Показатели рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

С развитием в нашей стране рыночных отношений актуальным стал вопрос теоретического объяснения процессов происходящих в экономике. Успешное развитие страны зависит от степени развитости отдельных отраслей и рынков, а именно от их конкурентного и технологического уровня развитости. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние рынка, является рыночная власть фирм, действующих на рынках.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность рыночной власти. 5
1.1 Источники и причины рыночной власти. Индекс Лернера. Коэффициент Бэйна. Коэффициент Тобина. 5
1.2 Рыночная власть потребителя и поставщика. 8
Выводы по первой главе. 11
Глава 2. Формы проявления рыночной власти. 12
1.1. Монополия. Монопольная власть. 12
1.2. Монопсония. Монопсоническая власть. 17
Выводы по второй главе. 20
Заключение 21
Список использованной литературы. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая (показатели рыночной власти).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)
  1. Рыночная власть – это способность потребителей и продавцов влиять на цену на товар или услугу
  2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше их предельных издержек, считается, что они обладают монопольной властью. Когда покупатели облают возможностью купить товар по цене, которая меньше предельной полезности товара для них, значит, потребители обладают монопсонической властью.
  3. Рыночная власть может вызвать дополнительные издержки для общества. Власть монополий и монопсоний является причиной, того что объёмы производства находятся ниже конкурентного уровня, что ведёт к потерям потребителя и производителя.

 

Глава 2. Формы проявления рыночной власти.

1.1. Монополия.  Монопольная власть.

Монополия – ситуация на рынке, когда фирма полностью  контролирует предложение определённого  блага и для потребителя не существует близкого взаимозаменяемого с ним блага.

Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Монополист может повышать цены, так как у него нет конкурентов. Монополист полностью контролирует рынок и объём выпускаемой  продукции.

Но это не означает, что монополист может назначать очень высокую  цену, поскольку многие потребители  не смогут позволить себе его товар, и прибыль монополиста резко  упадёт.

Что бы максимизировать прибыль  монополист должен определить особенности  рыночного спроса и свои издержки. Это знание будет иметь решающее значение при определении объёмов выпуска и продаж.

Существует несколько видов  монополий и каждый из них отличается величиной своей рыночной власти.

Виды монополий:

  1. Естественная монополия – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производителя, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
  2. Чистая монополия – ситуация на рынке, когда присутствует лишь один производитель какого-либо товара.
  3. Олигополия – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в котором доминирует малое число фирм.

Власть монополии тем  выше, чем ниже эластичность спроса на её товар. Монополист постоянно стремиться создать именно такую ситуацию на рынке.

В отличие от совершенного конкурента монополист контролирует не только объём производства, но ещё  и цену на производимый им товар. Монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, снижая его до уровня, соответствующего MC = MC, а затем устанавливает подходящую цену. (График 1).

График 1.Максимизация прибыли монополией.

PCK – цена совершенной конкуренции;

PM – цена монополии;

QCK – объем производства при совершенной конкуренции;

QM – объем производства при монополии.

Следовательно, выводиться формула максимизации прибыли:

МС = VR < P,                    (2)

Где:

МС – предельные издержки;

MR – предельный доход;

P – цена.

Средний доход монополиста  определятся кривой спроса. Чтобы  выбрать правильный объём производства, который максимизировал бы прибыль, монополисту необходимо знать свой предельный доход, то есть  величину изменения дохода при увеличении выпуска на единицу. Что бы увидеть как соотносятся совокупный, предельный и средний доходы, рассмотрим фирму, которая действует на рынке товара, кривая спроса задана формулой:

P = 6 - Q

Таблица 1. Совокупный, предельный и средний доходы.

Цена (в долл.)

P

Количество

Q

Совокупный доход 

(в долл.)

R

Предельный доход 

(в долл.)

MR

Средний доход 

(в долл.)

AR

6

0

0

-

-

5

1

5

5

5

4

2

8

3

4

3

3

9

1

3

2

4

8

-1

2

1

5

5

-3

1


Таблица 1 показывает совокупный, предельный и средний доходы, соответствующие данной кривой спроса. При цене в 6 долларов доход будет равен нулю, так как ничего не будет продано. Однако при снижении цены до 5 долларов доход вырастает до 5 долларов, поскольку будет продана 1 единица товара. При увеличении размера продаж с 1 единицы до 2 единиц доход вырастет до 8 долларов, и, таким образом предельный доход будет равен 3 долларам. При увеличении объёма продаж до 3 единиц предельный доход падает до 1 доллара, а дальнейшее увеличение объёмов выпуска уменьшит предельный доход до -1 доллара, что делает дальнейшее увеличение объёмов выпуска бессмысленным и убыточным.

