Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Индия - вторая по численности населения страна в мире. Более века она была колонией, "драгоценным камнем в короне Британской Империи". Добившись независимости и преодолев десятилетия экономической изоляции и отсталости, Индия в наши дни стала одной из ведущих мировых держав.
Огромный и этнически разнообразный Индийский субконтинент раскинулся с севера на юг от высочайших гор мира - Гималаев - до Аравийского моря и Бенгальского залива Индийского океана, от гор Афганистана на западе до джунглей Бирмы на востоке.

Содержание работы

Краткая справка о государстве и его роли в
современном мире. Стр.2
Конституция государства. Стр.3
Высшие государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура (схема). Стр.7
Форма государства.
Форма государственно-территориального устройства. Стр.10
Форма правления. Стр.10
Тип политического режима. Стр.10
Форма избирательной системы. Стр.11
Модель президентской власти. Стр.13
Тип парламентаризма. Стр.14
Основные политические партии (правящая, оппозиция). Стр.14
Тип партийной системы. Стр.17
Основные политические организации и движения. Стр.17
Правовое положение личности. Стр.18
Тип государства. Стр.19
Тип политической системы и его характеристика. Стр.21
Список литературы. Стр.24

Файлы: 1 файл

индия.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

простым большинством присутствующих в каждой палате. Для статей, которые  считаются наиболее значимыми, применяется  усложненный порядок: после принятия, но до передачи поправки на подпись президенту она должна быть ратифицирована не менее чем половиной легислатур (законодательных собраний, местных парламентов) штатов.

Если поправка невелика, она включается в текст конституции как дополнение или замена соответствующей статьи. Пространные поправки (некоторые  из них насчитывают множество  страниц) прилагаются к тексту конституции, хотя и не всегда публикуются как  приложение к ней. В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, исключено около 20^всего было произведено около 500 различных изменений текста. Изменения, внесенные в конституцию, перестроили федеративную структуру государства, впервые включили положения о политических партиях, изменили содержание права собственности и способы ее защиты, ввели в конституцию определение Индии как социалистического государства (42-я поправка в 1975 г.) и т.д.

 

3.Высшие  государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура  (схема).

 

Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей из выборных членов обеих палат парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Президент республики Индия – доктор A.П. Дж. Aбдул Kaлaм избран 12 июля 2002 года. Количество голосов всех выборщиков – членов общенационального парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Президент может переизбираться неоднократно. В соответствии с Конституцией он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы, назначает премьер-министра, по представлению последнего — членов Совета министров, созывает и распускает сессии парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Президент также назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора. Генерального аудитора и многих высших государственных служащих, обладает правом помилования, внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона. Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.

Законодательная власть принадлежит Президенту и парламенту, стоящему из двух палат: Совета штатов (Раджья Сабха) — 250 мест и Народной палаты (Лок Сабха) — 545 мест. Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет штатов (верхняя палата) интересы субъектов федерации.

Выборы в Совет штатов косвенные. 238 членов Совета избираются по системе пропорционального представительства выборными членами законодательных органов штатов сроком на 6 лет с ротацией 1/3 каждые 2 года. Остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц с большим практическим опытом и особыми заслугами в литературе, науке, искусстве и общественной деятельности. Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности. Некоторые преимущества предоставляются штатам с наиболее малочисленным населением.

В отличие  от Народной палаты Совет штатов не может быть распущен досрочно. Его реальное значение в политической жизни страны невелико. Пользуясь правом отлагательного вето, Совет может задержать законопроекты принятые Народной палатой (кроме финансовых) на срок до 6 месяцев. Он может также вносить в законопроекты поправки и возвращать их в нижнюю палату.

Выборы в Народную палату проводятся по мажоритарной системе относительного большинства раз в пять лег, хотя не исключается возможность и внеочередных выборов, Народная палата осуществляет контроль над правительством, которое несет перед ней коллективную ответственность. Эта функция может осуществляться посредством использования депутатами Народной палаты права запроса, обсуждения политики правительства, а также возможности вывести правительству вотум недоверия.

Кворум в каждой из палат составляет 1/10 ее состава. Законопроект проходит в палатах три чтения, после чего он направляется Президенту.

Исполнительная власть принадлежит президенту и правительству (Совет министров). По конституционному обычаю Президент назначает премьером лидера парламентской фракции той партии, которая пользуется поддержкой большинства в Народной палате. С марта 1998 г. - Атал Важпан (БДП), в марте 2003 г. избран вновь.

Манмохан Сингх был назначен премьер-министром в мае 2004 года. После неожиданной победы на выборах партии Индийский национальный конгресс.

Председатель  партии, Соня Ганди - итальянка по национальности и вдова бывшего премьера Раджива  Ганди - повергла своих сторонников  в смятение, отказавшись от поста  главы правительства. Похоже, что ее решение было продиктовано стремлением защитить партию от нападок в связи с ее неиндийским происхождением. Сама Ганди сказала, что никогда не хотела быть премьером.

Правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия может быть распущено Президентом. Однако Президент по совету премьер-министра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату. Правительство является, коллегиальным органом, включающим помимо премьер-министра министров, назначаемых по представлению премьера, также Президентом страны. Премьер-министр может с формального одобрения Президента изменять состав правительства и увольнять министров. Министр должен быть депутатом какой-либо из палат парламента или стать им в течение 6 месяцев.

Совет министров редко собирается в  полном составе. Все вопросы руководства страной решаются Кабинетом — узким составом правительства, куда входят руководители наиболее важных отраслей управления. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования. Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, называются государственными министрами.

Система государственной власти в  штатах во многом схожа с федеральной. Легислатуры штатов также имеют двухпалатную структуру.

