Политическая система Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:02, реферат

Описание работы

Индия - вторая по численности населения страна в мире. Более века она была колонией, "драгоценным камнем в короне Британской Империи". Добившись независимости и преодолев десятилетия экономической изоляции и отсталости, Индия в наши дни стала одной из ведущих мировых держав.
Огромный и этнически разнообразный Индийский субконтинент раскинулся с севера на юг от высочайших гор мира - Гималаев - до Аравийского моря и Бенгальского залива Индийского океана, от гор Афганистана на западе до джунглей Бирмы на востоке.

Содержание работы

Краткая справка о государстве и его роли в
современном мире. Стр.2
Конституция государства. Стр.3
Высшие государственные органы власти. Формирование, полномочия, структура (схема). Стр.7
Форма государства.
Форма государственно-территориального устройства. Стр.10
Форма правления. Стр.10
Тип политического режима. Стр.10
Форма избирательной системы. Стр.11
Модель президентской власти. Стр.13
Тип парламентаризма. Стр.14
Основные политические партии (правящая, оппозиция). Стр.14
Тип партийной системы. Стр.17
Основные политические организации и движения. Стр.17
Правовое положение личности. Стр.18
Тип государства. Стр.19
Тип политической системы и его характеристика. Стр.21
Список литературы. Стр.24

Файлы: 1 файл

индия.docx

— 57.35 Кб (Скачать файл)

Закон предусматривает тайное голосование, но, как и в Великобритании, производится нумерация бюллетеней, позволяющая установить, за кого голосовал избиратель.

Выборы в Совет штатов косвенные. Возрастной ценз для кандидатов в  депутаты этой палаты 30 лет. 238 из 250 членов Совета штатов избираются на 6 лет выборными  членами Законодательных собраний штатов и союзных территорий. Остальные 12 депутатов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области литературы, науки, искусства или общественной деятельности (ст. 80).

Совет штатов обновляется на 1/3 каждые два года. Члены этой палаты избираются по так называемой системе "единственного передаваемого голоса". Выборные места в Совете штатов распределяются не поровну, но и не строго пропорционально численности населения штатов. Некоторые преимущества предоставляются штатам с наиболее малочисленным населением, что весьма справедливо, поскольку при соблюдении строгой пропорциональности они вообще не могли быть представлены в верхней палате парламента.

Избирательные цензы для активного  и пассивного избирательного права по выборам в палаты легислатур штатов, соответственно, такие же, как по выборам в нижнюю и верхнюю палаты центрального парламента.

Нижние палаты — законодательные  собрания штатов могут иметь численность  от 60 до 500 депутатов (ст. 170). Они избираются прямым голосованием населением штата сроком на 5 лет. Определенное число мест резервируется в соответствии со ст. 332 конституции за представителями отсталых в социально-экономическом отношении каст и племен с тем, чтобы обеспечить их представительство в законодательных собраниях.

Верхние палаты — законодательные  совет штатов избираются сроком на 6 лет из граждан старше 30 лет по системе "единственного передаваемого голоса" в соответствии со следующим сложным принципом: 1 /3 всех членов совета избирается Законодательным собранием штата; 1 /3 — муниципальными органами; 1/12— выпускниками университетов, более 3 лет назад завершившими обучение; 1/12— преподавателями высшей и средней школы с не менее, чем трехлетним стажем работы, а также 1 /6 — назначается губернатором из числа лиц, имеющих особые познания в области науки, литературы, искусства, кооперативного движения или общественной деятельности. Общее число членов Законодательного совета штата, как правило, должно быть более 40 человек, но не более 1 /4 числа членов Законодательного собрания этого штата. Каждые 2 года состав Законодательного собрания обновляется на 1/3, что обеспечивает определенную преемственность и постоянство работы этого менее демократического по способу формирования, составу и характеру деятельности органа.

В настоящее время дискутируется вопрос о переходе к пропорциональной избирательной системе.

 

6.Модель  президентской власти.

