Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки.
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.

Содержание работы

Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, стратегическое территориальное планирование 2012.docx

— 158.67 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  Университет Управления и Экономики

Факультет Менеджмента

Кафедра Государственного и Муниципального Управления

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

На тему: Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической  зоны Санкт-Петербурга.

 

Выполнил:

Студент гр. 151/5

Копельман П.А.

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г

Оглавление

Введение 3

1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5

1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5

1.2. Программно целевой метод управления. 7

1.3. Система финансирования инноваций в России. 9

2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12

2.1. Общие концепции. 12

2.2. Свободные экономические зоны. 13

3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16

3.1.     Планы и цели создания СЭЗ. 16

3.2.    Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18

3.3.     Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20

Заключение 24

Список литературы 26

 

Введение

Целью данной работы является рассмотрение механизмов стратегического  территориального планирования, служащих основой экономического развития страны. Согласно А. Торлиной, пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, которое неразрывно связано с развитием её регионов.

Необходимо четкое понимание  того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система  расселения и куда ориентировать  внутренние и внешние миграционные потоки. 
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.

В настоящее время в  Российской Федерации законодательно не закреплена единая система государственного стратегического планирования и правовая основа для формирования единой системы стратегического планирования регионального развития только формируется. (Несмотря на то, что проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании» согласован Минрегионом России еще в 2009 году.)

С принятием Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция 2020) начался переход от практики нескоординированной  разработки перспектив развития страны и её регионов к единой в организационно-правовом, информационном и методическом отношениях системе разработки документов стратегического  планирования Российской Федерации и её регионов.

В качестве одного из принципов, заложенных в Концепции 2020, является скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы и формированию центров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.

В развитие положений Концепции 2020 Минрегионом России подготовлен проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации.

Проект Концепции совершенствования  региональной политики в Российской Федерации (далее – проект Концепции) включает три направления совершенствования  региональной политики: совершенствование  системы стратегического планирования регионального развития; совершенствование  налогово-бюджетных инструментов региональной политики; развитие федеративных отношений  и местного самоуправления.

В данной работе рассмотрен путь развития экономики и увеличение  объемов малого и среднего предпринимательства  через организацию свободных  экономических зон и программно целевого метода управления, на примере Санкт – Петербурга.

  1. Территориальное стратегическое планирование в России.
    1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования.

 

Стратегическое  планирование представляет собой особый вид управленческой деятельности, состоящий  в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких  целей и стратегий поведения  объектов управления, реализация которых  обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю  адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Объектом  стратегического территориального планирования в общем случае выступает  административно-территориальная единица  страны того или иного ранга (регион-субъект  РФ, ассоциация регионов, муниципальное  образование и т.п.).

Субъект стратегического территориального планирования в значительной мере определяется спецификой его объекта и носит в общем случае многоуровневый характер. Например, применительно к городу ядром субъекта стратегического планирования его развития выступают органы муниципального управления. Вместе с тем, в его состав входит государственная компонента в лице органов регионального, а в ряде случаев — федерального управления, представители других субъектов управления и хозяйствования, имеющие стратегические интересы в развитии города. Основными элементами системы стратегического территориального планирования являются:

Концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города — прогнозно-аналитический  документ, содержащий систему представлений  о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития, основные положения социально-экономической  политики (стратегий) в разрезе ее отдельных составляющих и средства реализации указанных целей.

Рассматривая  «стратегию» как средство для  достижения стратегических целей развития, следует отметить, что между категориями  «стратегия» и «концепция» прослеживается взаимосвязь части и целого. Другими  словами, концепция перспективного комплексного социально-экономического развития города должна включать в  себя в качестве составляющей основные положения стратегии его развития.

Программа комплексного социально-экономического развития города — реализующий концепцию  прогнозно-аналитический документ, содержащий совокупность увязанных  по ресурсам, исполнителям и срокам реализации мероприятий, направленных на достижение намеченных целей социально-экономического развития города.

Под стратегическим выбором территории мы понимаем совокупность приоритетных функций, выполняемых в рассматриваемой  перспективе, реализация которых должна обеспечить достижение главных целей  ее комплексного социально-экономического развития. Вместе с тем решение  целого ряда проблем, связанных с  генерацией возможных вариантов  стратегического выбора, оценкой  их с учетом системы рисков (политических, экономических, техногенных и т.п.), требует создания научного обеспечения.

Под региональной политикой в Российской Федерации принято понимать систему  целей и задач органов общегосударственной  власти по управлению политическим, экономическим  и социальным развитием регионов страны, а также механизм решения  этих задач.

Рис. 1. Реализуемая на данный момент схема стратегического территориального развития.

 

    1. Программно  целевой метод управления.

