Плюсы и минусы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я раскрою тему приватизации именно в нашей стране. Я расскажу о сущности приватизации в России, ее видах, предпосылках, тенденциях развития, о принятых законах и о программах на ближайшее будущее.

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Начало 1993 г. характеризуется активным становлением чековых инвестиционных фондов, которые перешли от периода учреждения и эмиссии своих акций к обмену их на приватизационные чеки граждан.

Но при проведении приватизации специалистов тревожит несоответствие рыночной цены приватизируемых предприятий их реальной стоим ости. В соответствии с действующим законодательством начальная цена предприятия, величина уставного капитала создаваемого акционерного общества определяются без учета результатов переоценки основных фондов. Такой подход объясняется курсом на социальную направленность реформы, обеспечение гарантий участия трудовых коллективов в приватизации. В то же время представители РФФИ на местах считают, что это приводит к распродаже госимущества за бесценок.

Проведение приватизации при замороженной стоимости номиналов акций и приватизационных чеков в условиях инфляции ведет к тому, что даже высокий курс акций не соответствует реальной цене.

При значительной разнице курсов рубля, ваучера и доллара такая ситуация позволяет иностранным инвесторам при минимальных вложениях установить контроль над значительной частью российской экономики.

В РФФИ считают, что для защиты экономических интересов державы необходимо срочно разработать методику индексации продажной цены акций. Пусть она даст западным коммерсантам право покупать чеки в условиях свободного рынка.

В этой связи специалистами рассматриваются преимущества инвестиционных торгов. Уже первые такие продажи дали неплохие результаты. Тем не менее в общем объеме разгосударствления они занимают скромное место. Эксперты РФФИ считают, что необходимо внести дополнения в Указ Президента "О государственных гарантиях права граждан России на участие в приватизации", где установлена жесткая норма продажи 29% акций исключительно на чековых аукционах.

Представители многих региональных фондов имущества предлагают признать инвестиционные торги основной формой продажи акций наряду с чековыми аукционами. Для иностранных юридических и физических лиц эта форма должна стать приоритетной. Целесообразно сохранять при этом часть обыкновенных акций за фондами имущества для контроля и анализа инвестиционной программы.

ПРИВАТИЗАЦИОННЫЕ ЧЕКИ

 

Оправдываются предположения специалистов Госкомимущества России о том, что чек с середины нынешнего года "обязан" крупно дорожать. И действительно, его курс на биржах пошел резко вверх и с мая 1993 г. цена приватизационного чека возросла с 4200 руб. за чек до номинала. На утренних торгах 2 июня за ваучер давали 10000 руб. Потом курс несколько снизился, но, тем не менее, остался достаточно высоким (на 22 июня - 8892 руб.).

О динамике курса ваучера и объеме его продаж на РТСБ в апреле-июле 1993 г. можно судить по рис.4.

 

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что возрастает заинтересованность и активность населения России в процессе приватизации. И все же не стоит слишком обольщаться достигнутыми результатами, т.к. далеко еще не выполнена госпрограмма 1992 г. по числу предприятий, которые должны перейти в частную собственность, и погашено чеков населения немногим более 10% (15-20 млн.). А на руках у людей осталось их еще не менее 130 млн.

Начиная с октября 1992 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) регулярно отслеживает изменение в поведении и намерениях людей относительно использования приватизационных чеков.

Опрос показал, что среди тех, кто уже использовал ваучеры, преобладают люди, которые их продали или подарили (49%). Активную позицию относительно использования приватизационных чеков (купили акции предприятий или инвестиционных фондов) заняли 40% опрошенных.

Намерения тех, кто еще только собирается распорядиться своими чеками, несколько иные - намного меньше, чем раньше число желающих продать ваучеры. Однако выше доля тех, кто хочет подарить свой ваучер. Заметно увеличилась и доля людей, предпочитающих вложить ваучеры в дело - купить акции других предприятий и инвестиционных фондов.

В целом доля респондентов, желающих приобрести за ваучеры акции, тем самым вложив их в дело, судя по ответам превысила 55%.

Важным фактором, определяющим выбор того или иного варианта использования ваучера, является уровень дохода. В малообеспеченных семьях доля тех, кто хочет продать и подарить свой чек, в полтора раза выше числа тех респондентов, которые хотят купить на них акции. В то же время в наиболее обеспеченных семьях наблюдается обратное соотношение.

Опрос показал, что сейчас обладателями акций являются только 9%, а интерес к ним проявляют 25% опрошенных. Это в первую очередь молодежь (32%), руководители разного уровня (30%), специалисты (35%), представители высокодоходных групп населения (31%).

Однако не все заявившие о своем намерении приобрести акции имеют для этого средства:

только четверть из них отметили совпадение своих желаний и возможностей.

Для того, чтобы повысить доверие населения к ваучерам прежде всего необходимо:

- обеспечить большую защиту имущественных интересов граждан;

- уберечь их от покупки акций у предприятий, обреченных на банкротство;

- обеспечить покупателей акций информацией о предприятиях, чьи акции они приобретают;

- рекомендовать процедуру проверки приватизируемых предприятий независимыми аудиторскими фирмами;

- выносить акции на чековые аукционы с одновременной публикацией заключения об инвестиционном качестве ценных бумаг данного предприятия.