 

Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет коллегией выборщиков, состоящей  из выборных членов обеих палат парламента и избираемых депутатов легислатур штатов. Президент республики Индия  – профессор Абдул Калан избран 12 июля 2002 года. Количество голосов  всех выборщиков – членов общенационального  парламента равно числу голосов, которое имеют выборщики от штатов. Президент может переизбираться неоднократно. В соответствии с Конституцией он формально является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, неотъемлемой составной частью парламента. Он промульгирует законы, имеет право вносить законопроекты и налагать вето на принятые законы, назначает премьер-министра, по представлению последнего — членов Совета министров, созывает и распускает сессии парламента, собирает обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Президент также назначает губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и Высших судов штатов, Генерального прокурора. Генерального аудитора и многих высших государственных служащих, обладает правом помилования, внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В сфере внутренней безопасности он вправе объявить чрезвычайное положение, ввести президентское правление в штатах и объявить чрезвычайное положение в области финансов. Указы Президента имеют силу закона. Если в течение 6 недель с начала ближайшей сессии парламента эти указы не будут утверждены, они теряют силу.

Президент в своих действиях  обязан руководствоваться рекомендациям правительства. В результате практически все основные полномочия Президент осуществляются от его имени Советом министров, а точнее — премьер министром.

Выборы вице-президента проводятся по закону раз в 5 лет коллегией  выборщиков, состоящей из депутатов обеих палат индийского парламента, путем тайного голосования. Вице-президент по должности является председателем Совета штатов, но при этом не состоит депутатом парламента.

 

7. Тип парламентаризма.

 

Тип парламентаризма в Индии.

1. По форме правления – Кабинетный (т.к Индия парламентская республика).

2. По структуре парламента –  Двухпалатный (Индия – федеративная  республика).

3. По избирательной системе –  Парламентаризм большинства (в  Индии мажоритарная избирательная  система).

4. По степени политического противоборства  – Теневой (т.к. в стране  имеется сильная оппозиция).

8. Основные политические партии (правящая, оппозиция).

 

Индия принадлежит к числу самых  многопартийных стран мира. В стране насчитываются сотни партий, хотя обще-индийских партий не более десятка, Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Партии характеризуются большой пестротой, связанной с особенностями состава населения страны - классового, национально религиозного, кастового.

Долгое  время в Индии действовала  многопартийная система с одной  доминирующей партией — ИНК, а затем ИНК(И), которая с 1989 г. начала трансформироваться в двух или многопартийную систему.

Индийский национальный конгресс (ИНК). Основана в 1885 г. Либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. С 1885 г. январь 1978 г. - единая партия под названием Индийский национальный конгресс, С 1947 по 1977 гг. правящая партия. Под руководством М.К. Ганди, Дж. Исру и других политических деятелей ИНК возглавил борьбу индейцев против колониальной зависимости. Выступил главной политической силой, проводившей общенациональные преобразования в Индии.

После раскола ИНК в 1978 г. Часть конгрессистов во главе с Индрой Ганди образовали партию ИНК(И), которую она возглавляла до 1984 г., а в 1984 - 1991 гг. - ее сын Раджи Ганди (оба погибли от рук террористов). Сейчас лидером ИНК(И) :является Соня Ганди.

ИНК(И) представляет собой, по существу, движение, а не партию.

Его программной  концепцией является идея "общество социалистического образца", в котором осуществляется сотрудничество различных слоев  населения при сохранении частной собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, не грамотностью и кастовыми пережитками.

В настоящее  время это преимущественно центристская реформистская партия. ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии (в 1977 - 1979 ., 1989 - 1991 гг., в 1996 - 1998 гг., 1999, 2003 г. уступав власть джаната парти), хотя в 90 гг. не всегда имел абсолютное большинство мест в нижней палате и формировал то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство. В результате досрочных парламентских выборов 1998 г. ИНК(И) получил 141 место в нижней палате и находится в оппозиции.

Бхаратия  джаната парти (БДП). Образована в 1980 г., правая партия, построенная на религиозно-общинной основе, стоящая на позициях индустриального национализма, кастовой обособленности, партии, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия Джан сангх.

Партия  выражает интересы средних и мелких предпринимателей, торговцев, земледельцев. Она выступает за централизацию экономики, ограничение роли государственного сектора.

В результате парламентских выборов (март 1998 г.) БДП пришла к власти расформировала правительство в коалиции с рядом региональных партий (имели в целом 254 места в народной палате). Премьер-министром Индии стал лидер этой партии - А.Б. Ваджпай.

С марта 1998 г. Национальный конгресс (ИНК) находится в оппозиции по отношению к правящему коалиционному блоку партий во главе с БДП.

