Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа
Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).
Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления региональной политики Европейских Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31
Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления
региональной политики
2.2 Механизмы развития
сельских территорий на
Заключение 29
Библиографический список 31
Термин «сельское развитие»
применительно к наиболее развитым
странам получил
Формирование концепции развития сельских территорий испытывает влияние одновременно проводившихся экономических и социологических исследований. Тем не менее, разработка политики ЕС в сфере сельского развития проходила под решающим воздействием комплекса социально политических факторов, связанных с разделением полномочий внутри Европейского Союза, с установлением экономического и политического равновесия в самих странах-членах, с эволюцией международных торговых соглашений и пр. Иными словами, речь идет о более общих процессах, касающихся изменения роли самого Европейского Союза в международных отношениях, и тех стратегических целей, которые он преследовал в отношениях с третьими странами. Эти процессы управляют внутренней политикой стран, включая политику развития сельских территорий. Следует принимать во внимание, с другой стороны, что направления этой политики редко вели автономное существование. По сути, с самого своего появления они были в огромной степени подчинены и функционально зависимы от политики регулирования рынков.
Анализ разработки концепций развития сельских территорий в рамках политики ЕС позволяет прийти к следующим выводам.
Существуют различные подходы к проблеме сельского развития, как на уровне теоретических разработок, так и на уровне практической реализации политики, направленной на развитие аграрного сектора и сельских территорий.
Каждая отдельная концепция
сельского развития утверждается и
реализуется на основе сложной взаимосвязи
институциональных, политических и
социальных сил, поскольку отвечает
специфическим целям и
Сельское развитие является крайне противоречивой темой для ЕС. Противоречия возникают в отношениях между странами, Европейской Комиссией, организациями сельскохозяйственных производителей, политическими силами и пр. Основная причина такого положения — следующая: в силу различных обстоятельств Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) превратилась в чрезвычайно громоздкую проблему. Прежде всего, потому, что на нее расходуется огромная часть бюджета ЕС (особенно если сравнивать с долей сельскохозяйственных производителей в экономически активном населении, которая в разных странах прогрессивно сокращается). Во-вторых, потому, что она уже не отвечает, по мнению ее основных противников, целям, которые были перед ней поставлены: ЕСХП создавалась для защиты доходов сельхозпроизводителей, особенно наиболее бедных и незащищенных, но поддержку получают в основном богатые сельхозпроизводители, наиболее обеспеченные ресурсами (землей и капиталом
По всем этим причинам политика
развития сельских территорий стала
актуальной темой в дебатах по
поводу принятия бюджета ЕС, по поводу
роли сельского хозяйства в
Данная работа ставит перед собой цель – изучить политику развития сельских районов европейских стран.
для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
1. дать картину направлений политики развития сельских территорий;
2. рассмотреть проявление ЕСХП на последних этапах этой политики;
3. рассмотреть конкретную реализацию
этой политики через анализ инструментов
государственной поддержки.
В конце 1940-х гг. в большинстве
западноевропейских стран были внедрены
национальные системы государственной
поддержки и регулирования
Первая концепция Общей
Сельскохозяйственной Политики была выдвинута
в 1951 г. министром сельского хозяйства
Франции Пьером Пфлимленом. Он предлагал
организовать сотрудничество в сельском
хозяйстве на основе наднационального
регулирования производства и торговли
с последующим созданием общего
рынка важнейших
За основу приняли проект министра сельского хозяйства Голландии Сикко Мансхолт.
Идеи Мансхолта были закреплены в Римском договоре о создании ЕЭС, подписанном в марте 1957 г. Он предусматривал формирование общей сельскохозяйственной политики ЕЭС и обязательное распространение правил общего рынка на продукцию сельского хозяйства. При этом для данного рынка устанавливался особый режим, отличный от правил конкуренции в других отраслях.1
Цели ОСП включали: 1) повышение производительности сельского хозяйства на основе технического прогресса и рационализации производства; 2) обеспечение достойного уровня жизни занятых в отрасли; 3) стабилизацию сельскохозяйственных рынков; 4) достижение продовольственной самообеспеченности; 5) поддержание разумных потребительских цен на продовольствие.
Главная задача ЕС состояла в том, чтобы заменить различные национальные системы организации сельскохозяйственных рынков одной общей. Она должна была включить следующие средства государственного вмешательства: регулирование цен, субсидирование производства и сбыта, хранение запасов, стабилизация объемов импорта и экспорта, целевое финансирование и другие.
Принципы реализации ОСП были определены Конференцией представителей правительств и фермерских организаций в г. Стреза (на севере Италии) в июле 1958 г.