Если рассматривать задачи в области приватизации до конца года, то они кратко могут быть сформулированы так:

1. Обеспечить каждый чек российских граждан достаточным количеством имущества (акций), которые на него можно обменять. В этих целях потребуется завершить в ближайшее время акционирование большинства российских крупных и мелких предприятий путем упрощения процедур получения разрешения на приватизацию в Госкомимуществе России и резкого сокращения списков запрещенных к приватизации объектов.

2. Обеспечить условия для эффективного использования своих чеков гражданами. Для чего:

- в течение ближайших месяцев развернуть повсеместно систему чековых аукционов и резко увеличить продажу через них акций приватизированных предприятий, обеспечить гласность иинформирование граждане проводимых чековых аукционах;

- необходимо оказать максимальное содействие инвестиционным фондам, имеющим государственную лицензию, в том числе по получению ими налоговых льгот, возможности получения более льготного доступа к акциям приватизированных предприятий, в оперативном получении информации о предстоящих торгах, в подготовке кадров и т.д.

3. Завершить в течение года "малую" приватизацию. В этих целях потребуется резко упростить процедуру осуществления "малой" приватизации. Следует проработать новые подходы в ее проведении в отдаленных сельских районах.

Ведущие державы мира готовы оказать помощь России в проведении экономических реформ. Госсекретарь США Уоррен Кристофер сообщил, что объем американской помощи будет "внушительным" и новый пакет помощи США составит 1,8 млрд. долл. в дополнение к тем 1,6 млрд. долл., которые Б.Клинтон обещал в Ванкувере (Канада).

Соединенные Штаты намерены помогать России в успешном осуществлении программы приватизации. Как заявил Госсекретарь Уоррен Кристофер, обеспечение успеха российских реформ - исключительно важная задача нашего времени.

По словам министра финансов США П.Бентсена, в новый пакет войдут 500 млн. долл., которые США внесут в качестве своей доли в приватизационный фонд, необходимый для конверсии крупнейших промышленных отраслей России. Он надеется, что вклад других индустриальных держав в фонд составит еще 1,5 млрд. долл., а остальные 2 млрд. будут получены от Мирового банка и Европейского банка реконструкции и развития. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

1)     Этапы приватизации

В российской приватизации выделяются два этапа. Первый из них пришелся на 1992 г. –первую половину 1994. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

 

 

1)Законы о приватизации государственного имущества: 2004, 2009 гг.

1. Интервью с Алексеем Макаркиным.

Вчера Герман Греф на заседании правительства заявил о том, что до 1 октября 2004 года будет принята среднесрочная программа приватизации в России. Таким образом, предприятия, до сих пор входящие в госсобственность, будут приватизированы. Каково ваше отношение к такой на первый взгляд тотальной приватизации, ради чего ее проводить? И к каким макроэкономическим последствиям это может привести?

Есть предприятия, которые просто висят на государстве мертвым грузом. Но есть и такие, которые имеют для государства политическое значение, и государство вряд ли будет выпускать их из-под своего контроля как, например, электронные СМИ или, скажем, «Газпром» или «Роснефть».

Но существует также большое количество предприятий, которые не очень необходимы государству, а также предприятия, по которым решения о приватизации принимались уже давно, но ценовая конъюнктура не подходила или еще какие-нибудь обстоятельства, что в конечном итоге помешало приватизации. Или проведение поэтапной приватизации: первый пакет акций «Связьинвеста» продали с большим шумом и скандалом в середине 90-х, а сейчас ожидается продажа второго пакета.

Надо также отметить, что снижается политическое значение приватизации. Когда были большие залоговые аукционы, большие приватизационные сделки по крупнейшим предприятиям -- это одно. Сейчас речь идет во многом о технических операциях, которые принесут бюджету доход, как, например, очередной этап приватизации «Лукойла», который, очевидно, купят американцы (ConocoPhillips). Это уже технические вопросы, и в меньшей степени речь идет о глобальных решениях, которые бы повлияли на макроэкономическую ситуацию, как например, о смене собственника на крупнейшем предприятии.

То есть вы хотите сказать, что основная приватизация уже была проведена, а теперь ее просто доведут до логического конца?

Да, совершенно верно. Основная приватизация уже была реализована, сейчас приватизируются объекты, которые по тем или иным причинам не были приватизированы: либо руки не доходили либо в несколько этапов шла приватизация. Предполагаются технические решения, которые значимы для отраслей и могут принести дополнительные доходы в бюджеты, но не окажут такого большого влияния на экономику в целом.

А скажется ли приватизация мало-мальски положительным образом на фондовом рынке в свете последних событий?

Я думаю, что на некоторые предприятия, которые кажутся инвесторам перспективными, появятся покупатели, но опять-таки по крупным пакетам акций крупных предприятий, допустим, таких как «Лукойл» или «Связьинвест». Там все будет приниматься на уровне государственной власти. Показательно, что очевидный этап приватизации «Лукойла» обсуждался с участием президента России. Я думаю, что будет определенное количество желающих, но больших сенсаций я бы не ждал. Речь не идет о каких-то сногсшибательных суммах, они велики, по сравнению с суммами, которые фигурировали в 90-е, в связи с залоговыми аукционами, где были незначительные суммы, но все-таки больших сенсаций я бы не ожидал.

2. Закон от 11.03.2009

11.03.2009 в Москве был принят закон о приватизации государственного имущества города Москвы. Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством урегулировал отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы. Основной целью приватизации имущества города Москвы является повышение экономической и социальной эффективности его использования. Приватизация имущества города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.

Информация о работе Плюсы и минусы приватизации в России