Программно-целевой  метод управления является приложением  общего системного подхода к решению  крупных научных, технических, социальных, экологических и иных проблем. Этот метод обеспечивает возможность  выбора лучших путей, способов и средств  достижения стратегических целей, подбора  соответствующих исполнителей, оптимального распределения работ и имеющихся  ресурсов, эффективного контроля с  учетом факторов внешней и внутренней среды.

Основной  формой осуществления научно-технической  стратегии в странах рыночной экономики являются целевые научно-технические  программы. Под целевой научно-технической  программой понимается документ, увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, включающий в себя структурированную  совокупность социально-экономических, научно-исследовательских, организационно хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное решение  научно технической или социально-экономической  проблемы.

Различают два основных типа целевых программ:

1) Перспективные  программы, содержащие более или  менее развёрнутую концепцию  решения проблемы.

2) Оперативно-организационные  программы, содержащие технологию  ввода в действие и сопровождение  перспективно-концептуальных решений.

При реализации программ первого типа основная задача состоит в определении  стратегии деятельности. В основе программ второго типа лежит обеспечение  реализации стратегии через программно связанные комплексы мероприятий  оперативно-технологического, процедурного характера, предусматривающих конкретные действия конкретных исполнителей в  текущей ситуации.

Целью научно-технических программ является решение сформулированных социально-экономических  или научно-технических проблем. Научно-технические программы должна быть строго ориентированы на получение  вполне определенных (целевых) результатов.

Можно выделить ряд экономических преимуществ программно целевого метода управления, а именно:

  1. концентрация ограниченных ресурсов на наиболее важных для достижения стратегических целей направлениях;
  2. чёткая целевая ориентация;
  3. адресность использования ресурсов и указание их источников
  4. комплексность мероприятий и др.

 

    1. Система финансирования инноваций в России.

В соответствии с существующей до настоящего времени практикой большая часть затрат на проведение НИОКР в России осуществляется за счет государственного бюджета. По некоторым оценкам она составляет около 90 процентов. Такой подход не соответствует новым экономическим реалиям. Предприятиям, которые в будущем намерены утвердиться на внутреннем рынке, особенно с учетом вступления России в ВТО, необходимо иметь высокую инновационную предприимчивость.

Предприятия должны интенсифицировать свои собственные научные исследования и разработки, либо заказывать их в специализированных научных центрах и высших учебных заведениях. В условиях формирования рыночных отношений существенным образом меняются функции государства в области организации, финансирования и осуществления инновационной деятельности.

Основой нового подхода к управлению инновационным процессом является множество источников финансирования и его программно-целевая ориентация.

Для фундаментальных научных исследований, которые являются основой научно-технического прогресса и носят некоммерческий характер, главным источником финансирования являются бюджетные ассигнования.

Финансирование  НИОКР по приоритетным для нашей  страны направлениям (микроэлектроника, машиностроение и т.д.) должно осуществляться на основе гибкого сочетания бюджетных  источников и средств заинтересованных предприятий и организаций. Причем прикладные исследования главным образом  должны обеспечиваться за счет средств  хозяйствующих субъектов при  определенной государственной поддержке. В настоящее время существует множество правительственных и  неправительственных организаций, фондов и консультативных групп, которые призваны содействовать  развитию фундаментальных исследований.

На  данный момент, видимой практической отдачи от их деятельности немного. Тем  не менее, необходимость и перспективность  такой организационной формы  финансирования фундаментальной науки  сомнений не вызывает.

В финансировании прикладных исследований выделяют два  различных механизма: государственный  заказ и долевое государственное  финансирование.

Государственный заказ имеет место в стратегически  важных направлениях прикладной науки. Он может осуществляться в двух основных формах:

  1. целевого контракта под конкретные высокоприоритетные цели и

определения исполнителей с исключительных правом государства  на

использование полученных результатов;

  1. конкурсного контракта с разделением права собственности на полученные результаты между государством и исполнителем. В последнем случае также предусматривается право государства на выкуп у исполнителя его доли собственности на конкретные результаты.

Долевое государственное финансирование прикладных исследований может выступать в  различных формах. В частности, иногда прибегают к созданию научно-исследовательских  консорциумов промышленных предприятий  и научных организаций с целью  объединения имеющихся ресурсов и проведения совместных работ на этапах освоения новых видов продукции  и технологий. Механизм долевого участия  помимо мобилизации дополнительных ресурсов автоматически повышает ответственность  исполнителей за качество выполняемых  прикладных исследований, что уменьшает  вероятность выделения бюджетных  финансовых средств случайным организациям. Среди организационных механизмов финансирования внедренческих работ различают государственных заказ и льготный кредит.

Информация о работе Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга