Политика европейских стран для развития сельских районов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Термин «сельское развитие» применительно к наиболее развитым странам получил распространение сравнительно недавно. Изначально он использовался достаточно широко в экономической и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых роль и удельный вес сельского хозяйства был доминирующим как в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные ресурсы).

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6
1.1 Концепции сельского развития 6
1.2 Модели развития сельских территорий 13
2 Политика развития сельских территорий в Европе 20
2.1 Основные направления региональной политики Европейских Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20
2.2 Механизмы развития сельских территорий на примере Германии и Франции 24
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

1.docx

— 2.88 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное  Учреждение Высшего Профессионального  Образования Восточно-Сибирский  Государственный Университет Технологий и Управления

ФГБОУ ВПО  ВСГУТУ

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

Курсовая  работа по дисциплине

«Региональная экономика»

Политика  европейских стран для развития сельских районов

Выполнил:

Проверил:

 

Введение 3

Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий 6

1.1 Концепции сельского  развития 6

1.2 Модели развития сельских  территорий 13

2 Политика развития сельских  территорий в Европе 20

2.1 Основные направления  региональной политики Европейских  Стран с 2000 по 2006 г. и с 2007 по 2013г. 20

2.2 Механизмы развития  сельских территорий на примере  Германии и Франции 24

Заключение 29

Библиографический список 31

 

Введение

Термин «сельское развитие»  применительно к наиболее развитым странам получил распространение  сравнительно недавно. Изначально он использовался  достаточно широко в экономической  и социологической литературе, но применительно к политике помощи наименее развитым странам, в которых  роль и удельный вес сельского  хозяйства был доминирующим как  в формировании национального дохода, так и в использовании основных ресурсов (земля, труд, капитал, природные  ресурсы). В рамках ведущих международных  организаций по содействию и сотрудничеству (таких как ФАО, Всемирный Банк, ОЭСР, ЮНЕСКО, МОТ и пр.) развитие сельских территорий в настоящее  время в большей мере представляет собой проблематику, имеющую достаточно хорошее теоретическое обоснование  и систему разработанных мер  государственной поддержки. В Западной Европе и в рамках политики ЕС концепция  сельского развития применяется, начиная  с 1970-х годов, и с тех пор  постоянно эволюционирует. Тем не менее, в политике ЕС общая законодательная база и единые подходы к разработке концепции появляются только со второй половины 1980-х годов.

Формирование концепции  развития сельских территорий испытывает влияние одновременно проводившихся  экономических и социологических исследований. Тем не менее, разработка политики ЕС в сфере сельского развития проходила под решающим воздействием комплекса социально политических факторов, связанных с разделением полномочий внутри Европейского Союза, с установлением экономического и политического равновесия в самих странах-членах, с эволюцией международных торговых соглашений и пр. Иными словами, речь идет о более общих процессах, касающихся изменения роли самого Европейского Союза в международных отношениях, и тех стратегических целей, которые он преследовал в отношениях с третьими странами. Эти процессы управляют внутренней политикой стран, включая политику развития сельских территорий. Следует принимать во внимание, с другой стороны, что направления этой политики редко вели автономное существование. По сути, с самого своего появления они были в огромной степени подчинены и функционально зависимы от политики регулирования рынков.

Анализ разработки концепций  развития сельских территорий в рамках политики ЕС позволяет прийти к следующим  выводам.

Существуют различные  подходы к проблеме сельского  развития, как на уровне теоретических  разработок, так и на уровне практической реализации политики, направленной на развитие аграрного сектора и  сельских территорий.

Каждая отдельная концепция  сельского развития утверждается и  реализуется на основе сложной взаимосвязи  институциональных, политических и  социальных сил, поскольку отвечает специфическим целям и стратегиям основных действующих лиц в данной сфере и их специфическому представлению  о целях сельского развития. Силы, задействованные в данной сфере, многочисленны (к ним относятся  Европейская Комиссия, страны–члены ЕС, регионы отдельных стран, организации  сельскохозяйственных производителей, местные учреждения, ассоциации и  пр.).

Сельское развитие является крайне противоречивой темой для  ЕС. Противоречия возникают в отношениях между странами, Европейской Комиссией, организациями сельскохозяйственных производителей, политическими силами и пр. Основная причина такого положения — следующая: в силу различных обстоятельств Единая сельскохозяйственная политика (ЕСХП) превратилась в чрезвычайно громоздкую проблему. Прежде всего, потому, что на нее расходуется огромная часть бюджета ЕС (особенно если сравнивать с долей сельскохозяйственных производителей в экономически активном населении, которая в разных странах прогрессивно сокращается). Во-вторых, потому, что она уже не отвечает, по мнению ее основных противников, целям, которые были перед ней поставлены: ЕСХП создавалась для защиты доходов сельхозпроизводителей, особенно наиболее бедных и незащищенных, но поддержку получают в основном богатые сельхозпроизводители, наиболее обеспеченные ресурсами (землей и капиталом

По всем этим причинам политика развития сельских территорий стала  актуальной темой в дебатах по поводу принятия бюджета ЕС, по поводу роли сельского хозяйства в различных  странах-членах и по поводу регулирования  государственной политики в Европе.

Данная работа ставит перед собой цель – изучить политику развития сельских районов европейских стран.

для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

1. дать картину направлений политики развития сельских территорий;

2. рассмотреть проявление ЕСХП на последних этапах этой политики;

3. рассмотреть конкретную реализацию этой политики через анализ инструментов государственной поддержки. 

Глава 1 Концепции и модели развития сельских территорий

1.1 Концепции сельского развития

В конце 1940-х гг. в большинстве  западноевропейских стран были внедрены национальные системы государственной  поддержки и регулирования аграрного  сектора. Это диктовалось необходимостью быстро восстановить сельское хозяйство, чтобы преодолеть послевоенный дефицит  продуктов питания. В начале 1950 –  х гг. были сделаны попытки объединить усилия заинтересованных стран в  рамках экономической интеграции.

Первая концепция Общей  Сельскохозяйственной Политики была выдвинута  в 1951 г. министром сельского хозяйства  Франции Пьером Пфлимленом. Он предлагал  организовать сотрудничество в сельском хозяйстве на основе наднационального регулирования производства и торговли с последующим созданием общего рынка важнейших сельскохозяйственных товаров. В то время аграрный сектор имел большое экономическое и  социальное значение. В 1950 г. на него приходилось 12% ВВП и 30% занятости шести будущих  стран ЕЭС.

За основу приняли проект министра сельского хозяйства Голландии  Сикко Мансхолт.

Идеи Мансхолта были закреплены в Римском договоре о создании ЕЭС, подписанном в марте 1957 г. Он предусматривал формирование общей  сельскохозяйственной политики ЕЭС  и обязательное распространение  правил общего рынка на продукцию  сельского хозяйства. При этом для  данного рынка устанавливался особый режим, отличный от правил конкуренции  в других отраслях.1

Цели ОСП включали: 1) повышение  производительности сельского хозяйства  на основе технического прогресса и  рационализации производства; 2) обеспечение достойного уровня жизни занятых в отрасли; 3) стабилизацию сельскохозяйственных рынков; 4) достижение продовольственной самообеспеченности; 5) поддержание разумных потребительских цен на продовольствие.

Главная задача ЕС состояла в том, чтобы заменить различные  национальные системы организации  сельскохозяйственных рынков одной  общей. Она должна была включить следующие  средства государственного вмешательства: регулирование цен, субсидирование производства и сбыта, хранение запасов, стабилизация объемов импорта и  экспорта, целевое финансирование и  другие.

Принципы реализации ОСП  были определены Конференцией представителей правительств и фермерских организаций  в г. Стреза (на севере Италии) в июле 1958 г.

Они включали:

- единство рынка, означавшее  свободное перемещение сельскохозяйственных  товаров между странами-членами  ЕС на основе единых цен,  унифицированных санитарных, ветеринарных  и других правил;

- преференции Сообщества, обеспечивающие приоритет продукции,  произведенной в ЕС, над продукцией  внешних поставщиков; 

- финансовую солидарность, предполагавшую финансирование  подавляющей части расходов на  ОСП из бюджета ЕС.

В июле 1962 г. начала формироваться  система рыночно-ценовых инструментов ОСП. Она включала:

 • целевую цену (target price) - единую в рамках ЕС желательную  цену для производителей конкретного  сельскохозяйственного продукта, служившую  основой для установления других  цен и, как правило, превышавшую  среднемировую; 

• цену вмешательства или  интервенционная цена (intervention price) - более низкую цену, по которой специальные  агентства в странах ЕС закупали невостребованную рынком продукцию;

 • пороговую цену (threshold price) – минимальную цену импорта  продукта в ЕС из третьих  стран;

 • импортный сбор, повышавший  цену импортных товаров до  уровня пороговой цены;

 • экспортную субсидию, которая компенсировала экспортеру  из ЕС разницу между высокой  внутренней и низкой мировой  ценой. 

