Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа
С развитием в нашей стране рыночных отношений актуальным стал вопрос теоретического объяснения процессов происходящих в экономике. Успешное развитие страны зависит от степени развитости отдельных отраслей и рынков, а именно от их конкурентного и технологического уровня развитости. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние рынка, является рыночная власть фирм, действующих на рынках.
Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность рыночной власти. 5
1.1 Источники и причины рыночной власти. Индекс Лернера. Коэффициент Бэйна. Коэффициент Тобина. 5
1.2 Рыночная власть потребителя и поставщика. 8
Выводы по первой главе. 11
Глава 2. Формы проявления рыночной власти. 12
1.1. Монополия. Монопольная власть. 12
1.2. Монопсония. Монопсоническая власть. 17
Выводы по второй главе. 20
Заключение 21
Список использованной литературы. 22
Оглавление
С развитием в нашей стране рыночных отношений актуальным стал вопрос теоретического объяснения процессов происходящих в экономике. Успешное развитие страны зависит от степени развитости отдельных отраслей и рынков, а именно от их конкурентного и технологического уровня развитости. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние рынка, является рыночная власть фирм, действующих на рынках.
Рыночная власть позволяет фирмам, действующим на отраслевых рынках, оказывать давление, влияние на другие фирмы, и определять дальнейшее развитие данного рынка. Границы такого влияние определяют степень рыночной власти фирмы на отдельном рынке. Чем больше степень рыночной власти у фирмы тем больше она может влиять на происходящее на рынке и тем больше зависим рынок от действий фирмы. Такая ситуация может пагубно влиять на фирмы с меньшей степенью рыночной власти и ущемлять их права.
С другой стороны, рыночная
власть даёт фирме возможность
Предпосылки к появлению рыночной заложены в несовершенных рыночных структурах, поэтому на всех рынках, где есть нарушение условий совершенной конкуренции, есть возможность для развития рыночной власти фирм. Представленная ситуация определяет актуальность исследования, особенно для нашей страны, когда проблема конкурентоспособности Российской Федерации на мировых рынках стоит особенно остро.
Цель курсовой работы
– раскрытие экономической
Главные задачи курсовой работы – рассмотрение разнообразных подходов к определению рыночной власти фирмы, обработка и систематизация источников рыночной власти, рассмотрение показателей, характеризующих рыночную власть.
Рыночная власть – способность производителя или покупателя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на цену товара или услуги. Если рыночная власть проявляется со стороны спроса, то речь идёт о рыночной власти потребителя. Рыночная власть производителя состоит в его возможности или неспособности влиять на рыночную цену производимой продукции за счёт изменения величины выпуска товаров. Рыночная власть отдельного продавца будет зависима от следующих факторов:
Рыночная власть производителя в какой-либо отрасли заключается в способности влиять на рыночную цену товара. Если фирма обладает рыночной властью, является монополией, то она может оказывать влияние на цену, сложившеюся на рынке, но она не может произвольно выбирать и устанавливать цену, потому что цена устанавливается в процессе взаимодействия спроса и предложения. Фирма может повлиять лишь на рыночное предложение, но не на рыночный спрос. Спрос определяется действием закона спроса и функционально не зависит от действий компании. Поэтому возможность воздействия на цену у фирмы ограничиваются спросом на данном рынке. Фирма, которая обладает степенью рыночной власти ограничена в выборе цены ещё одним обстоятельством. Фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна выбирать подходящий для каждого уровня цены объём производства, искать сочетание «цена – объем выпуска», которое обеспечит максимизацию её прибыли.
Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над её издержками к цене товара:
где:
MC – предельные издержки;
P – монопольная цена.
Значения коэффициента исчисляются в абсолютных величинах, причём 0<L<1. В условиях совершенной конкуренции L = 0. В условиях чистой монополии L = 1.
Так же существуют ещё несколько показателей рыночной власти: коэффициент Бейна и коэффициент Тобина.
Коэффициент Бейна фиксирует получаемую экономическую прибыль на доллар используемого инвестиционного капитала1.
Данный показатель построен на макроэкономическом положении, что в условиях совершенной конкуренции на рынке и эффективно функционирующего финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой.
Джеймс Тобин предложил коэффициент, отражающий взаимосвязь рыночной стоимости фирмы и её восстановительной стоимости:
где P – рыночная стоимость активов фирмы;
C – восстановительная стоимость активов.
Если q>1, то это расценивается как свидетельство ожидания прибыль.
Источники рыночной власти несовершенного конкурента связаны с факторами, которые определяют эластичность спроса на продукцию фирмы. К ним относятся:
Причинами рыночной власти фирмы являются:
Рыночная власть может являться результатом взаимодействия фирм, когда им удается достичь согласия в отношении отраслевых предложения и цены путём сговора.
Рыночная власть тесно связана с понятием «несовершенная конкуренция» и возрастает при убывании конкуренции. Власть монополий и монопсоний – это две формы рыночной власти2.
Рыночная власть увеличивается по мере ослабления конкуренции (Рисунок 1):
Рисунок 1. Влияние характера конкуренции на степень рыночной власти
Покупатели конкурируют с отраслью, вынуждая цены снижаться, требуя на рынке продуктов более высокого качества или большего количества услуг, сталкивая производителей друг с другом. Власть каждой из важнейших для отрасли групп потребителей зависит от ряда характеристик рыночной ситуации и относительной доли её закупок по сравнению с общим объёмом отраслевого выпуска. Группа покупателей обладает значительной властью при следующих условиях:
Большинство этих факторов присущи как промышленным и коммерческим потребителям, так и покупателям потребительских товаров.
Власть покупателей в сферах розничной и оптовой торговли определяется теми же правилами с одним важным дополнением. У розничных торговцев есть возможность приобрести значительную рыночную власть над производителями, если они способны воздействовать на решения потребителей. Аналогичным образом оптовые торговцы могут приобрести рыночную власть, если смогут воздействовать на решения розничных торговцев или других фирм-клиентов, которым они продают товар.
Поскольку описанные факторы подвержены изменениям во времени или в результате решений компаний, естественно, что власть потребителей может возрастать или уменьшаться.
Выбор компанией групп потребителей является важнейшим стратегическим решением. Компания может улучшить своё положение найдя покупателей, которые в обладают малой степенью рыночной власти и не способны или способны, на в небольшой степени пагубно влиять на производителя.
Поставщики способны проявлять рыночную власть над участниками отрасли угрозой повысить цены или снизить качество поставляемых товаров или услуг. Таким образом, поставщики, располагающие рыночной властью, имеют возможность выкачивать прибыль из отрасли, которая окажется неспособной возместить рост цен повышение своих цен.
Условия, в которых возникает власть поставщиков, имеют сходства с условиями власти потребителей. Группа поставщиков обладает значительной властью при наличии следующих условий:
Условия, которые определяют рыночную власть поставщиков, не только подвержены изменениям, но и могут находиться вне влияния фирм.