Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки.
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.

Содержание работы

Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, стратегическое территориальное планирование 2012.docx

— 158.67 Кб (Скачать файл)

Государственный заказ осуществляется в форме  конкурсных контрактов, на которые  могут претендовать сразу несколько  конкурирующих организаций. Следует  заметить, что практика конкурсных контрактов способствует повышению  эффективности разработок.

Льготный  кредит предоставляется на конкурсной основе. Механизм льготного кредита  предполагает снижение процентной ставки за предоставляемый кредит в зависимости от степени важности продвигаемых на рынок научных разработок для государства и других показателей. Для успешной реализации целевых программ важно обеспечить увязку всех программных мероприятий и очерёдности их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения региональных и отраслевых задач.

  1. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов.
    1. Общие концепции.

Одной из серьезных социально-экономических  проблем в нынешней России является недостаточность государственного регулирования социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Стремительная ликвидация всех организационно-правовых механизмов дореформенной модели отношений государства и регионов и непринятие новых привели к усилению дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, возникновению и обострению противоречий во всех сферах общественного воспроизводства. Как отмечал академик Д.С.Львов,- «в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы  и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития» [1].

Отказ от централизованного управления экономикой значительно снизил государственную  поддержку научно-технического развития страны.

Однако, согласно мнению экспертов, потенциальные  возможности государственного регулирования  НТП еще не исчерпаны, прежде всего, в части стратегического выбора приоритетных направлений развития науки и техники. Современный  этап развития как страны в целом, так и отдельных ее регионов нуждается  именно в обоснованном стратегическом планировании НТП. Регулирование НТП  невозможно без видения общих  перспектив социально-экономического развития и разработки научно- технической  стратегии. Стратегическое планирование в сфере науки и техники является необходимым элементом новой системы регулирования научно-технического развития регионов, в особенности таких наукоемких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.

Научно-техническая стратегия, с одной стороны, позволяет придать научно-технической политике руководства мегаполиса необходимую устойчивость, сохраняя главные стратегические курсы по достижению поставленных научно-технических целей. С другой стороны, научно-техническая стратегия должна допускать определенную гибкость и обеспечивать способность изменять направления развития науки и техники в связи с изменяющимися внешними условиями. При разработке стратегических планов должны учитываться долгосрочные прогнозы развития возможных будущих ситуаций научно-технического развития, в которых может оказаться мегаполис. В каждой из этих возможных ситуаций приоритет стратегических и тактических целей будет свой. Традиционный набор методов управления НТП включает методы прямого воздействия государства на хозяйствующие субъекты через разнообразные программы научно-технического развития, выделяемые субсидии. К ним относятся также методы косвенного стимулирования технического развития производства на основе различных налоговых и кредитных льгот. Среди них наиболее распространенными являются ускоренная амортизация, освобождение расходов на НИОКР и инвестиций в приоритетные направления НТП от налогообложения.

    1. Свободные экономические зоны.

Со второй половины XX  века, неотъемлемой частью международных экономических  отношений второй половины XX века являются свободные (специальные) экономические  зоны (СЭЗ). Для мировых хозяйственных  связей свободные экономические  зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста  за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических  процессов. 
Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах.

Международные корпорации в поисках  льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические  зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических  зонах важнейшим направлением своей  экспансии. 
Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др., причины и цели создания свободных  экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. В промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция  свободные экономические зоны часто  создавались для активизации  внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории  предпринимателей предоставлялась  большая, чем в других районах  страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы  ;не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

Со сходной целью создавались  свободные экономические зоны и  в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно  развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей  силы. 
Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами:

1) стимулированием промышленного  экспорта и получением на этой  основе валютных средств;

2) ростом занятости;

3) превращением зон в полигоны  по опробованию новых методов  хозяйствования, полюса роста национального  хозяйства. 
В России свободные экономические зоны создаются с целью поддержки малого и среднего предпринимательства, так как это служит залогом стабильного экономического роста, помогает развитию промышленности и решению проблем занятости и развития территорий.

3. Свободная экономическая  зона Санкт-Петербурга.

3.1. Планы и цели создания  СЭЗ.

Особая экономическая  зона технико-внедренческого типа в  г. Санкт-Петербурге была создана с  целью развития технико-внедренческой  деятельности преимущественно в  области высокотехнологичных отраслей экономики, точного и аналитического приборостроения, медицинской техники, производства программных продуктов, электроники и средств связи, биотехнологии и новых материалов, производства иных новых видов продукции, развития инженерной, инновационной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры для  обеспечения функционирования особой экономической зоны.