Для финансирования ОСП в 1962 году был создан Европейский Фонд ориентации и гарантий сельского  хозяйства (ФЕОГА). Он состоял из двух частей: Секции гарантий и Секции ориентации. Секция гарантий должна была финансировать  рыночное регулирование - ценовую поддержку  и интервенцию на внутреннем рынке  ЕС и субсидирование аграрного экспорта. Секция ориентации предназначалась  для решения производственно- структурных  задач (прежде всего, рационализации землепользования и других условий производства, его  перепрофилирования, улучшения качества продукции и системы ее хранения и сбыта). Позднее для Секции гарантий основным стал неценовой инструмент – прямое субсидирование производства. Однако, исходное разделение общей  аграрной политики ЕС на рыночно-регулятивную и структурно-социальную составляющие сохранилось и до наших дней, трансформировавшись  в две «опоры» современной  ОСП.

Общая организация сельскохозяйственных рынков была полностью внедрена в  ЕЭС к июлю 1968 г. Тогда были отменены количественные ограничения и пошлины  на продовольственные товары во взаимной торговле стран ЕЭС, введен единый таможенный тариф в отношении третьих  стран.

ОСП быстро дала ощутимый позитивный эффект2. В 1962 – 1967 гг. валовая продукция сельского хозяйства «шестерки» ежегодно увеличивалась на 2,5%, а производительность труда – на 3 - 6%. Доходы фермеров выросли за это время на 20-30%, а взаимный сельскохозяйственный импорт почти удвоился. Продовольственная самообеспеченность ЕС по основным продуктам (кроме растительных жиров, кукурузы и сухого молока) достигла 100%.

В 1972 г. затраты на ОСП поглотили  около 80% бюджета ЕС, хотя доля аграрного  сектора в ВВП Сообщества уменьшилась  до 6%, а в занятости – до 13%. Высокие внутренние цены (в 2-5 раз  выше мировых) приносили выгоды в  основном небольшому числу крупных  ферм и тормозили структурную  перестройку отрасли. Почти 80% ферм в ЕС имели размеры, не позволявшие  им делать капиталовложения в модернизацию производства и внедрение новых  технологий. Сократился приток в отрасль  молодежи, половина крестьян были пенсионного  и предпенсионного возраста.

В настоящее время существует много подходов к развитию сельских территорий, большинство из них рассматривают сельское развитие в соответствии с Концепцией устойчивого развития.

Ее появление в 80-х годах  прошлого века обусловлено рядом  таких проблем, как экологический  и топливно-энергетический кризисы, демографическая и продовольственная  проблемы, продолжающиеся военные конфликты  и угроза терроризма, все большая  дифференциация уровня жизни между отдельными слоями общества и странами и прочие. Схематично устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «социальной сферы – экологии – экономики»3 (рис. 1).

Рисунок 1. Основные составляющие концепции устойчивого  развития

Экономический подход подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов. Социальная составляющая направлена на сохранение социальной стабильности и культурного многообразия. А экологической безопасность подразумевает устойчивость природных и агроэкосистем и способность их к самовосстановлению и адаптации к меняющимся внешним условиям.

В качестве наиболее известного европейского концептуального подхода  к развитию сельских территорий рассмотрена  концепция регионального сельского  развития, принцип которой связан с четырьмя аспектами сельского развития – экономическим, социокультурным, институциональным и экологическим (рис. 2)4.

Рисунок 2 Составляющие концепции  регионального сельского развития

Под экономической устойчивостью  понимается стабильное производство и  предоставление соответствующих товаров  и услуг, независимо от изменения  рыночных условий. Институциональная  и социокультурная устойчивость основывается на принципе партиципативности (вовлечения населения) и предусматривает  проявление инициативы и самостоятельности  местного населения; участие всех заинтересованных в развитии сельского региона  лиц в процессе принятия управленческих решений. Экологическая устойчивость подразумевает длительное использование  природных, преимущественно возобновляемых ресурсов. Концепция регионального сельского развития при осуществлении проектов развития предусматривает эффективное управление и адаптацию к потребностям, возможностям и проблемам сельского населения.

Кроме того, в работе рассмотрен принцип интегрированного сельского  развития, который предусматривает  комплексное (интегрированное) развитие территории и всех отраслей сельской экономики, основанное на имеющихся  в регионе потенциалах. При этом большое внимание уделяется активному  участию местного населения в  развитие сельских территорий и субсидиарному принципу – распределению полномочий между управленческими органами «снизу-вверх», (более высокий уровень административно-территориального управления действует тогда, когда задачи не могут быть эффективно выполнены на более низком). Важным условием интегрированного сельского развития отмечен эффективный региональный менеджмент – стратегический инструмент управления, обеспечивающий взаимосвязь между общественными и государственными учреждениями управления и другими региональными действующими лицами.

Информация о работе Политика европейских стран для развития сельских районов