Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Индия - вторая по численности населения страна в мире. Более века она была колонией, "драгоценным камнем в короне Британской Империи". Добившись независимости и преодолев десятилетия экономической изоляции и отсталости, Индия в наши дни стала одной из ведущих мировых держав.
Огромный и этнически разнообразный Индийский субконтинент раскинулся с севера на юг от высочайших гор мира - Гималаев - до Аравийского моря и Бенгальского залива Индийского океана, от гор Афганистана на западе до джунглей Бирмы на востоке.

Содержание работы

Краткая справка о государстве и его роли в
современном мире. Стр.2
Конституция государства. Стр.3
Высшие государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура (схема). Стр.7
Форма государства.
Форма государственно-территориального устройства. Стр.10
Форма правления. Стр.10
Тип политического режима. Стр.10
Форма избирательной системы. Стр.11
Модель президентской власти. Стр.13
Тип парламентаризма. Стр.14
Основные политические партии (правящая, оппозиция). Стр.14
Тип партийной системы. Стр.17
Основные политические организации и движения. Стр.17
Правовое положение личности. Стр.18
Тип государства. Стр.19
Тип политической системы и его характеристика. Стр.21
Список литературы. Стр.24

Файлы: 1 файл

индия.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

11. Правовое положение личности.

 

Основы  правового статуса индийских  граждан одинаковы, но определяются неравными по значению статьями конституции. Социально-экономические права формулируются, как правило, в качестве руководящих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп. Есть и некоторые правовые преимущества, предусмотренные законодательством для наименее развитых социальных слоев населения, зарегистрированных каст и племен. Основные права, согласно сложившейся доктрине, обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять принудительное решение (низовой суд не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями необеспеченны.

Конституция устанавливает равноправие граждан  перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения. 

Среди социально-экономических прав - право на защиту от эксплуатации (в трех названных выше аспектах оно фигурирует в группе основных прав), в числе руководящих принципов политики — право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение. В конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В конституции  Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

 

12. Тип государства.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс на основе формационного подхода к типологии  государства выделяют основные 4 типа государства.

1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства, возникшим на рубеже IV и III веков до нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали рабовладельческий строй.

2. Феодальное государство является исторически вторым типом государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение в крепостничество.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений является универсализация существующей частной собственности, растущая степень ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе. В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её регулирование и программирование, государственная система социального страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных систем.

4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции, при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.

Основываясь на данную классификацию, тип государства в Индии можно  определить как постиндустриальное капиталистическое государство.

 

Западноевропейская наука классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидов. По этому признаку выделяют два типа государственности:  демократия и автократия. Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости от того места , которое занимает индивид в создании правопорядка , различаются два типа государства . Если индивид активно участвует в создании правопорядка ,- налицо демократия , если нет – автократия .

Подобную трактовку типологии  государств дает американский ученый Р.Макайвер. Он делит все государства  на два типа:

1.Династические  (антидемократические), где общая  волна не выражает воли большинства  населения

2. Демократические,  где государственная власть выражает  волю всего общества или большинства  его членов и в которых народ  либо непосредственно правит , либо  активно поддерживает правительство.

Немецкий ученый Р. Дарендорф , подразделяя все государства  на демократические и антидемократические , делал вывод , что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан , в котором хотя и нет недостатков в неравенстве . но создана общая для всех основа , и которая делает возможным цивилизованное общественное бытие.

По всем вышеперечисленным признакам  Индия является демократическим государством.

 

13. Тип политической системы и  его характеристика.

 

Основное различие между политическими  системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта (и монополизируется им), будь то отдельный человек ("диктатор"), законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как конституционная или демократическая (Индия). Если же власть сосредоточена в руках одного субъекта, то система классифицируется как автократическая.

В отечественной философской и  политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум  структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".

Традиционные системы имеют  развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.

Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (Индия) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют  собой дальнейший прогресс и в  структурном, и в культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и политическими инфраструктурами. При такой системе функционирует уже не "культура подчинения", а "культура участия". Граждане из "подданных" становятся "участниками". Раньше они были жертвами решений, поступавших на "выход" системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс артикуляции, агрегирования требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять ее действия. Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы. Сюда относятся: демократические системы (Индия), авторитарные системы.

Французский политолог  Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:

1) либеральные демократии с опорой  на либерализм в принятии государственных решений (Индия);

2) коммунистические системы с  приоритетом равенства социальных  благ и пренебрежением к либеральным  средствам его достижения;

3) традиционные политические системы,  управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

4) становящиеся политические системы  в развивающихся странах с  авторитарными средствами управления;

5) авторитарно-консервативные системы,  цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.

Большинство западных политологов  выделяют следующие три типа политических систем.

Политические  системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические  системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские  системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур (Индия).

 

 

 

 

 

14. Список литературы.

 

  1. Государственно-административный аппарат независимой Индии., -М., 1975
  2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. 1; М., 1995. Т. 2. В 1996 г.
  3. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1996
  4. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах М.,1994.
  5. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. –М., 1997
  7. Белов Г. А. Политическая система.// Кентавр. – 1995 - № 2

 


Информация о работе Политическая система Индии