Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:22, курсовая работа
Необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки.
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.
Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26
Санкт-Петербургский Университет Управления и Экономики
Факультет Менеджмента
Кафедра Государственного и Муниципального Управления
Курсовая работа
На тему:
Поддержка экономического развития
России на примере свободной
Выполнил:
Студент гр. 151/5
Копельман П.А.
Проверил:
Санкт-Петербург
2012г
Оглавление
Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26
Целью данной работы является рассмотрение механизмов стратегического территориального планирования, служащих основой экономического развития страны. Согласно А. Торлиной, пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием её регионов.
Необходимо четкое понимание
того как и по каким направлениям
будут развиваться все
В этой связи одним из инструментов управления
региональным развитием является стратегическое
планирование.
В настоящее время в Российской Федерации законодательно не закреплена единая система государственного стратегического планирования и правовая основа для формирования единой системы стратегического планирования регионального развития только формируется. (Несмотря на то, что проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» согласован Минрегионом России еще в 2009 году.)
С принятием Концепции
долгосрочного социально-
В качестве одного из принципов, заложенных в Концепции 2020, является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.
В развитие положений Концепции 2020 Минрегионом России подготовлен проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.
Проект Концепции
В данной работе рассмотрен путь развития экономики и увеличение объемов малого и среднего предпринимательства через организацию свободных экономических зон и программно целевого метода управления, на примере Санкт – Петербурга.
Стратегическое планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Объектом
стратегического
Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Основными элементами системы стратегического территориального планирования являются:
Концепция
перспективного комплексного социально-экономического
развития города — прогнозно-аналитический
документ, содержащий систему представлений
о стратегическом выборе, стратегических
целях и приоритетах развития,
основные положения социально-
Рассматривая
«стратегию» как средство для
достижения стратегических целей развития,
следует отметить, что между категориями
«стратегия» и «концепция»
Программа
комплексного социально-экономического
развития города — реализующий концепцию
прогнозно-аналитический
Под стратегическим выбором территории мы понимаем совокупность приоритетных функций, выполняемых в рассматриваемой перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей ее комплексного социально-экономического развития. Вместе с тем решение целого ряда проблем, связанных с генерацией возможных вариантов стратегического выбора, оценкой их с учетом системы рисков (политических, экономических, техногенных и т.п.), требует создания научного обеспечения.
Под
региональной политикой в Российской
Федерации принято понимать систему
целей и задач органов
Рис. 1. Реализуемая на данный
момент схема стратегического
Программно-целевой
метод управления является приложением
общего системного подхода к решению
крупных научных, технических, социальных,
экологических и иных проблем. Этот
метод обеспечивает возможность
выбора лучших путей, способов и средств
достижения стратегических целей, подбора
соответствующих исполнителей, оптимального
распределения работ и
Основной
формой осуществления научно-
Различают два основных типа целевых программ:
1) Перспективные
программы, содержащие более
2) Оперативно-организационные
программы, содержащие
При
реализации программ первого типа основная
задача состоит в определении
стратегии деятельности. В основе
программ второго типа лежит обеспечение
реализации стратегии через программно
связанные комплексы
Целью
научно-технических программ является
решение сформулированных социально-экономических
или научно-технических
Можно выделить ряд экономических преимуществ программно целевого метода управления, а именно:
В соответствии с существующей до настоящего времени практикой большая часть затрат на проведение НИОКР в России осуществляется за счет государственного бюджета. По некоторым оценкам она составляет около 90 процентов. Такой подход не соответствует новым экономическим реалиям. Предприятиям, которые в будущем намерены утвердиться на внутреннем рынке, особенно с учетом вступления России в ВТО, необходимо иметь высокую инновационную предприимчивость.
Предприятия должны интенсифицировать свои собственные научные исследования и разработки, либо заказывать их в специализированных научных центрах и высших учебных заведениях. В условиях формирования рыночных отношений существенным образом меняются функции государства в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности.
Основой нового подхода к управлению инновационным процессом является множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация.
Для
фундаментальных научных
Финансирование
НИОКР по приоритетным для нашей
страны направлениям (микроэлектроника,
машиностроение и т.д.) должно осуществляться
на основе гибкого сочетания бюджетных
источников и средств заинтересованных
предприятий и организаций. Причем
прикладные исследования главным образом
должны обеспечиваться за счет средств
хозяйствующих субъектов при
определенной государственной поддержке.
В настоящее время существует
множество правительственных и
неправительственных
На
данный момент, видимой практической
отдачи от их деятельности немного. Тем
не менее, необходимость и
В финансировании
прикладных исследований выделяют два
различных механизма: государственный
заказ и долевое
Государственный
заказ имеет место в
определения исполнителей с исключительных правом государства на
использование полученных результатов;
Долевое
государственное финансирование прикладных
исследований может выступать в
различных формах. В частности, иногда
прибегают к созданию научно-исследовательских
консорциумов промышленных предприятий
и научных организаций с целью
объединения имеющихся ресурсов
и проведения совместных работ на
этапах освоения новых видов продукции
и технологий. Механизм долевого участия
помимо мобилизации дополнительных
ресурсов автоматически повышает ответственность
исполнителей за качество выполняемых
прикладных исследований, что уменьшает
вероятность выделения