Если кривая спроса имеет  отрицательный наклон, то цена или  средний доход больше, чем предельный доход, так как каждая единица товара продаётся по одной и той же цене. Для того чтобы увеличить объём продаж, необходимо уменьшить цену, что приводит к уменьшению дохода.

Монополия в чистом виде – очень редкое явление. Чаще встречаются  рынки на которых конкурируют  друг с другом несколько фирм.

На рынке, где действуют  несколько фирм, спрос на товар  продаваемый каждой конкретной фирмой, является убывающей функцией.

Предположим, например, что  четыре фирмы изготавливают ручки. В совокупности они выпускают 20000 ручек в день, по 5000 каждая, и продают их по цене 1,5 рубля за штуку.

Фирма A намеревается снизить цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы принять данное решение, фирме A необходимо знать, как измениться объём продаж ее продукции. Фирма может спрогнозировать, что при увеличении цены на 0,1 рубль объём продаж упадёт на 2000 единиц, так как потребители будут покупать ручки у другой компании. Однако спрос не упадёт до нуля, потому что ручки фирмы A могут отличаться от ручек других фирм или остальные фирмы также могут поднять цены на свою продукцию. Таким же образом фирма A  может спрогнозировать что при снижении цены на 0,1 рубль, она продаст большее количество ручек. Но полностью рынком она не завладеет, так как некоторые потребители будут покупать продукцию конкурентов, а конкуренты могут снизить цены.

Кривая спроса фирмы A зависит от того, насколько её продукция отличается от продукции, которую производят конкуренты и как будут данные четыре фирмы будут конкурировать друг с другом.

Монопольная власть заключается  в способности устанавливать цену выше предельных издержек, и величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса на товар. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма. Решающим фактором, определяющим степень монопольной власти, является эластичность спроса на товар, который выпускает фирма.

Три фактора определяют эластичность спроса на товар, который  выпускает фирма. Первый фактор –  эластичность спроса на товар данного  типа. Собственный спрос фирмы  будет, как минимум, столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор – число фирм на рынке. Если на рынке много фирм, маловероятно, что одна фирма сможет существенно повлиять на цену. Третий фактор – взаимодействие фирм. Доже при малом количестве фирм на рынке, ни одна не сможет существенно повлиять на цену, если конкуренция между ними несёт агрессивный характер.

Теперь хотелось поподробнее  рассмотреть каждый из факторов.

  1. Эластичность рыночного спроса. Если на рынке функционирует только одна фирма, кривая спроса на производимый товар совпадает с кривой рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм соревнуются друг с другом. Тогда эластичность спроса  устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы.
  2. Число фирм на рынке. Вторым определяющим фактором кривой спроса на товар, производимый фирмой, и, следовательно, её монопольной власти является количество фирм функционирующих на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объёма продаж.
  3. Взаимодействие фирм. Взаимодействие конкурирующих фирм является важным фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке функционируют пять фирм. Они могут агрессивно конкурировать, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка. Данная ситуация снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая из фирм будет опасаться поднять свою ценную чтобы не потерять свою долю рынка, и будет иметь малую степень монопольной власть или не иметь таковой вообще. Однако фирмы могут и не конкурировать, и даже вступить в сговор и договориться об ограничении объёма производства и повышении цен.

1.2. Монопсония. Монопсоническая власть.

Монопсония – монополия  покупателя, ситуация на рынке товаров  и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.

Примером монопсонии может выступать рынок труда, на котором существует множество работников, и только один покупатель рабочей силы.

Чистая монопсония –  редкое явление , как и чистая монополия. Она может существовать в небольших  городах, в которых одна фирма  нанимает всех трудоспособных жителей.

Монопсония возникает  при следующих условиях:

  • на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
  • данная фирма нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
  • этот вид труда не имеет высокой мобильности.
  • фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.

Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует  только одна крупная фирма — наниматель труда.

Монопсонист, манипулируя  объемом своих закупок, может  воздействовать на рыночную цену приобретаемой  продукции. С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет  отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли. Кривая предложения для монополиста - это кривая средних издержек отрасли (АС).

График 2.Кривая предложения для монопсониста

Любая точка, находящаяся  на кривой АС, соответствует тому или  иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного  количества товара Q.

Для монопсониста, как  видно из графика, цена предложения  может быть:

  1. Понижающейся - нисходящая ветвь АС
  2. Повышающейся - восходящая ветвь АС.

Цена предложения в  отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные издержки приобретения продукции (МС) монопсониста перестают быть неизменными, также они могут быть и понижающимися, и повышающимися.

Монопсонист, имея дело с  растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными  издержками приобретения товара; кривая МС окажется выше восходящей ветви  кривой предложения АС.

График 3

Где АС - это кривая средних  издержек в отрасли;

МС - это кривая предельных издержек отрасли;

Информация о работе Показатели рыночной власти