Особая экономическая  зона технико-внедренческого типа на территории г. Санкт-Петербурга создана постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 г. № 780.              
 
Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Санкт-Петербурга от 18 января 2006 г. предусматривает создание ОЭЗ на двух участках территории общей площадью 129,3 Га:

  1. участок № 1 – «Нойдорф», площадь 18,9 га (пос. Стрельна, Петродворцовый район);
  2. участок № 2 – «Новоорловская», площадь 110,4 га (Приморский район).

Общий объем бюджетных  вложений в ОЭЗ в Санкт-Петербурге на 1 января 2011 года составил порядка 7 700 млн. рублей.

Отделение ОЭЗ  «Нойдорф» расположено в поселке Стрельна Петродворцового района Санкт-Петербурга. Площадь территории составляет 18,9 гектаров.

 

 

 

На территории особой экономической  зоны Санкт-Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется 

А) разработка программных продуктов; средств связи различного назначения; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники,

Б) разработка аналитических приборов и производства опытных партий,

В) создание технологических центров по направлениям: оптоэлектроника, прецезионная металллообработка, точное приборостроение, робототехника, вакуумная обработка полупроводников, наноматериалы, водородная энергетика, солнечная энергетика, термоэлектричество.

Застройка территорий предполагает выделение основных функциональных зон:

А) производственно-экспериментальной и технической;

Б) общественно-деловой и административной;

В) учебно-информационной; спортивно-оздоровительной и рекреационной; въездной и таможенной.

 На данный  момент в состав СЭЗ входит  два административно-деловых центра с выставочными комплексами (15 тыс. м2 и 25 тыс. м2), инновационный центр (30 тыс. м2),  центр трансфера технологий с бизнес инкубатором (15 тыс. м2).

Базой для развития СЭЗ являются 56 государственных  высших учебных заведений, 72 государственных  средне специальных учебных заведения, 79 НИИ, в том числе Институты  Российской Академии Наук.

Рис. 2. Налоговые  льготы на территории Санкт-Петербургской  СЭЗ.

 

Санкт-Петербург  является крупнейшим транспортным узлом  России, через который осуществляются международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта. На территории города имеются все  виды транспортной инфраструктуры: автомобильные  дороги, сеть железных дорог, речной и  морской транспорт, аэропорт, нефте- и газопроводы. Это является одним из определяющих факторов для создания свободной экономической зоны именно на территории Санкт-Петербурга.

3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга.

На территории данной СЭЗ идет разработка проектов по разным целевым направлениям, основными  являются:

  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Медицинские технологии
  • Электроника
  • Средства связи
  • Нанотехнологии
  • IT-технологии

В качестве примеров компаний успешно развивающихся  на данной территории можно привести ЗАО «АТРИ» и ЗАО ИЦПТ «Синергия», первая из них осуществляет разработку и производство средств обработки  и отображения информации, компонентов  человеко-машинного интерфейса для  систем автоматического управления, предназначенных для работы в  жестких климатических условиях эксплуатации, с повышенной стойкостью к вибрации и ударам; разработка и производство высоконадежных средств хранения информации на базе твердотельных   носителей (Flash-технологии), предназначенных для работы в жестких климатических условиях, с повышенной стойкостью к вибрации и ударам; разработку и производство программно-аппаратных компонентов, плат контроллеров и законченных изделий для обработки и отображения цифровой видео информации высокого разрешения и качества, предназначенных для работы в жестких климатических условиях, с повышенной стойкостью к вибрации и ударам, вторая занимается инновационными подходами к энергогенерации.

Так же можно отметить компанию Новартис. Получив разрешение на строительство 23 марта 2012 года, швейцарская фармацевтическая компания «Новартис» приступила к строительству завода в Санкт-Петербурге. 

Учитывая, что завод станет площадкой для внедрения передовых  фармацевтических технологий, проект был разработан в соответствии с  глобальными стандартами «Новартис». Новый завод будет соответствовать требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств GMP («Good Manufacturing Practice»).  

 

При выходе на полную производственную мощность завод обеспечит около 350 рабочих мест для российских специалистов. Всего в завод будет инвестировано  около 140 млн. долл. США.  

 

Строительство нового завода стало частью инвестиционной программы  «Новартис» в России общим объемом 500 млн. долл. США, рассчитанной на пятилетний период. Программа, о которой было объявлено в декабре 2010 года в рамках подписания Меморандума о взаимопонимании с администрации Санкт-Петербурга, включает в себя всестороннее сотрудничество, развивающееся по трем направлениям: организация местного производства, сотрудничество в научно-исследовательской сфере и совершенствование системы здравоохранения в России.  

Информация о работе Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга