Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 15:50, курсовая работа
В своей курсовой работе я раскрою тему приватизации именно в нашей стране. Я расскажу о сущности приватизации в России, ее видах, предпосылках, тенденциях развития, о принятых законах и о программах на ближайшее будущее.
* Некоторые из предприятий, зафиксированных в госреестре, разделились в процессе приватизации.
Источник: Госкомимущество.
Таблица 2
Экономические районы России | Доля приватизированных предприятий,% | |||
Всего | Торговля | Общепит | Бытовое обслуживание | |
Северный | 32,6 | 25,8 | 29,1 | 46,7 |
Северо-Западный | 54,5 | 56,6 | 49,4 | 54,1 |
в т.ч. С.-Петербург | 52,0 | 55,4 | 44,8 | 51,0 |
Центральный | 72,8 | 73,4 | 67,1 | 74,8 |
в т.ч. Москва | 83,8 | 90,2 | 77,2 | 80,1 |
Волго-Вятский | 50,3 | 51,2 | 51,9 | 48,3 |
Центрально-Черноземный | 56,9 | 54,7 | 51,0 | 62,3 |
Поволжский | 40,7 | 46,3 | 24,4 | 42,9 |
Северо-Кавказский | 54,1 | 45,4 | 56,6 | 62,2 |
Уральский | 52,8 | 49,6 | 48,3 | 62,1 |
Западно-Сибирский | 47,9 | 53,3 | 41,6 | 41,6 |
Восточно-Сибирский | 62,6 | 64,3 | 55,0 | 62,4 |
Дальневосточный | 27,4 | 26,5 | 19,6 | 34,9 |
Калининградская область | 20,9 | 20,3 | 18,8 | 24,2 |
Всего по России | 54,0 | 53,1 | 47,8 | 58,2 |
Источник: Госкомимущество.
Замедление процесса "малой" приватизации специалисты видят, во-первых, в политической нестабильности. Вторая причина в том, что главы администрации, видя ми-1усы приватизации (нарушения закона, перепрофилирование продуктовых магазинов в коммерческо-комиссионные и т.п.) решили, что лучший выход - остановить приватизацию и взять все в свои руки. И, в-третьих, непроданными остались наиболее сложные объекты - например, крупные магазины, т.к. муниципальные власти зачастую не понимают, как это их можно отдавать частнику.
Продолжается начатый в 1992г. процесс приватизации жилья. За январь-апрель 1993 г. в Российской Федерации приватизировано 2,6 млн. квартир, почти столько же было приватизировано за весь 1992 г. По сравнению с январем-апрелем прошлого года число квартир, перешедших в собственность граждан, увеличилось в 9 раз.
Всего по состоянию на 1 мая 1993 г. приватизировано 5,3 млн. квартир, что составляет 16% от общего числа квартир, подлежащих приватизации.
Активнее идет этот процесс в Республике Алтай, где приватизировано 52% квартир, республиках Карачаево-Черкессия, Хакассия, Адыгея, Алтайском и Ставропольском краях, Омской области, Северо-Осетинской ССР, г.Москве (28-41%).
Вместе с тем в республиках Саха (Якутия) и Татарстан в частную собственность перешло менее 2% всех квартир, в Республике Коми, Мордовской ССР, Чувашской Республике, Чукотском автономном округе. Архангельской, Саратовской и Ульяновской областях - менее 7,4%.
В России по состоянию на 1 мая с.г. приватизировано 650 предприятий автотранспорта (13% от общего их числа), в том числе около 300 предприятий автотранспорта общего пользования (табл.3).
Таблица 3
Регион | Республика, область, город | Автопред- | Приватизировано, |
| Московская обл. | 43 | 50 |
| г. Москва | 30 | 38 |
Центральный | Смоленская обл. | 8 | 29 |
| Тульская обл. | 8 | 24 |
| Ивановская обл. | 7 | 25 |
Центрально-черноземный | Белгородская обл. | 7 | 23 |
Северный | Республика Карелия | 7 | 29 |
Северо-Западный | Ленинградская обл. и г. Санкт-Петербург | 20 | 17 |
Уральский | Челябинская обл. | 24 | 51 |
Волго-Вятский | Нижегородская обл. | 20 | 30 |
Западно-Сибирский | Тюменская обл. | 13 | 19 |
Поволжский | Самарская обл. | 10 | 24 |
Источник: Госкомимущество.
Приватизируются и другие виды транспорта. Уже приватизированы Западное речное пароходство (Калининградская обл.), Якутский, Хандыгский (Республика Саха, Якутия), Сарапульский (Республика Удмуртия) и Ярославский речные порты, Выборгский (Ленинградская обл.) и Красногорский (Сахалинская обл.) морские торговые порты, Находкинский (Приморский край) морской рыбный порт. В результате приватизации на Сахалине создана Корсаковская морская судоходная компания, появилась компания "Тюмень-авиа транс" и т.д.
Все большее развитие получает процесс "большой" приватизации. Если в течение 1992 г. было приватизировано путем акционирования 17% крупных предприятий, то к началу апреля их удельный вес составлял 24%.
При осуществлении приватизации крупных предприятий следует от номинальной (которая выражается только в смене вывесок) приступить к действительной приватизации и реальному разгосударствлению. Обеспечить это можно лишь некоторым снижением темпа распродажи (раздачи) госсобственности. Излишняя торопливость просто не позволяет нормально организовать процесс подготовки предприятий к работе в условиях рынка, создает благоприятную почву для многочисленных злоупотреблений, и следовательно, препятствует появлению необходимых для становления нормального рынка изменений в поведении предприятий.