Судебная власть. В Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы, как федерации, так и штатов.

Высшим  органом единой централизованной судебной системы Индии является Верховный суд, который состоит из обычно старшего по возрасту главного судьи и 17 членов. В качестве суда первой инстанции он уполномочен рассматривать споры между правительством Союза и штатами, а также между штатами. Является высшей апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам.

Важнейшей функцией Верховного суда Индии является конституционный контроль. При рассмотрении любого дела Верховный суд может  давать толкования конституционных положений, а формулируемое им право обязательно для всех судов страны. Он определяет действительность законов федерации и штатов, если оспаривается их конституционность.

В федеральной  судебной системе также действуют апелляционные суды и низшие суды: суды сессий и суды магистратов.

Согласно  Конституции члены Верховного суда назначаются Президентентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета. Одобрения парламентом не требуется. По достижении 65-летнего возраста они обязаны уйти в отставку, а также могут быть уволены досрочно за недостойное поведение или смещены приказом Президента по причине профессиональной непригодности. Приказ Президента о смещении члена Верховного суда должен быть поддержан решением 2/3 присутствующих членов обеих палат парламента.

Низшим звеном судебной системы  являются суды панчаятов в деревнях, которые рассматривают незначительные уголовные дела.

Второй  уровень судов образуют суды мунсифов. Они рассматривают только гражданские дела.

Высокий суд штата выступает в качестве суда первой инстанции и апелляционного. Высокий суд осуществляет руководство всеми судами на территории штата, включая военные и административные суды, контролирует их деятельность. Структурную схему организации власти можно найти в приложении.

 

4.Форма  государства.

4.1.Форма государственно-территориального  устройства.

 

По форме государственно-территориального устройства Индия — федерация, субъектами которой являются 28 штатов. Последние  представляют собой крупные государственно—территориальные образования, в основе которых лежит языковая общность населения. Помимо штатов в состав Индии входят 7 союзных территорий — сравнительно небольших по размеру и численности населения административных единиц центрального подчинения. В союзные Территории были выделены преимущественно бывшие неанглийские колонии (португальские и французские), которые из-за небольшой по площади территории и малочисленности населения не могли получить статуса штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.

 

4.2.Форма правления.

 

По  форме правления Индия является парламентской республикой, использующей многие традиции английского парламентаризма.

 

4.3.Тип политического режима.

 

Тип политического режима в Индии  – Консервативно-демократический.

 

 

 

5. Форма избирательной системы.

 

Основы  избирательного права Индии закреплены в Конституции 1950 г., где весьма подробно регламентированы выборы президента и вице-президента. Вопросы о выборах в обе палаты парламента, а также в легислатуры штатов и местные органы власти в основном законе детально не рассмотрены. Они подлежат конкретизации в текущем законодательстве Союза (ст. 327) или штатов (ст. 328).

Избирательное законодательство независимой Индии  отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унаследованную от англичан куриальную систему. Тем не менее в интересах правящих классов все еще сохраняются некоторые ограничения прав трудящихся.

Основной  закон страны определяет лишь главные  принципы избирательногоправа. Ст. 326 указывает, что выборы в Народную палату парламента и Законодательные собрания штатов производятся на основе всеобщего избирательного права совершеннолетними гражданами, которые отвечают соответствующим цензам, предусмотренным конституцией и законодательством о выборах. Активным избирательным правом пользуются индийские граждане, достигшие возраста 18 лет и проживающие в избирательном округе не менее 6 месяцев в течение года, предшествующего выборам.

Конституция Индии запрещает исключать  из списков избирателей на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности а также по признаку пола (ст. 325). Как и в других странах, не имеют права голоса душевнобольные, лица, совершившие уголовные преступления или незаконные деяния в период выборов, и некоторые другие категории лиц.

Для Индии характерно не только использование  прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых групп населения.

Подготовку выборов в парламент  страны и легислатуры штатов, а также президента и вице-президента, руководство и контроль за проведением всех выборов осуществляет назначаемая президентом Избирательная комиссия (ст. 324).

В Индии применяется система  обязательной регистрации избирателей, при которой регистратор в каждом избирательном округе, в соответствии с законом, обязан сам внести в списки избирателей всех граждан, удовлетворяющих избирательным цензам. Списки избирателей регулярно пересматриваются. Большинство избирательных округов в Индии одномандатные.

В силу различий в численности населения  штаты очень по-разному представлены в Народной палате.

Выборы в Индии осуществляются по мажоритарной системе относительного большинства.

Пассивным избирательным правом, т.е. правом быть избранным в депутаты Народной палаты, обладают граждане, достигшие 25 лет, за исключением: а) лиц, состоящих на платной государственной службе; б) осужденных на срок не менее 2 лет; в) объявленных судом умалишенными либо дисквалифицированных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депутаты должен проживать в избирательном округе, по которому он баллотируется.

Для выдвижения кандидата в депутаты достаточно предложить его кандидатуру  одним избирателем и поддержать ее другим, что выглядит весьма демократично. Однако, независимым кандидатам очень трудно добиться успеха на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Кандидат в депутаты обязан внести избирательный залог в размере 500 рупий. Если же кандидат наберет менее 1 /8 голосов в своем округе, залог не возвращается, что создает большие сложности для кандидатов от партий, финансовые ресурсы которых ограничены. По признанию А.С. Наранга, "ни одна политическая партия не может удержаться у власти в Индии без поддержки крупных монополий. Избирательные расходы достигли в стране невероятных размеров". В политике и выборах большое значение имеет кастовая принадлежность кандидата в депутаты.

Информация о работе Политическая система Индии