Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 02:22, курсовая работа

Описание работы

Необходимо четкое понимание того как и по каким направлениям будут развиваться все территории нашей страны. Какая транспортная, энергетическая, социальная инфраструктура необходима для обслуживания территорий, как должна выглядеть система расселения и куда ориентировать внутренние и внешние миграционные потоки.
В этой связи одним из инструментов управления региональным развитием является стратегическое планирование.

Содержание работы

Введение 3
1. Территориальное стратегическое планирование в России. 5
1.1. Сущность и цели стратегического территориального планирнования. 5
1.2. Программно целевой метод управления. 7
1.3. Система финансирования инноваций в России. 9
2. Территориальное стратегическое развитие мегаполисов. 12
2.1. Общие концепции. 12
2.2. Свободные экономические зоны. 13
3. Свободная экономическая зона Санкт-Петербурга. 16
3.1. Планы и цели создания СЭЗ. 16
3.2. Примеры инновационных проектов на территории СЭЗ Санкт-Петербурга. 18
3.3. Итоги создания СЭЗ в Санкт-Петербурге. 20
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа, стратегическое территориальное планирование 2012.docx

— 158.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Компания «Новартис» работает в России с 1860-х гг. и сегодня является одним из лидеров на российском фармацевтическом рынке. В настоящее время более 2400 специалистов работают в «Новартис» в России, включая подразделения лекарственных препаратов, вакцин и диагностики, дженериков, безрецептурных препаратов и офтальмологии. 

3.3. Итоги создания  СЭЗ в Санкт-Петербурге.

  1. преля 2012 года исполнилось 5 лет работы Особой экономической зоны в Санкт-Петербурге. «Первую пятилетку» ОЭЗ «Санкт-Петербург» завершила с 29-ю миллиардными инвестициями по проектам резидентов, с 7,8  млрд. рублей вложенных средств в собственную инфраструктуру и плановым объемом налоговых отчислений от проектов инвесторов в 1 млрд. рублей к 2015 году.  Было привлечено 34 резидента.

Объем всех затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ со стороны федерального и регионального  бюджетов на начало 2012 года составил 7854,53 млн. рублей:  2257,35 млн. рублей на строительство внутренней и 5597,53  млн. рублей на развитие внешней инфраструктуры.

На данный момент, участок «Нойдорф» - это инженерно подготовленная территория, обеспеченная электроэнергией, водо-, тепло и газоснабжением, с развитой дорожной инфраструктурой. Проложено более 50 тыс. метров инженерных коммуникаций, возведено порядка 18 тыс. кв. метров площадей – офисной и производственной инфраструктуры, подготовлено порядка 17 тыс. кв. метров дорожного покрытия.  Идет активное развитие участка «Новоорловская», готов монолитный каркас здания, где будет размещен центр трансфера технологий и бизнес-инкубатор. Параллельно строятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, таможенный терминал, автоматизированная котельная мощностью 18 МВт.  

  • Объем инвестиций со стороны резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» к 5-летию проекта ОЭЗ составил 635,9 млн. рублей.
  • Объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней - 162,7 млн. рублей.
  • Объем произведенной в ОЭЗ продукции в 2011 году составил 106,45 млн. рублей.

Цитируя Олега  Мельникова, руководителя Филиала ОЭЗ  Санкт-Петербурга : «Спустя 5 лет мы можем сказать – проект ОЭЗ в Санкт-Петербурге состоялся: мы набрали хорошую динамику развития. Нам уже сейчас не хватает земли для размещения инвесторов», По  прогнозам, в текущем году инвестиции в инфраструктуру ОЭЗ составят порядка 1,7 млрд. рублей. Со стороны резидентов должно быть вложено не менее 1,5 млрд. рублей. Также будет продолжена работа с инвесторами, не выполняющими условия Соглашений (прим. за прошлый год расторгнуты Соглашения с 12-тью резидентами).

Одной  из ключевых задач ближайших двух лет является запуск большинства заявленных резидентами  проектов и расширение территории ОЭЗ  «Санкт-Петербург» за счет присоединения  дополнительного участка. 

Согласно бизнес-планам резидентов к 2015 году показатели увеличатся до 18 млрд. рублей инвестиций в реализуемые  на территории ОЭЗ проекты, до создания 2000 рабочих мест резидентами и  увеличения числа компаний в ОЭЗ  «Санкт-Петербург» до 54. В руководстве  Филиала уверены, сочетание инвестиционных и инфраструктурных возможностей, которые  дают особые экономические зоны, обеспечивает уверенность инвесторов в реализации своих проектов на территории ОЭЗ.

Как одно из следствий  экономического роста вызванного сзданием СЭЗ можно указать увеличение числа саморегулируемых организаций. К концу 2010 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности:

  • деятельность арбитражных управляющих;
  • аудиторская деятельность;
  • кредитная кооперация;
  • оценочная деятельность;
  • деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • инженерные изыскания;
  • архитектурно-строительное проектирование;
  • строительство;
  • деятельность в области энергетического обследования;
  • теплоснабжение.

Кроме того, специальным  законодательством установлена  возможность создания саморегулируемых организаций в 8 сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:

  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность негосударсвтенных пенсионных фондов;
  • кадастровая деятельность;
  • рекламная деятельность;
  • деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  • деятельность патентных поверенных;
  • посредническая деятельность по урегулированию споров (медация);
  • деятельность микрофинансовых организаций.

По данным Национального  Института Системных Исследований Проблем предпринимательства, количество саморегулируемых организаций выросло, что может свидетельствовать о росте малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

 

Заключение

В данной работе были механизмы  стратегического и территориального планирования, служащие для повышения  конкурентноспособности и повышения темпов экономического роста регионов доноров, таких как мегаполисы Санкт-Петербург и Москва, на примере СЭЗ в Санкт-Петербурге.

Данная СЭЗ, за пять лет своего существования добилась впечатляющих результатов. Было привлечено 34 резидента, сильно увеличились объемы инвестиций в экономику региона, создано большое количество рабочих мест и предприятий малого и среднего бизнеса.

Созласно Владимиру Княгину, директору Фонда «Центр Стратегических разработок «Северо-Запад»,  макроэкономическое регулирование страны необходимо дополнить политикой регионального развития, которая предполагает актуализацию производительных сил страны в условиях глобального рынка. Она требует определенной пространственной организации страны — сборки экономики не только из отраслей, технологий или компаний, но и из территорий.

Новая пространственная организация  страны должна:

— обеспечивать интеграцию в глобальный рынок, наиболее эффективную  с точки зрения капитализации  страны (повышение стоимости ее активов  — территории и рабочей силы);

— способствовать ускоренному  социально-экономическому развитию РФ за счет правильного распределения  производительных сил по территории, причем не только как поставщика сырья на мировые рынки, но и производителя высокотехнологичной продукции;

— обеспечивать связанность  страны, открывающую доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;

— гарантировать удержание  территории страны как «большого  пространства».

В РФ должен быть сформирован  новый опорный каркас пространственной организации, обеспечивающий достижение заявленных целей пространственного  развития. Узлами опорного каркаса  должны выступить крупные городские  агломерации — инновационные  и управленческие центры, концентрирующие  в себе экономическую активность в стране и выступающие источником изменений.

Можно сделать вывод, что  данные городские англомерации могут послужить выходом для России в части развития, однако несмотря на успехи отдельных регионов, так же следует отметить, что предыдущая политика выравнивания регионов неэффективна и требуется развитие не только мегаполисов на примере Москвы и Санкт-Петербурга, но и всей России.

Список литературы

    1. Путь в ХХ1 век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук.авт.колл. Д.С.Львов; Отд.экон.РАН; науч.-ред. совет изд-ва «Экономика».-М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999. с.727.
    2. А.Ф. Авдокушин «Международные экономические отношения»- М.: МОСКВА, 2001.
    3. В.С.Лисин «Проблемы прогнозирования воспроизводства ВВП России» - М.:ТЕИС, 2004.
    4. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / [Б.С.Жихаревич, Л.Э.Лимонов и др.]; Под общей редакцией д.э.н. С.А.Васильева; ГП Международный центр социально-экономических исследований “Леонтьевский центр».- СПб: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003
    5. Чмышенко Е.В. «Стратегическое планирование как фактор регионального развития», вестник ОГУ №1 (107)/январь`2010
    6. Развитие региона: программно-целевые методы и индикативный подход к планированию инновационного развития региона Ф.Ф. Пащенко, В.Б. Гусев, В.В. Павельев, 2011
    7. Аналитический доклад «Мониторинг развития саморегулирования в регионах россии», Национальный Институт Системных Исследований Проблем Предпринимательства, 2001-2010
    8. Доклад «Стратегическое и территориальное планирование – как базовый инструмент управления региональным развитием», А. Торлина, 2011
  1. Стратегическое территориальное планирование как программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием региона (И.Д. Тургель, В.Б. Батиевская), Журнал ЧиновникЪ №204(30)
  1. В.В. Герасимова, Т.Б. Иванова, Методические подходы к разработке и оценке качества муниципальной программы социально-экономического развития.-Саратов: , Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС при Президенте РФ,2012
  2. Россия между пространством и временем, Деловой журнал «Губернский», № 9(93) сентябрь 2010.
  3. http://e.spbume.ru/wiki/doku.php#раздел_2_стратегическое_планирование
  4. http://spb.oao-oez.ru/news/?id=287384
  5. http://www.rosez.ru/
  6. http://cedipt.spb.ru/investments/materials/26676/
  7. http://bishelp.ru/ekonomika/zon/v_spb.php
  8. http://www.rusnanonet.ru/nns/17985/
  9. http://www.kommersant.ru/doc/1792258
  10. http://www.dp.ru/a/2012/05/04/Tolko_sem_iz_34_reziden/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Поддержка экономического развития России на примере свободной экономической зоны Санкт-Петербурга