Необходимо самое серьезное внимание обратить на приватизацию крупных технологически взаимосвязанных комплексов, чтобы не привести к распаду действующих производственных групп и не ликвидировать в конечном итоге часть промышленного и научного потенциала страны. В то же время проводимая в настоящее время политика не снижает проблемы преодоления монополизма и создания конкурентной среды.
Из-за высокой степени концентрации, узкой специализации и жесткой технологической кооперации в рамках сложившихся производственных структур разукрупнение, а фактически искусственный развал крупных научно-промышленных комплексов, как правило, ведет не к демонополизации, а к появлению новых монополистов в лице выделяемых производств и структурных подразделений. В этой ситуации наиболее перспективным, как считают специалисты, является сохранение сложившихся производственных комплексов, естественно, поставив на новую основу имеющиеся кооперационные и технологические связи. Здесь возможны два варианта.
Первый - создание на базе крупных промышленных комплексов (технологических цепочек) холдинговых компаний.
Второй - создать систему перекрестного владения акциями, когда технологически связанные между собой предприятия обмениваются между собой или приобретают пакеты акций друг друга.
Этот вариант был предложен при акционировании "Уралмаша".
В первом полугодии 1993 г., так же как и в 1992 г., процесс приватизации в различных регионах Федерации проходил крайне неравномерно. Так, если в Центрально-Черноземном районе приватизировано 58,9% предприятий, то в Уральском районе лишь 24,6%. Среди республик, входящих в состав Российской Федерации, наиболее высокий показатель имеют Хакассия (48,7%) и Бурятия (45%), а в Республике Башкортостан он достиг лишь 7,8%.
Следует отметить, что в республиках, не имеющих фондов имущества, показатели приватизации имеют особенно низкие значения. Так, в Республике Саха (Якутия) приватизировано лишь 7% предприятий, а в Республике Татарстан - всего лишь 1,01%.
Наивысшие показатели среди краев имеет Ставропольский край - 66,4%, низшие - Хабаровский край - 24,5%. В табл. 4 показаны результаты приватизации в отдельных областях.
Таблица 4
Область, город | Объем приватизации, % |
Ленинградская | 59,6 |
г. Санкт-Петербург | 52,3 |
Нижегородская | 58,9 |
Иркутская | 40,1 |
Кемеровская | 37.3 |
Ростовская | 32,4 |
Самарская | 32,2 |
Оренбургская | 30,0 |
Московская | 27,7 |
г.Москва | 19,9 |
Новосибирская | 17,6 |
Свердловская | 14,0 |
Пермская | 13,8 |
Воронежская | 13,3 |
Волгоградская | 10,5 |
В национальных округах этот процесс характеризуется еще большей неравномерностью. В Коми-Пермяцком округе приватизировано 159 предприятий из 197, что составляет 80,7%, Усть-Ордынском округе - 21,2%, а в Таймырском - 2,5%. В Ненецком национальном округе Архангельской области приватизировано лишь одно предприятие из 58.
Общая выручка, поступившая в январе-феврале от приватизации предприятий (включая средства, поступившие от предприятий, приватизированных в 1992 г.), составила около 49 млрд. руб., в том числе от приватизации муниципальной собственности - 23 млрд. (48%), собственности территорий- 10 млрд. (20%), федеральной собственности - 16 млрд. (32%). Из выручки перечислено в доход бюджетов территорий 64%, в федеральный бюджет - 24, государственным органам приватизации - 12%.
Анализ динамики процесса приватизации позволяет сделать вывод о том, что к концу 1993 г. малая приватизация будет в основном завершена, а приватизация объектов федеральной собственности значительно расширится, что видно из рис. 1.
Активизируется и процесс образования акционерных обществ (рис.2).
Однако масштабы акционирования пока еще явно не соответствуют общим задачам "большой" приватизации, не обеспечивают достаточного предложения имущества за приватизационные чеки. Наиболее слабо реализуют свои возможности в акционировании Хабаровский и Красноярский края, Камчатская и Томская области, Республика Коми и другие.
Начиная с декабря 1992 г. в Российской Федерации начали проводиться специализированные чековые аукционы, причем масштабы этого процесса динамично возрастали (рис.3).
Расширилась и география чековых аукционов. Если на старте - в декабре прошлого года - они проходили только в восьми регионах России, то в мае - уже в 70.
К концу апреля состоялось более тысячи аукционов, на которых были проданы акции таких крупных предприятий, как Волгоградский и Владимирский тракторные заводы, "Ростсельмаш", АМО "ЗИЛ", АО "Уралмаш" и др.
Сейчас каждый месяц проходит более 500 аукционов. Если и дальше все будет идти такими темпами, то к концу 1993 г. более 50% промышленности России перейдет в частные руки.
К числу особенно активно участвующих в проведении чековых аукционов можно отнести Владимирскую, Ярославскую, Новгородскую, Волгоградскую и Свердловскую области, Республику Хакассию, Приморский край и ряд других регионов. В то же время в ряде других территорий чековая приватизация практически "стоит на нуле" либо в результате бездействия местных властей, либо их целенаправленного противодействия.