Плюсы и минусы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я раскрою тему приватизации именно в нашей стране. Я расскажу о сущности приватизации в России, ее видах, предпосылках, тенденциях развития, о принятых законах и о программах на ближайшее будущее.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)


 

* Некоторые из предприятий, зафиксированных в госреестре, разделились в процессе приватизации.

Источник: Госкомимущество.

Таблица 2


 

Экономические районы России

Доля приватизированных предприятий,%

Всего

Торговля

Общепит

Бытовое обслуживание

Северный

32,6

25,8

29,1

46,7

Северо-Западный

54,5

56,6

49,4

54,1

в т.ч. С.-Петербург

52,0

55,4

44,8

51,0

Центральный

72,8

73,4

67,1

74,8

в т.ч. Москва

83,8

90,2

77,2

80,1

Волго-Вятский

50,3

51,2

51,9

48,3

Центрально-Черноземный

56,9

54,7

51,0

62,3

Поволжский

40,7

46,3

24,4

42,9

Северо-Кавказский

54,1

45,4

56,6

62,2

Уральский

52,8

49,6

48,3

62,1

Западно-Сибирский

47,9

53,3

41,6

41,6

Восточно-Сибирский

62,6

64,3

55,0

62,4

Дальневосточный

27,4

26,5

19,6

34,9

Калининградская область

20,9

20,3

18,8

24,2

Всего по России

54,0

53,1

47,8

58,2


Источник: Госкомимущество.

Замедление процесса "малой" приватизации специалисты видят, во-первых, в политической нестабильности. Вторая причина в том, что главы администрации, видя ми-1усы приватизации (нарушения закона, перепрофилирование продуктовых магазинов в коммерческо-комиссионные и т.п.) решили, что лучший выход - остановить приватизацию и взять все в свои руки. И, в-третьих, непроданными остались наиболее сложные объекты - например, крупные магазины, т.к. муниципальные власти зачастую не понимают, как это их можно отдавать частнику.

Продолжается начатый в 1992г. процесс приватизации жилья. За январь-апрель 1993 г. в Российской Федерации приватизировано 2,6 млн. квартир, почти столько же было приватизировано за весь 1992 г. По сравнению с январем-апрелем прошлого года число квартир, перешедших в собственность граждан, увеличилось в 9 раз.

Всего по состоянию на 1 мая 1993 г. приватизировано 5,3 млн. квартир, что составляет 16% от общего числа квартир, подлежащих приватизации.

Активнее идет этот процесс в Республике Алтай, где приватизировано 52% квартир, республиках Карачаево-Черкессия, Хакассия, Адыгея, Алтайском и Ставропольском краях, Омской области, Северо-Осетинской ССР, г.Москве (28-41%).

Вместе с тем в республиках Саха (Якутия) и Татарстан в частную собственность перешло менее 2% всех квартир, в Республике Коми, Мордовской ССР, Чувашской Республике, Чукотском автономном округе. Архангельской, Саратовской и Ульяновской областях - менее 7,4%.

В России по состоянию на 1 мая с.г. приватизировано 650 предприятий автотранспорта (13% от общего их числа), в том числе около 300 предприятий автотранспорта общего пользования (табл.3).
 

 

Таблица 3

Регион

Республика, область, город

Автопред-
приятия, ед.

Приватизировано,
%

 

Московская обл.

43

50

 

г. Москва

30

38

Центральный

Смоленская обл.

8

29

 

Тульская обл.

8

24

 

Ивановская обл.

7

25

Центрально-черноземный

Белгородская обл.

7

23

Северный

Республика Карелия

7

29

Северо-Западный

Ленинградская обл. и г. Санкт-Петербург

20

17

Уральский

Челябинская обл.

24

51

Волго-Вятский

Нижегородская обл.

20

30

Западно-Сибирский

Тюменская обл.

13

19

Поволжский

Самарская обл.

10

24

Источник: Госкомимущество.

Приватизируются и другие виды транспорта. Уже приватизированы Западное речное пароходство (Калининградская обл.), Якутский, Хандыгский (Республика Саха, Якутия), Сарапульский (Республика Удмуртия) и Ярославский речные порты, Выборгский (Ленинградская обл.) и Красногорский (Сахалинская обл.) морские торговые порты, Находкинский (Приморский край) морской рыбный порт. В результате приватизации на Сахалине создана Корсаковская морская судоходная компания, появилась компания "Тюмень-авиа транс" и т.д.

Все большее развитие получает процесс "большой" приватизации. Если в течение 1992 г. было приватизировано путем акционирования 17% крупных предприятий, то к началу апреля их удельный вес составлял 24%.

При осуществлении приватизации крупных предприятий следует от номинальной (которая выражается только в смене вывесок) приступить к действительной приватизации и реальному разгосударствлению. Обеспечить это можно лишь некоторым снижением темпа распродажи (раздачи) госсобственности. Излишняя торопливость просто не позволяет нормально организовать процесс подготовки предприятий к работе в условиях рынка, создает благоприятную почву для многочисленных злоупотреблений, и следовательно, препятствует появлению необходимых для становления нормального рынка изменений в поведении предприятий.

