению плановой продукции.
Под «узким местом» понимается несоответствие мощности отдельных цехов, участков, групп оборудования минимальной мощности соответствующего подразделения, участка или группы оборудования. Возникновение узкого места является следствием несопряженности между цехами, участками или группами оборудования. Коэффициент сопряженности рассчитывается по формуле:
(10)
где Кс — коэффициент сопряженности;
M1 и М2 — мощность ведущих цехов и участков, ед.;
Ру —удельный расход продукции первой операции (цеха, участка) для выработки продукции второй, шт., т, и т.п.
Устранение узкого места осуществляется по плану организационно-технических мероприятий, который разрабатывается в двух направлениях, т. е. с учетом и без учета привлечения дополнительных капитальных вложений. Ко второму направлению относятся мероприятия по вводу неустановленного оборудования, увеличению сменности работы оборудования, привлечению дополнительной рабочей силы, расширению многостаночного обслуживания, сокращению внутрисменных простоев, перераспределению деталей на взаимозаменяемое оборудование с меньшим уровнем его использования.
Расчет производственной мощности ведется также по всем производственным подразделениям промышленного предприятия начиная с низшего производственного звена к высшему, т. е. от станка к группе взаимозаменяемого оборудования, далее к участку, от участка к цеху основного производства, от цеха к предприятию в целом.
При определении производственной мощности не учитываются простои оборудования или недоиспользование производственных площадей, вызванное дефицитом рабочей силы и производственных запасов, отклонениями в организации производства и т.п. Производственная мощность — величина переменная. Она изменяется в течение отчетного периода и определяется, как правило, на начало и конец года.
Производственная мощность определяется в тех же единицах, в каких измеряется объем производства продукции. Широкая номенклатура приводится к одному или нескольким видам однородной продукции.
Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:
— количество и производительность оборудования;
— качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
— степень прогрессивности техники и технологии производства;
— качество сырья, материалов, своевременность их поставок;
— уровень специализации предприятия;
— уровень организации производства и труда;
— фонд времени работы оборудования.
Выбытие мощности происходит по следующим причинам:
— износ оборудования;
— уменьшение часов работы оборудования;
— изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;
— окончание срока лизинга оборудования.
Для анализа производственной мощности используются показатели, которые характеризуют:
Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственных мощностей необходимо:
Итак, производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Производственная программа предприятия планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия - увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для осуществления этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. Производственная мощность в свою очередь является исходным пунктом планирования производственной программы предприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий, цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощности занимает ведущее место в выявлении и оценке резервов производства.
Информация о работе Планирование производственной программы предприятия