Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 15:50, курсовая работа
В своей курсовой работе я раскрою тему приватизации именно в нашей стране. Я расскажу о сущности приватизации в России, ее видах, предпосылках, тенденциях развития, о принятых законах и о программах на ближайшее будущее.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
(ФГБОУ ВПО МГЛУ)
Кафедра мировой экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МИКРОЭКОНОМИКЕ
НА ТЕМУ: “ Плюсы и минусы приватизации в России ”
Направление подготовки: 080100- Экономика
Выполнила:
студент(ка) Беликова Маргарита
учебной группы 1-2-35
факультета экономики и права
_______________
Научный руководитель:
доктор экон. наук (канд. экон. наук), Листратенко М.Н.
_______________
Москва 2012
Содержание:
Введение: стр. 3
Глава 1: стр. 4
Глава 2: стр. 19
Глава 3: стр. 20
Заключение: стр. 23
Список использованной литературы: стр. 24
Введение
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к
тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор. От того,
как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают
рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и
неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и
частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на
появление заинтересованного и ответственного производителя
конкурентоспособной продукции.
Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В
самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50
стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и
промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду
правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований
особенно усилились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех
идеологических направлений и с любым уровнем развития.
В своей курсовой работе я раскрою тему приватизации именно в нашей стране. Я расскажу о сущности приватизации в России, ее видах, предпосылках, тенденциях развития, о принятых законах и о программах на ближайшее будущее.
Глава 1
Сущность и история приватизации в России
Приватизация - это, в сущности, ключевая сфера в блоке системных преобразований российской экономики. От того, как это произойдет, зависит, в значительной мере, и распределение власти в стране.
Для России необходимо четко определить возможности реформирования экономики. В вопросах приватизации, тем более "поголовной", далеко не все ясно, - например, целесообразные объемы разгосударствления, предприятия, отрасли, формы и сроки. Все это должно определяться подготовленностью общественного сознания и наличием соответствующей экономической инфраструктуры.
Для страны, по-видимому, необходимо приватизировать торговлю, сферу обслуживания, т.е. то, что сейчас понимается под "малой" приватизацией.
В то же время следует отметить, что без государственной собственности жизнь общества невозможна. Тотальное разрушение госсектора ведет к снижению эффективности производства, к стагнации и депрессии.
Поэтому многих специалистов настораживает тенденция, приводящая к вырождению приватизации в перераспределение собственности и концентрации ее в руках узкого круга лиц.
ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ В 1992 ГОДУ
Осенью 1992 г. Правительство России приступило к программе приватизации крупных и средних предприятий (около 25 тыс.), а также множества мелких предприятий.
За истекший год получены определенные результаты, хотя речь может идти, скорее, о количественных характеристиках. Если же рассматривать этот процесс с точки зрения эффективности влияния на изменение ситуации, то, по мнению экспертов, итоги оказываются весьма скромными.
К 1 января 1993 г. в России была полностью завершена приватизация свыше 46 тыс. (из 250 тыс. на начало 1992 г. подлежащих приватизации) предприятий различных отраслей народного хозяйства. В числе приватизированных федеральные предприятия составили 17,5%, республиканские - 27%, муниципальные - 36,6%. Больше половины из них составили предприятия розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, которые прошли через схему "малой приватизации": продавались на аукционах и коммерческих конкурсах. В половине случаев приватизированные объекты стали собственностью работников этих предприятий. Каждое третье предприятие, подпадающее под условия "малой приватизации", стало частным.
Доход от приватизации в 1992 г. превысил более чем в два раза запланированную сумму дохода в 72 млрд. руб. и должен пойти, прежде всего, на социальную защиту и на поддержку местных бюджетов.
Началось преобразование в акционерные общества 5 тыс. крупнейших российских предприятий, среди которых такие, как производственное объединение "Автоваз", "Уралмаш", Владимирский тракторный завод, Нижне-Тагильский металлургический комбинат, Тулачермет, Красноуральский медеплавильный комбинат и т.д.
Проведение приватизации с одновременным разукрупнением предприятий, демонополизацией производства и торговли представляется весьма желательным, особенно учитывая масштабы монополизма в российской экономике и важность формирования в кратчайшие сроки конкурентной среды. В то же время, как показывает опыт, здесь нужен селективный подход, индивидуальные решения в каждом конкретном случае. Действия по некоторой единой схеме могут создать дополнительные трудности для производства, что крайне нежелательно при уже имеющемся спаде.
ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ НА 1993 ГОД
Согласно проекту программы приватизации на 1993 г., предложенному Госкомимуществом, к концу года будут завершены "малая" приватизация и первый этап "большой" приватизации - акционирование.
По мнению наблюдателей, главной особенностью проекта является однозначный приоритет в 1993 г. продажи приватизируемого имущества за ваучеры. Правительство России выпустило приватизационные чеки (ваучеры) для каждого жителя страны. Более 140 млн. чел. получили приватизационные чеки, которые позволят им стать владельцами акций приватизированных (частных) компаний. При этом, в соответствии с проектом, "основной формой продажи акций является продажа их на специализированных чековых аукционах". Предполагается, что:
-не менее 80% акций приватизируемых государственных предприятий федеральной собственности и 45% акций муниципальных предприятий должны продаваться только за ваучеры;
- в целом, во всех регионах России к концу 1993 г. должно быть приватизировано не менее 80% предприятий оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; не менее 70% предприятий легкой и пищевой промышленности; не менее 60% предприятий по производственно-техническому обслуживанию сельского хозяйства;
- в 1993 г. общая сумма поступлений от приватизации составит до 1,5 трлн. руб. в приватизационных чеках и 300 млрд. руб. в "обычных" деньгах (из них 140 млрд. руб. от иностранных инвесторов и кредиторов);
- будет наблюдаться значительное превышение спроса над предложением приватизируемого имущества в топливно-энергетических отраслях (где спрос превысит предложение в 5,8 раза), в пищевой (в 6,8 раза) и легкой промышленности (в 6,5 раза).
В то же время, как отмечают эксперты, проект отличает стремление сохранить в 1993 г. в значительной мере позиции государства в экономике. В соответствии с программой не подлежат приватизации недра, лесной фонд, объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, автомобильные и железные дороги, предприятия городской инженерной инфраструктуры (теплоснабжение, водопроводы и т.д.).
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ПРИВАТИЗАЦИИ
ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ 1993 ГОДА
В течение первого полугодия 1993 г. продолжалось преобразование предприятий в акционерные общества, "малая" приватизация, завершилась выдача приватизационных чеков, отлаживалась организация проведения чековых аукционов, шло создание системы чековых инвестиционных фондов.
В области "малой" приватизации первое полугодие дало некоторое снижение темпов по отношению к "бурным" ноябрю-декабрю 1992 года.
К 1 мая 1993 г. было приватизировано 52,5% объектов розничной торговли, 47,3% - общественного питания, 54,9% - бытового обслуживания. (В печати со ссылкой на Госкомстат РФ появляются совсем другие цифры, гораздо ниже. Дело в том, что у Госкомстата иная методика подсчета. К примеру, приватизируется торг, в который входят 50 магазинов. С точки зрения статистики, в частную собственность передано одно предприятие, но в действительности ведь их 50. Отсюда и разногласие в цифрах.) Из этого количества предприятий трудовые коллективы выкупили 69,9% торговых объектов, частные лица приобрели 7,9% магазинов, 22,3% купили юридические лица, то есть различные компании и фирмы. Примерно такое же соотношение и в общественном питании, и в бытовом обслуживании. Лишь в бытовом обслуживании несколько больше доля частных лиц - 13,1% и ниже доля трудовых коллективов - 63,3%. Таким образом, подавляющее большинство объектов перешло в собственность трудовых коллективов.
Правда, нередко за их спиной стоят спонсоры. Ничего незаконного в этом нет.
Интересно посмотреть соотношение способов приватизации. Как известно, их существует четыре: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование.
Конкурс отличается от аукциона тем, что при нем хозяин приватизированного объекта должен выполнить ряд условий: сохранить товарный профиль, не увольнять работников, вложить определенные инвестиции. В розничной торговле на аукционах продано 13,6% предприятий, на конкурсах - 36%, аренда - 40,4%, акционирование - 13,6%. Несколько различаются эти показатели по отраслям. Например, в бытовом обслуживании выше доля конкурсов - 44,5 и ниже доля аукционов - 9,4%. Что касается аренды, то она менее популярна в бытовом обслуживании - 36% и более - в общественном питании - 4l%.
На 1 июня с.г. в России было приватизировано 53,95% всех предприятий, подлежащих "малой" приватизации. Данные по регионам и отраслям приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Территории | Всего предприятий | Доля приватизированных предприятий, % |
Ненецкий автономный округ | 0,00 |
|
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ | 10 | 0,00 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 236 | 1,69 |
Республика Саха (Якутия) | 2035 | 3,98 |
Кабардино-Балкарская Республика | 450 | 4,44 |
Северо-Осетинская Республика | 538 | 7,06 |
Республика Татарстан | 179 | 12,85 |
Ульяновская область | 582 | 13,57 |
Республика Калмыкия-Хальмг Тангч | 191 | 13,61 |
Мордовская ССР | 265 | 19,25 |
Оренбургская область | 1121 | 113,20 |
Республика Тува | 39 | 100,00 |
Эвенкийский автономный округ | 5 | 100,00 |
Республика Адыгея | 147 | 100,00 |
Москва | 11849 | 83,80 |
Пензенская область | 868 | 82,37 |
Ростовская область | 1361 | 82,00 |
Калужская область | 689 | 80,26 |
Челябинская область | 2648 | 79,46 |
Красноярский край | 912 | 78,84 |
Всего по России | 94283 | 53,95 |