Джаната дал (Народная партия). Образована в 1988 г., занимает центристские позиции; большинство ее членов - выходцы из ИНК. Ее позиции близки к ИНК(И), но, будучи оппозиционной партией, она критикует правительство за высокий уровень безработицы, коррупцию, злоупотребления чиновников. Джаната дал выступает за демократизацию общественной жизни, укрепления единства сараны, за преодоление классовых и религиозных предрассудков.

После выборов 1996 г. в союзе с  левыми региональными партиями ДД стало  ядром правящей коалиции - объединенного  фронта (ОФ).

В июле 1997 г. в ДД произошел раскол. На выборах: 1998 г. ДД понесла серьезные потери.

Левое движение представляют главным образом  две партии: коммунистическая партия Индии (КПИ), созданная в 1925 г. и Коммунистическая партия Индии (марксистская) - образовалась в 1964 г. выйдя из рядов КПИ. В 1996 они вместе имели 50 мест в Народной палате.

По итогам внеочередных парламентских  выборов (5 сентября - 3 октября 1999 г.) 545 депутатских мест Народной палаты парламента распределились следующим образом:

Национальный демократический  альянс - 299 мест (в т. ч. Бхаратия джаната  парти - 182, другие 23 партии предвыборного  блока - 177);

ИНК(И) – 134;

левый альянс 42;

независимые и прочие партии - 68 мест.

По итогам частичных выборов  в Совет штатов парламента (апрель 2000 г.) 245 мест (233 избраны населением, 12 - назначены президентом) распределились следующим образом: НДА - 99 мест, в том числе БДП - 47, ИНК(И) - 58, прочие партии - 62, независимые - 12. Таким образом ИНК(И) продолжают находиться в оппозиции, а коалиционное правительство опять формирует правящая партия Бхаратия джаната парти (БДП) из представителей Национального демократического альянса (НДА). Премьер-министром правительства, сформированного в октябре 1999 г. вновь стал Атал Бихари Ваджпан (БДП). По итогам парламентских выборов (март 2003 г.) правящей партией продолжает оставаться БДП, а ее лидер Атал Бихари Ваджпан - премьер-министром.


 

9. Тип партийной системы.

 

Тип партийной системы - система  ограниченного плюрализма.

 

10. Основные политические организации  и движения.

 

Основной социально-экономической  организацией предпринимателей в Индии является Федерация индийских торгово-промышленных палат. В ее рамках действует Всеиндийская организация работодателей, которая ведет переговоры с профсоюзами по вопросам труда, заработной платы, рабочего времени. Крупная организация бизнеса — Объединенные торгово-промышленные палаты Индии. В отличие от аналогичной федерации Объединенные палаты представляют не только местный, но и иностранный капитал. Действует также Федерация ассоциаций мелкой промышленности, объединяющая в основном кустарей, но ее численность очень мала (менее 100 тыс. членов).

В профсоюзах Индии состоит незначительное число рабочих и служащих (по разным данным, от двадцатой части до четверти). Отраслевых профсоюзных объединений в Индии практически нет, организации существуют, как правило, лишь на уровне предприятий. Существуют пять национальных профцентров, наиболее крупными из которых являются три:

- Индийский национальный конгресс профсоюзов - ИНКП. Создан в 1947 г. Объединяет около 4 тыс. профсоюзов, насчитывающих 6,4 млн. членов. Входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП), сотрудничает с ИНК(И) и проповедует мирное сотрудничество труда и капитала, строительство демократического социализма, ненасилие, и .

- Всеиндийский  конгресс профсоюзов - ВИКП. Создан в 1920 г. Объединяет 3 тыс. профсоюзов, насчитывающих 3 млн. членов. Входит во Всемирную федерацию профсоюзов (ВФП). Находящится под влиянием Коммунистической партии Индии и выдвигает требования ограничения монополий, повышения заработной платы, сокращения налогов с несостоятельных слоев населения и повышения ставок налогов для богатых и т.д.

-.Центр  индийских профсоюзов - ЦИИ. Создан в 1970 г. Объединяет более 3 тыс. профсоюзов, насчитывающих более 3,2 млн. членов.

 

В сфере  сельского хозяйства действуют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Обе организации находятся под влиянием различных компартий.

Большую роль играют в Индии различные религиозные объединения, в которых объединяются сторонники многочисленных религиозных учений.

В стране создана сравнительно широкая сеть средств массовой информации, но их влияние на общественное мнение ограничивается тем, что более половины населения страны неграмотно.

 

Информация о работе Политическая система Индии