Показатели рыночной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

С развитием в нашей стране рыночных отношений актуальным стал вопрос теоретического объяснения процессов происходящих в экономике. Успешное развитие страны зависит от степени развитости отдельных отраслей и рынков, а именно от их конкурентного и технологического уровня развитости. Одним из ключевых факторов, определяющих состояние рынка, является рыночная власть фирм, действующих на рынках.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность рыночной власти. 5
1.1 Источники и причины рыночной власти. Индекс Лернера. Коэффициент Бэйна. Коэффициент Тобина. 5
1.2 Рыночная власть потребителя и поставщика. 8
Выводы по первой главе. 11
Глава 2. Формы проявления рыночной власти. 12
1.1. Монополия. Монопольная власть. 12
1.2. Монопсония. Монопсоническая власть. 17
Выводы по второй главе. 20
Заключение 21
Список использованной литературы. 22

Файлы: 1 файл

Курсовая (показатели рыночной власти).doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

D - кривая спроса (с  точки зрения монопсониста - кривая  предельной полезности, или предельного  дохода MU, или MR). Найдем точку равновесия покупателя-монопсониста на пересечении кривых его МС и MR.

Точка Е- место пересечения  кривой МС и кривой D (кривой предельного  дохода покупателя-монопсониста). Таким  образом, на кривой АС находим точку E1 которая и определит уровень  цены приобретения монопсониста Р1. Она оказывается ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На этом графике монопсонист приобретает продукцию в количестве Q, что меньше количества Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно понять, что уровень объема закупок монопсонист определяет, сравнивая свои МС и MR и находя точку их пересечения.

Монопсоническая власть – способность покупателя влиять на цену товара обычно ввиду массовости закупок.

В условии конкурентного  рынка цена на товар равно его предельной полезности, а покупатель, имеющий монопсоническую власть, может цене ниже предельной полезности. Величина, на которую цена опускается ниже предельной полезности, зависит от эластичности предложения товара. В случае большой эластичности кривой предложения покупатель имеет небольшую власть, и наоборот, если кривая предложения очень неэластична, покупатель будет обладать большой монопсонической властью.

Монопсоническая власть зависит от трёх факторов: эластичности рыночного предложения, числа фирм-покупателей и взаимодействия покупателей.

  1. Эластичность рыночного предложения. Монопсонист находиться в выгодном положении, так как кривая предложения имеет положительный наклон и, значит, предельные расходы больше средних. Если на рынке один покупатель, то его власть полностью определяется эластичностью рыночного предложения.
  2. Количество фирм-покупателей. На большинстве рынков действуют больше одного покупателя, и количество покупателей сильно влияет на степень монопсонической власти. Если количество покупателей велико, то в отдельности их влияние на цену будет незначительным. В данном случае предложение товара является бесконечно эластичным, а рынок практически полностью конкурентный. Потенциал монопсонической власти возрастает с уменьшением количества покупателей.
  3. Взаимодействие между покупателями на рынке. Если на рынке действует некоторое количество покупателей и их конкуренция носит агрессивный характер, то в результате их соперничества цена на рынке установиться на уровне, близком к предельной полезности товара, и монопсоническая власть покупателей будет невелика. Если же соперничество на рынке будет отсутствовать, то цена не будет сильно отличаться от той, которая была бы при чистой монопсонии.

Выводы по второй главе.

Монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на рынке функционирует только одна фирма, монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

Власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке. Если там только один покупатель, монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает покупатель. Когда имеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют покупатели за предложение.

 

Заключение

Рыночная власть в  общем виде заключается в способности  поставщиков и потребителей воздействовать на цену товара. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы, обладая монопольной властью, могут назначить цену намного выше предельных издержек, и когда потребители могут приобрести товар или услугу по стоимости, которая ниже их ниже их предельной оценки товара.

Частично рыночная власть определяется количеством фирм, действующих на рынке. Если на рынке представлена только одна фирма, то её власть зависит только от эластичности спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей властью обладает фирма. Когда на рынке функционируют несколько фирм, их власть определяется ещё тем, как они взаимодействуют друг с другом. Чем более агрессивна их конкуренция, тем меньше у них власти.

Рыночная власть может  накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находиться ниже конкурентного уровня, и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки. Монопольная власть может влиять по-разному на экономику: положительно и отрицательно.

  • Негативные последствия: безвозвратные потери, X-неэффективность;
  • Положительные последствия: влияние монопольной власти на НТП и X-эффективность.

 

Список использованной литературы.

Учебники, учебные пособия  и монографии:

    1. В.Д. Камаев. Экономическая теория. – М.: Владос,2002.
    2. Л.В.Рой, В.П. Третьяк. Анализ отраслевых рынков.- М.:ИНФРА-М,2008.
    3. Роберт С. Пиндайк. Микроэкономика. – М.: Дело,2001.
    4. А.В. Сидорович. Курс экономической теории. – М.:Дело и Сервис,2001

Интернет-источники:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://slovari.yandex.ru

1 Л.В.Рой, В.П. Третьяк. Анализ отраслевых рынков.- М.:ИНФРА-М,2008.Ст.133, 134

2 Роберт С. Пиндайк. Микроэкономика. – М.: Дело,2001. с 374




Информация о работе Показатели рыночной власти