Необходимо самое серьезное внимание обратить на приватизацию крупных технологически взаимосвязанных комплексов, чтобы не привести к распаду действующих производственных групп и не ликвидировать в конечном итоге часть промышленного и научного потенциала страны. В то же время проводимая в настоящее время политика не снижает проблемы преодоления монополизма и создания конкурентной среды.

Из-за высокой степени концентрации, узкой специализации и жесткой технологической кооперации в рамках сложившихся производственных структур разукрупнение, а фактически искусственный развал крупных научно-промышленных комплексов, как правило, ведет не к демонополизации, а к появлению новых монополистов в лице выделяемых производств и структурных подразделений. В этой ситуации наиболее перспективным, как считают специалисты, является сохранение сложившихся производственных комплексов, естественно, поставив на новую основу имеющиеся кооперационные и технологические связи. Здесь возможны два варианта.

Первый - создание на базе крупных промышленных комплексов (технологических цепочек) холдинговых компаний.

Второй - создать систему перекрестного владения акциями, когда технологически связанные между собой предприятия обмениваются между собой или приобретают пакеты акций друг друга.

Этот вариант был предложен при акционировании "Уралмаша".

В первом полугодии 1993 г., так же как и в 1992 г., процесс приватизации в различных регионах Федерации проходил крайне неравномерно. Так, если в Центрально-Черноземном районе приватизировано 58,9% предприятий, то в Уральском районе лишь 24,6%. Среди республик, входящих в состав Российской Федерации, наиболее высокий показатель имеют Хакассия (48,7%) и Бурятия (45%), а в Республике Башкортостан он достиг лишь 7,8%.

Следует отметить, что в республиках, не имеющих фондов имущества, показатели приватизации имеют особенно низкие значения. Так, в Республике Саха (Якутия) приватизировано лишь 7% предприятий, а в Республике Татарстан - всего лишь 1,01%.

Наивысшие показатели среди краев имеет Ставропольский край - 66,4%, низшие - Хабаровский край - 24,5%. В табл. 4 показаны результаты приватизации в отдельных областях.
 

 

Таблица 4

Область, город

Объем приватизации, %

Ленинградская

59,6

г. Санкт-Петербург

52,3

Нижегородская

58,9

Иркутская

40,1

Кемеровская

37.3

Ростовская

32,4

Самарская

32,2

Оренбургская

30,0

Московская

27,7

г.Москва

19,9

Новосибирская

17,6

Свердловская

14,0

Пермская

13,8

Воронежская

13,3

Волгоградская

10,5


В национальных округах этот процесс характеризуется еще большей неравномерностью. В Коми-Пермяцком округе приватизировано 159 предприятий из 197, что составляет 80,7%, Усть-Ордынском округе - 21,2%, а в Таймырском - 2,5%. В Ненецком национальном округе Архангельской области приватизировано лишь одно предприятие из 58.

Общая выручка, поступившая в январе-феврале от приватизации предприятий (включая средства, поступившие от предприятий, приватизированных в 1992 г.), составила около 49 млрд. руб., в том числе от приватизации муниципальной собственности - 23 млрд. (48%), собственности территорий- 10 млрд. (20%), федеральной собственности - 16 млрд. (32%). Из выручки перечислено в доход бюджетов территорий 64%, в федеральный бюджет - 24, государственным органам приватизации - 12%.

Анализ динамики процесса приватизации позволяет сделать вывод о том, что к концу 1993 г. малая приватизация будет в основном завершена, а приватизация объектов федеральной собственности значительно расширится, что видно из рис. 1.

 

Активизируется и процесс образования акционерных обществ (рис.2).

 

Однако масштабы акционирования пока еще явно не соответствуют общим задачам "большой" приватизации, не обеспечивают достаточного предложения имущества за приватизационные чеки. Наиболее слабо реализуют свои возможности в акционировании Хабаровский и Красноярский края, Камчатская и Томская области, Республика Коми и другие.

Начиная с декабря 1992 г. в Российской Федерации начали проводиться специализированные чековые аукционы, причем масштабы этого процесса динамично возрастали (рис.3).

 

Расширилась и география чековых аукционов. Если на старте - в декабре прошлого года - они проходили только в восьми регионах России, то в мае - уже в 70.

К концу апреля состоялось более тысячи аукционов, на которых были проданы акции таких крупных предприятий, как Волгоградский и Владимирский тракторные заводы, "Ростсельмаш", АМО "ЗИЛ", АО "Уралмаш" и др.

Сейчас каждый месяц проходит более 500 аукционов. Если и дальше все будет идти такими темпами, то к концу 1993 г. более 50% промышленности России перейдет в частные руки.

К числу особенно активно участвующих в проведении чековых аукционов можно отнести Владимирскую, Ярославскую, Новгородскую, Волгоградскую и Свердловскую области, Республику Хакассию, Приморский край и ряд других регионов. В то же время в ряде других территорий чековая приватизация практически "стоит на нуле" либо в результате бездействия местных властей, либо их целенаправленного противодействия.

Информация о работе Плюсы и минусы приватизации в России