Они включали:
- единство рынка, означавшее
свободное перемещение
- преференции Сообщества,
обеспечивающие приоритет
- финансовую солидарность, предполагавшую финансирование подавляющей части расходов на ОСП из бюджета ЕС.
В июле 1962 г. начала формироваться
система рыночно-ценовых
• целевую цену (target
price) - единую в рамках ЕС
• цену вмешательства или интервенционная цена (intervention price) - более низкую цену, по которой специальные агентства в странах ЕС закупали невостребованную рынком продукцию;
• пороговую цену (threshold price) – минимальную цену импорта продукта в ЕС из третьих стран;
• импортный сбор, повышавший цену импортных товаров до уровня пороговой цены;
• экспортную субсидию,
которая компенсировала
Для финансирования ОСП в 1962 году был создан Европейский Фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА). Он состоял из двух частей: Секции гарантий и Секции ориентации. Секция гарантий должна была финансировать рыночное регулирование - ценовую поддержку и интервенцию на внутреннем рынке ЕС и субсидирование аграрного экспорта. Секция ориентации предназначалась для решения производственно- структурных задач (прежде всего, рационализации землепользования и других условий производства, его перепрофилирования, улучшения качества продукции и системы ее хранения и сбыта). Позднее для Секции гарантий основным стал неценовой инструмент – прямое субсидирование производства. Однако, исходное разделение общей аграрной политики ЕС на рыночно-регулятивную и структурно-социальную составляющие сохранилось и до наших дней, трансформировавшись в две «опоры» современной ОСП.
Общая организация
ОСП быстро дала ощутимый позитивный эффект2. В 1962 – 1967 гг. валовая продукция сельского хозяйства «шестерки» ежегодно увеличивалась на 2,5%, а производительность труда – на 3 - 6%. Доходы фермеров выросли за это время на 20-30%, а взаимный сельскохозяйственный импорт почти удвоился. Продовольственная самообеспеченность ЕС по основным продуктам (кроме растительных жиров, кукурузы и сухого молока) достигла 100%.
В 1972 г. затраты на ОСП поглотили около 80% бюджета ЕС, хотя доля аграрного сектора в ВВП Сообщества уменьшилась до 6%, а в занятости – до 13%. Высокие внутренние цены (в 2-5 раз выше мировых) приносили выгоды в основном небольшому числу крупных ферм и тормозили структурную перестройку отрасли. Почти 80% ферм в ЕС имели размеры, не позволявшие им делать капиталовложения в модернизацию производства и внедрение новых технологий. Сократился приток в отрасль молодежи, половина крестьян были пенсионного и предпенсионного возраста.
В настоящее время существует много подходов к развитию сельских территорий, большинство из них рассматривают сельское развитие в соответствии с Концепцией устойчивого развития.
Ее появление в 80-х годах
прошлого века обусловлено рядом
таких проблем, как экологический
и топливно-энергетический кризисы,
демографическая и
Рисунок 1. Основные составляющие концепции устойчивого развития
Экономический подход подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов. Социальная составляющая направлена на сохранение социальной стабильности и культурного многообразия. А экологической безопасность подразумевает устойчивость природных и агроэкосистем и способность их к самовосстановлению и адаптации к меняющимся внешним условиям.
В качестве наиболее известного
европейского концептуального подхода
к развитию сельских территорий рассмотрена
концепция регионального
Рисунок 2 Составляющие концепции
регионального сельского
Под экономической устойчивостью понимается стабильное производство и предоставление соответствующих товаров и услуг, независимо от изменения рыночных условий. Институциональная и социокультурная устойчивость основывается на принципе партиципативности (вовлечения населения) и предусматривает проявление инициативы и самостоятельности местного населения; участие всех заинтересованных в развитии сельского региона лиц в процессе принятия управленческих решений. Экологическая устойчивость подразумевает длительное использование природных, преимущественно возобновляемых ресурсов. Концепция регионального сельского развития при осуществлении проектов развития предусматривает эффективное управление и адаптацию к потребностям, возможностям и проблемам сельского населения.
Кроме того, в работе рассмотрен
принцип интегрированного сельского
развития, который предусматривает
комплексное (интегрированное) развитие
территории и всех отраслей сельской
экономики, основанное на имеющихся
в регионе потенциалах. При этом
большое внимание уделяется активному
участию местного населения в
развитие сельских территорий и субсидиарному
принципу – распределению полномочий
между управленческими органами «снизу-вверх»,
(более высокий уровень административно-
Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов